Технология интеграции света и цифрового видео

С конца прошлого года на белорусском рынке активизировали свою деятельность производители современного светового оборудования для проведения шоу-показов. В частности, усиливается продвижение новой технологии цифрового света Digital Lighting американской компании High End Systems. Упрощенно ее суть состоит в интеграции компьютерного видеопроекционного оборудования со световыми прожекторами. То есть, для показа видеопрезентаций в огромных концертных залах или на открытом пространстве используется мастерство светотехника и его ранее казавшиеся не сильно компьютеризированными прожекторные системы. Хотя слово "прожектор" в обозначении приборов технологии Digital Lighting для шоу-индустрии вряд ли будет правильным. Общим с управляющим устройством классическими концертными софитами остался разве что размер конструктива. Новый "вычислительный видеосветотехнический центр" или центральный компьютер представляет собой медиасервер обработки видеоматериала на базе компьютера Apple Mac той или иной модификации, который управляет модулями сканирующей зеркальной системы, цифровыми видеопроекторами и любыми другими устройствами проецирования потоков света и видео. В результате можно направлять световые видеопроекции в любые точки пространства, накладывать разные видеослои друг на друга, а с помощью нескольких приборов создавать самые причудливые пространственные видеоэффекты реального времени. Разные модели приборов имеют разное число видеовыходов, видеовходов, слоев видео и слоев светоцветового оформления. В качестве сервера все больше используют мощные двухпроцессорные "Маки".

Несколькими такими приборами, смонтированными на сколь угодно большом пространстве, управляют со светового пульта или центрального компьютера при помощи стандартного протокола передачи данных DMX для световых приборов или специализированного протокола для такого рода гибридных "видеосветовых" систем. Все чаще поговаривают об унифицированном переходе на сетевой стандарт Ethernet.

Хоть такое оборудование и относится к светотехнике, дополняющей видеопроекционные средства на больших пространствах, но реально все это представляет собой интегрированную систему на стыке обработки видеосигнала и светового проецирования. То есть, более правильно приборы Digital Lighting называть полноценными цифровыми видеосветовыми устройствами с компьютерным управлением.

Используя обозначенные подходы, главным на шоу-площадке становится инженер по свету. Видеоматериалы и статичные заставки, подготовленные видеоинженерами, переносятся в медиасервер, а управление таким контентом во время шоу осуществляет художник по свету со своего пульта, регулируя как световую программу, так и видео. В результате видеоконтент для шоу дополняется геометрическими и цветовыми эффектами, число которых фактически безгранично. При этом появляются такие инструменты гибкого производства шоу, как быстрое изменение содержания видеоролика, работа с материалами в режиме реального времени, быстрые переходы к нужному месту видепотока и многие другие компьютерные "штучки". Из эффектов наиболее зрелищными выделяются возможность многослойных комбинаций видео и статичных изображений, вращение и масштабирование в трех измерениях (X, Y, Z), инверсия, стробоскопирование, изменение направления воспроизведения, управление формой светового луча и воплощение самых смелых фантазий по цвету.

Наиболее потрясающим проектом с использованием Digital Lighting была организация площадки для компьютерных игр на одном из всемирно известных фестивалей, когда геймеры, имея только джойстики или иные манипуляторы, состязались в трехмерной виртуальности при полной 360-градусной панораме. То есть, внутрь пространства, огороженного цельным экранным "забором" по кругу, заходили геймеры, а на стены "забора" с помощью большого числа синхронизированных приборов Digital Lighting проецировалась панорамная 3D-видеокартинка компьютерной игры. По свидетельству очевидцев, высокое разрешение видео и хорошо подобранный свет создавали полную иллюзию реальности игровых событий.

Работа такой инновационной техники в действии время от времени для специализированных предприятий демонстрируется и в Минске. Аудиторию приглашенных составляют, в основном, художники по свету. По сведениям "КВ", подобные современные технические решения берут себе на вооружение белорусские телевизионные каналы для подготовки специальных студийных и сценографических проектов.

Александр ОАКЛИ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

15 за 2008 год

Рубрика: 

Hardware
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя Инкогнито
"По сведениям "КВ", подобные современные технические решения берут себе на вооружение белорусские телевизионные каналы для подготовки специальных студийных и сценографических проектов" - ага, особенно знаменитый канал БТ! :)