Как построить электромобиль своими руками

Часть 3. Экологичность электротранспорта

(Продолжение. Начало в №11)

В данной статье мы продолжим ознакомление с побудительными причинами создания электромобиля. Вы сможете ознакомиться с таким аспектом электротранспорта, как экологичность.

Не буду описывать методику расчетов, она практически полностью приведена в предыдущей статье об энергоэффективности электромобилей. Приведу только данные расчетов, сведенные в таблицу сравнения экологической эффективности различных типов автомобилей. В таблице отражена экологическая эффективность исходя из выделения парниковых газов в атмосферу при сжигании исходного вида топлива.

Технология Авто-
мобиль
Исходный источник энергии Количество выделяемого углекислого газа при сгорании топлива Полная энерге-
тическая эффек-
тивность
Количество выделяемого углекислого газа на километр пути
Двигатель на природном газе Honda Civic GX Природный газ 14,4 г/МДж 0,32 км/МДж 45 г/км
Водородные топливные элементы Honda FCX Природный газ 14,4 г/МДж 0,43 км/МДж 33,5 г/км
Дизельный двигатель VW Jetta Diesel Нефть 19,9 г/МДж 0,42 км/МДж 47,4 г/км
Бензиновый двигатель Honda Civic Нефть 19,9 г/МДж 0,38 км/МДж 52,4 г/км
Гибридный автомобиль (Бензин / Электро) Honda Civic Hybrid Нефть 19,9 г/МДж 0,46 км/МДж 43,3 г/км
Электро Tesla Roadster Природный газ 14,4 г/МДж 0,97 км/МДж 14,8 г/км

Можно долго рассуждать о необходимости введения все более жестких экологических норм для автомобилей, однако какие бы не вводились санкции, автомобили с двигателями внутреннего сгорания никогда не достигнут уровня автомобиля на водородных топливных элементах (и, тем более, электромобиля) по объему выделения парниковых газов в атмосферу Земли. Водородомобиль выделяет в 1,5 раза меньше углекислого газа (электромобиль в 3 раза меньше), чем большинство обычных автомобилей. Следует отметить, что сравнение электромобилей (или водородомобилей) и автомобилей с двигателем внутреннего сгорания ведется без учета возможности использования энергии атомных, ветряных, солнечных и гидроэлектростанций (при этом эмиссии углекислого газа вообще равны нулю).

Итак, мы пришли к ожидаемому выводу, что электромобиль является самой перспективной из существующих транспортных технологий в плане выделения вредных веществ в месте использования. В отличие от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, топливо если и сжигается, то на достаточно большом расстоянии от города в топках ТЭЦ, что может радикально улучшить экологическую ситуацию внутри мегаполисов.

Остается посчитать другие источники опасности для окружающей среды со стороны электротранспорта. Разберем эти угрозы экологии подробнее.

Наибольшие опасения в плане экологичности внушает аккумуляторная батарея электромобиля. Что и говорить, во многих типах аккумуляторных батарей содержится большое количество тяжелых металлов, достаточно опасных для окружающей среды. Хочу сказать, что в настоящее время отработанные аккумуляторные батареи являются ценным вторичным ресурсом для производства новых аккумуляторов. Цена этого ресурса достаточно высока, поэтому владельцы электромобилей, скорее, продадут отработавшую свой срок батарею на переработку, чем выбросят ее на свалку. Существуют также экологически безопасные аккумуляторные батареи (к примеру, ZEBRA или чуть менее безопасные литий-ионные аккумуляторы), выбрасывание которых на свалку не приведет к экологической катастрофе. Таким образом, мы убедились, что и с этой стороны экологичность электромобилей достаточно хороша.

В электромобилях не требуется использовать такого количества смазочных материалов, как для автомобиля - не надо доливать масло в двигатель. В большинстве серийных электромобилей коробка передач отсутствует, что также ведет к отсутствию необходимости смены трансмиссионного масла.

О кузове и элементах подвески можно сказать одно - угроза экологии одинакова со стороны любого вида автомобиля, так как технология изготовления одинакова. В то же время ресурс электрооборудования (электродвигатель с контроллером) позволяет использовать начинку электромобиля даже после того, как кузов утилизируют.

Надежность электромобиля приводит к меньшей трате ресурсов на его обслуживание и ремонт. Этот момент ведет не только к уменьшению загрязнения окружающей среды, но и к существенной экономии средств на содержание электромобиля.

Сейчас модны рассуждения о том, что при снижении добычи нефти и газа человечество может перейти на использование биотоплива. Однако в настоящее время количество сельскохозяйственных угодий не сможет обеспечить весь парк существующих автомобилей достаточным количеством топлива. Таким образом, сохранение современной автомобильной промышленности обернется перспективой голода большей части населения нашей планеты. Выход из этой ситуации имеется - использование более экономичных и экологичных альтернативных транспортных технологий. Хотелось бы верить, что целесообразность внедрения электротранспорта превысит нежелание изменять существующую ситуацию со стороны правительств мира, лоббируемых нефтяными и автомобильными корпорациями.

(Продолжение следует)

Дмитрий СПИЦЫН

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

14 за 2008 год

Рубрика: 

Новые технологии
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Страницы

Аватар пользователя Mechanoid
Я слышал, что вместо аккумуляторов можно использовать конденсаторные батареи(в новостях расказывали про новые новые модели тролейбусов). Народ может кто нибудь меня просветит в том как они работают и о перспективах в их использовании.

Может автор статьи знает чего-нибудь об этом и если тема интересная, то я буду с нетерпением ждать следующего номера КВ!

Аватар пользователя Mechanoid
Просьба к автору оставте свой e-mail!
Аватар пользователя mike
Об одном, но важном, автор забыл: чтобы заряжать электромобиль, надо где-то что-то сжигать, чтобы добыть электроэнергию. Т.е., та же жопа. Посему лучщий э/мобиль - Сеть. Работать, не выходя из дома!
Аватар пользователя SF
Не обязательно сжигать, mike. Можно использовать Солнце, приливы, геотермальные источники...
Аватар пользователя Инкогнито
я только одноо из этой статьи не понял, если электромобили так замечательны, почему еще кто то до сих пор ездит на бензиновых.

Естественно, бред автора о всемирном заговоре нефтегазовых концернов за объяснение считать нельзя.

Аватар пользователя mike
>Не обязательно сжигать, mike. Можно использовать Солнце, приливы, геотермальные источники...

Фантазёры, мля. И где эти Солнце, приливы, геотермальные источники в РБ?

Аватар пользователя Mechanoid
Народ, неужели никто не знает ничего про конденсаторные батареи?

Я знаю что конденсатор накопит заряд, но как потом он сможет его постепенно отдавать.

Инкогнито

>Естественно, бред автора о всемирном заговоре нефтегазовых концернов за объяснение считать нельзя.

Инкогнито, да сам ты бред.

Аватар пользователя mike
>неужели никто не знает ничего про конденсаторные батареи?

Слыхал. Есть даже авто, где вместо аккумулятора конденсаторы, причём отнюдь не низковольтные (т.к. у-квадрат-цэ пополам). Накопление заряда - электрическое, а не химическое, т.е. ёмкостное, как в лейденской банке. Ск. нужно энергии для крутки стартёра в течение 5 секунд? Считаем: 300А*12В*5с = 18 кДж. Пусть стартерный кондёр заряжается до 100 В. Оцениваем потребную ёмкость: 2*18000/10000 = 3,6 ФАРАДЫ. Это в 3 раза больше ёмкости земного шара. Такой кондёр громаден даже будучи оксидным - вольтаж-то неслабый. Чтобы снизить ёмкость до приемлемой величины, кондёр надо заряжать до киловольта. А это в мокро-просоленном авто не хухры-мухры. Это не кратковременная искра. Поэтому от кондёров повсеместно отказались в пользу низковольтных аккумуляторов. (Ой, только не надо про ионисторы говорить.)

Аватар пользователя Mechanoid
Огромное спасибо тебе mike (old student).А, что это за такие ионисторы?
Аватар пользователя U
Емкость земного шара тут не при чем. Ионистры не надо сюда приплетать тоже. Кому надо - в инете почитает, что это такое.

Конденсаторы - не выход, а тупиковая ветка. Единственно, что может служить аккумулятором - сверхпроводники. Но это фантастика. Реально, никогда не будет электромобиль лучше обычного. А если нефти-газа не станет - можно ездить на дровах (газогенератор), как было в войну. Или на рапсе, т.е. масле из него, как сейчас в европе ездят. Да много еще на чем, но только не на электромобилях.

Кстати, посмотрите что в Минске сейчас - уничтожается троллейбусное движение...

А вы про электромобили бредите в статьях газеты о компьютерах.

Страницы