Интервью с создателями портала GameDev.by
Разработка компьютерных игр - вещь не только интересная, но и сложная. Звучит эта фраза банально, но именно она - лейтмотив разговора с создателями белорусского портала, посвящённого игростроению - GameDev.by. Думаю, большинству наших читателей будет интересна беседа с двумя интеллигентными и умными людьми, буквально болеющими GameDev'ом: В. - Виктор (Victor), А. - Александр (Relyer).
Расскажите, для начала, немного о
себе.
А.: Всегда восхищался людьми, которые создают что-либо новое. С малых лет пытался программировать, первые опыты неудачные. Но это было той дорогой, на которую я вышел благодаря своему мировоззрению - и пока ни разу не сожалел об этом. Разработка игр - это то место, где можно реализовать свои самые невозможные идеи. В играх можно передать свои ощущения через геймплей, графику, звук и т.д. комплексно. Это как прочитать книгу - но не все можно описать словами, как просмотреть фильм - но в фильме ты не влияешь никак на ход событий. Поэтому GameDev раскрывает действительно большие возможности для креативный людей.
В.: С детства увлекался всем связанным с электроникой, а позже и компьютерами. Первый компьютер, с которым довелось столкнутся, был клон ZX Spectrum, выпущенный из-под пера Брестского электромеханического завода под гордым названием ПЭВМ "БАЙТ". Вся электроника была интегрирована в один ящик, представлявший из себя клавиатуру, в качестве монитора использовался обычный домашний телевизор, а в качестве внешнего источника памяти бытовой магнитофон. О, какое это было наслаждения - подкручивать считывающую головку магнитофона для лучшего воспроизведения записи программы, улавливая на слух всю полифонию звуков; а затем, после десятиминутного ожидания в процессе загрузки, лицезреть сообщение о ее неудаче из-за того, что магнитофон зажевал пленку... Я думаю, ни один джедай познал в то время истинную сущность Дао :)
На борту было целых 48 килобайт оперативы и встроенный язык программирования - Бейсик. Но даже на этом чуде советской электронной промышленности удавалось писать довольно интересные программы. Из игр в то время любимой был космический симулятор "Еlite", за игрой в который был проведен не один вечер. Потом этот компьютер был заапдейчен системником с контроллером 5 дюймовых дискет, с операционной системой под названием TR-DOS, и 14?-монитором. Ну а потом по накатанной: Pentium 133, Duron 700, Athlon 3700+; Pascal, C++, Assembler, Java.
Поэтому дальнейший жизненный путь был предопределен, и после школы поступил в БГУИР на специальность "Информатика", которую с отличием закончил в 2005-ом году. В университете познакомился с Александром, который тогда являлся сторонником всего трехмерного и OpenGL'ного и хорошо известным в узких кругах квакером. Ну и, как говорится, слово за слово, решили к концу учебы попробовать свои силы в GameDev'е - чай, играть уже надоело, амбиций выше крыши, перед нами весь мир.
Расскажите, пожалуйста, о своем опыте в GameDev'е. Почему выбрали именно GameDev как сферу деятельности?
А: Сначала писал маленькие игры (с точки зрения финансов и риска, наибольшую выгоду из PC-сектора игрового рынка можно получить именно в сфере казуальных игр), но интерес к ним быстро пропадает. Поэтому захотелось чего-то большого и серьезного. Да, опыта создания больших проектов нет, но и Москва не сразу строилась. Поэтому мы учимся и с каждым днем подходим все ближе к своей цели.
В.: На данный момент GameDev - это скорее хобби. На жизнь зарабатываю Web-программированием на Java. Почему увлекся GameDev'ом? Ну, раньше был очень заядлым игроком. А какой рост у игрока? Либо профессиональный спорт, либо тестировщик новых игр, либо собственно разработка оных. Профессиональный спорт он и в Африке профессиональный спорт - изнуряющие тренировки и нечего хорошего для здоровья. К тестированию у меня не лежит душа. Поэтому, учитывая мою специальность, остался только один путь - в development. Первоначально все задумывалось для развития в профессии, и, учитывая весь опыт, полученный в ходе работы над проектом, эта цель была достигнута. Постепенно увлечение перерастает во что-то большее, возможно со временем проект станет полноценной игрой.
Если говорить конкретно о том, что пишем, то первая версия движка была написана через месяц с небольшим после начала: в ней был звук, графика, GUI - казалось, релиз уже вот-вот, буквально неделька - и будет у нас супер-пупер-мега-хит-всех-времен-и-народов. Но время шло - изобретали новые велосипеды, изучали грабли, искали камни под водой. Всё оказывалось не так просто, как казалось на первый взгляд. Изучались новые слова: OpenGL, DirectX SDK, OpenAL, 3DS MAX SDK, ATI SDK, AngelScript, Trac, SVN, Apache, Python и т.д. Код вылизывался и хорошел, превращаясь в красивую структуру - ему есть еще куда расти и развиваться, но, если сравнивать с первоначальным вариантом, то прогресс на лицо. Конечно, это все можно было сделать и быстрее, но так как это не основной вид деятельности, то я вполне доволен. А что будет дальше - увидим. Как говорится - следите за анонсами :)
На ваш взгляд, можно ли говорить о существовании в Беларуси индустрии разработки игр? Или это рано называть индустрией?
А: Я думаю, что как об индустрии говорить еще очень рано. Беларусь не может похвастаться своими действительно серьезными проектами. Просто команды есть, но они пока растут. Я уверен, что когда-нибудь мы придем к понятию индустрии. Но на данный момент все белорусские команды ИМХО в основном работают на запад или на Россию.
В.: По моему мнению, в Беларуси GameDev'а, как индустрии, нет. Есть конторы, занимающиеся казуальными играми, и возможно работающие на подряде у российских или других контор ближнего и дальнего зарубежья. Список белорусских команд, о которых нам удалось найти информацию, можно посмотреть на нашем сайте (gamedev.by/wiki/Белорусский_gamedev). Но, радует то, что появляется много людей, которым интересно что-то делать, чего-то достичь - и не обязательно Денег или Больших Денег. Кто-то посвящает этому свое свободное время, кто-то имеет возможность совмещать это с работой. Но плохо то, что, не найдя возможности для самореализации здесь, со временем люди уезжают. Как это ни прискорбно, но профессионалов в стране становится все меньше и меньше. А как хочется, чтобы GameDev развивался именно в Беларуси, чтобы она была открытой площадкой для проведения конференций и обмена опытом. И мы очень надеемся, что когда-нибудь так и будет.
Думаю, этот вопрос интересует многих из тех, кто играет в компьютерные игры: что же разработчики игр думают о своих пользователях? Какой пользователь для них идеальный?
В.: Ну у вас и философские вопросы :) Что думают разработчики игр о своих пользователях я не знаю. А вот какой пользователь для них - идеальный? Наверное, никакой и все сразу одновременно, т.е., другими словами, - разный. Попытаюсь пояснить свою мысль.
Нельзя говорить об идеальном пользователе без разговора об идеальной игре и идеальном разработчике. Идеальный разработчик - это разработчик, вкладывающий душу в свое творение; творение - это часть его, он фанат своего дела: сценаристы пишут захватывающий сюжет, дизайнеры рисуют восхитительные миры, программисты пишут быстрый и качественный код - именно так рождается идеальная игра. Люди творят, выражают себя через игру и преподносят ее миру как частицу себя, своих переживаний, своего внутреннего мира. Возможно, они рассчитывают еще и на материальную выгоду - но это вторично: когда материальная выгода становится первичной - творцы превращаются в ремесленников, а мы сейчас говорим об идеале.
...И вот настал тот радостный миг, когда игра родилась в долгих творческих муках и вышла в мир. ВСЕ!!! После этого разработчик над ней не властен. Игра начинает жить своей жизнью, ее любят или ненавидят, ею восхищаются или опускают ниже плинтуса, вокруг нее растет своя субкультура. Разработчик может только участвовать в этом процессе либо его игнорировать; но кардинально на него повлиять, а тем более остановить уже не в его силах. Более того, каждый человек игру воспринимает по своему, и возможно, совершено не так, как воспринимал и задумывал ее разработчик - и это есть хорошо, так как мы все люди разные.
И тут встает вопрос: а для чего люди творят? А для того, чтобы познать мир и самих себя через свои творения. А для этого им надо обратная связь от этого мира, и чем шире и более разносторонней будет эта связь, тем лучше. Через кого выражается эта связь? Через игроков. Соответственно, чем больше будет игроков и чем разнообразнее будут их мнения - тем лучше для разработчика. По-моему, так (© Винни-пух).
А.: Идеальный пользователь - это тот, который хочет платить за качественный продукт. Причем тут два ключевых слова: "качественный" и "платит". То что пользователь платит ТОЛЬКО за качественный продукт и платит за качественный продукт, даже если он есть где-нибудь в "хакнутом" виде, стимулирует разработчика не выпускать второсортные вещи на рынок очень сильно. К сожалению, у нас довольно мало людей, по тем или иным причинам готовы платить, за какую-то, как они считают, программу - набор битов, если хотите. Возможно из-за того, что нет реально качественных игр. Возможно, из-за того, что большинство даже не представляет, что такое написать качественную игру, сколько на нее команда тратит сил и времени. Но есть надежда, что это всё-таки временное явление.
Хотелось бы узнать, как вообще появилась идея портала GameDev.by? Вполне ли созрели к его появлению белорусские разработчики игр?
А.: Идея появилась благодаря тому, что в один прекрасный день мы поняли, что очень мало знаем о белорусских разработчиках, и было бы не плохо, чтобы они рассказали о себе, а возможно, и поделились своим опытом. Но, как показала практика, - по не известным нам причинам - желание у них заниматься этим отсутствует напрочь.
В.: Идея появилась просто. В один из дней посещения GameDev.ru был задан риторический вопрос: почему GameDev.ru есть, а GameDev.by нет? А дальше все было делом техники - зарегистрировать домен, найти провайдера, выбрать CMS, настроить и запустить. Основная цель была найти людей, которым так же интересно заниматься разработкой игр, попутно, по возможности, продвигая GameDev в массы.
Насколько созрели к его появлению белорусские разработчики игр - решать им. А мы пока работой проекта довольны и останавливаться не намерены. Недаром подпись к сайту - "Melius non incipient, quam desinent" ("Лучше не начинать, чем остановиться на полпути" - латинская пословица).
Если не секрет, кто составляет самую активную часть аудитории портала?
В.: Точной переклички не проводили, но, скорее всего, студенты, заинтересованные GameDev'ом и люди, им сочувствующие; также есть пару человек из крупных компаний, но они скорее представляют себя лично, а не свои фирмы. Если же судить по логам, то основной поток посетителей идет из Беларуси, России и Украины. В Беларуси в основном Минск, Витебск и Гомель.
А.: Да, именно люди, которые ищут себя в области разработки игр. Есть люди, которые уже достаточно давно в Игростроении - но их, к сожалению, очень мало.
Сотрудничаете ли Вы с какими-либо еще порталами по GameDev'у или с другими командами разработчиков?
A.: В первую очередь сотрудничаем с самими пользователями портала GameDev.by. Их предложения, конструктивная критика, а также пожелания о дальнейшем совершенствовании проекта очень помогают в его развитии. За что им большое спасибо.
В.: Очень активно сотрудничаем с белорусской командой rainforce.org (пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить лично Анатолия (aka Тектонов) за оказанную помощь в решении проблемы хостинга и ряда других вопросов). Было приятно узнать, что в стране, где все в основном думают только о деньгах, есть люди, которые пытаются найти способы развития интересных проектов и руководствуются более возвышенными ценностями.
А проводятся ли собрания белорусских разработчиков игр, семинары, конференции - виртуальные или реальные? Если нет, планируются ли в будущем?
В.: Виртуальные - на IRC сервере irc.bynets.org в канале #GameDev.by проводятся лекции (конференции) на темы, связанные с разработкой игр. Материалы лекций планируется выкладывать на сайте. По поводу реальных - основная загвоздка с помещением. Возможно, в будущем что-нибудь и будет, но не скоро. Не созрело еще комьюнити для глобальных посиделок :)
А.: Семинары иногда организовывает фирма SteelMonkeys. Попасть на них не получилось, а какой либо информации об итогах у них на сайте нет - поэтому подробности не известны. Но, предполагаю, что основная цель этих семинаров больше в поиске новых кадров, чем в продвижении GameDev'а в массы.
Каких новостей ожидать в ближайшее время в работе портала, каковы планы на будущее?
В.: Основные приоритеты на данный момент по-убывающей: работа, проект игры, портал GameDev.by. Из планов - во-первых, пополнять контент по возможности новыми и актуальными статьями. Во-вторых, слегка переделать главную страницу, дав возможность пользователям максимально быстро и удобно добавлять новостные линки с краткой анатацией на полезную с их точки зрения информацию в Интернете, связанную с GameDev'ом. В-третьих, для особо активных пользователей выделить почтовые адреса вида <имя>@gamdev.by и личный OpenID идентификатор. Ну и собственно по мере сил дорабатывать дизайн и исправлять найденные баги - куда уж без них :)
Что ж, спасибо за интервью. Думаю, читатели присоединятся к моим пожеланиям успеха в ваших начинаниях!
Интервью провёл Вадим СТАНКЕВИЧ
Комментарии
Можа проста гэта іх няма ў індустрыі? :)