Рисование - это способ познания мира. Вся современная письменность начиналась с рисунков первобытного человека на стенах пещеры. Для ребёнка рисование - это не просто игра, а начало осмысления окружающей действительности. А раз так, то давайте взглянем на компьютерные программы для рисования для детей без высокомерия знатоков Photoshop или Gimp.
Ниже пойдёт речь о двух программных продуктах - Tux Paint и Kturtle. Эти программы созданы специально для детей, которые любят рисовать. Хотя почему только для детей? Любительское рисование - это хороший отдых и психологическая разгрузка для взрослых.
Tux Paint
Компьютер, благодаря современным векторным и растровым пакетам, предоставил огромные возможности художникам для манипуляций с графическим контентом. Но взамен за эти возможности была утрачена простота процесса рисования. Создание даже не очень сложных изображений в том же "Фотошопе" требует длительного разбирательства с интерфейсом программы. Попытка разобраться со всеми настройками инструментов и всеми этими выпадающими меню очень быстро убивает желание что-нибудь намалевать даже у взрослого человека, не говоря уже про детей.
Для детского рисования нужны специальные программы с интерфейсом, что рассчитаны на массового пользователя, а не на вундеркиндов. И в то же время эти программы должны быть функционально помощнее, чем тот же стандартный MS Paint, что годен разве на рисунки типа "палка-палка-огуречик".
Такой программой вполне является детский редактор Tux Paint (www.tuxpaint.org). Не трудно догадаться по присутствию слова "пингвин", что эта программа пришла из мира GNU Linux.
Основной особенностью этого редактора является, конечно же, интерфейс. Никаких выпадающих меню, никаких окон с настройками, никаких диалогов с ползунками, полями ввода данных и переключателями. Нет даже пресловутого главного меню "файл-правка-справка", чтобы ничто не отвлекало от рисования, все системные программные настройки вынесены в конфигурационный файл. Процесс рисования приближен к обычному традиционному рисованию на бумаге. У главного окна слева находится панель с выбором инструментов, а справа панель выбора функциональных возможностей инструмента. Внизу находится палитра, а также панель комментариев и подсказок вместе с потешным пингвином. Проще и удобнее интерфейс для детского редактора графики мировая наука вряд ли когда-нибудь придумает.
Простота позволяет сконцентрироваться уже не на заморочках интерфейса, а непосредственно на содержании рисунка, а также на таких понятиях, как оптический и логический центр композиции, мажорные и минорные диагонали, правиле третей и золотом сечении.
Функциональность редактора довольно обширна. Это около тридцати разновидностей кистей, около пятнадцати эффектов - размытие, мел, растирание и т.д. Редактор позволяет вставлять заранее готовые штампы-картинки. Причём, возможно, эти картинки как переворачивать вертикально и горизонтально, так и изменять их масштаб. В результате есть простор для творческой фантазии ребёнка: жанром рисунка может быть и простая раскраска по заранее заготовленному контуру, это может быть и "рисунок красками", а может быть и аппликация.
Мало того, если маму или папу дитяти случайно угораздило выучить "Фотошоп", то эти знания здесь не пропадут. Легко добавить к готовым кистям и шаблонам свои собственные, созданные уже во взрослых редакторах. Tux Paint по полной использует все возможности формата png, так что процесс создания штампов является не менее творческим, чем само рисование. Ну а если папу или маму угораздило ещё изучить какой-нибудь звуковой редактор, то ко всем этим кистям и шаблонам легко добавить собственные звуковые комментарии.
Tux Paint влюбляет в себя. Свидетельством тому является обширная галерея работ от благодарных детей на официальном сайте этого редактора. Причём, уверен, Tux Paint понравился не только детям, так как многие рисунки на этом сайте сделаны весьма "нипадецки". Поэтому советую обратить на этот редактор рисования внимание и тем, кто детьми не обременён.
Kturtle
Аппетит у детей приходит во время игры. Наигравшись традиционными рисунками в Tux Paint, дитё может захотеть чего-нибудь большего. Есть такие картинки, которые вручную не нарисуешь. Это, например, всякие фракталы красивые и всё такое, о чём так живописно пишет в "КВ" А.Колесников. Действительно, компьютерная визуализация - демосцена - стала практически отдельным направлением в изобразительном искусстве.
И для приобщения детей к этому миру программируемой графики также имеется в мире GNU Linux программка. Но теперь на помощь к нам спешит не пингвин, а зелёная черепашка Kturtle - образовательная программа на основе языка ЛОГО edu.kde.org/kturtle.
Как мы уже говорили выше, рисование помогает познанию, в том числе помогает познавать и программирование. Черепашка ползает по холсту и рисует линии и фигуры, тем самым являясь как бы метафорой, помогающей связать конкретное рисование черепашки с абстрактными понятиями в программировании.
Kturtle представляет собой эдакий IDE: в правом окне расположен редактор кода с подсветкой синтаксиса, а в левом окне расположен холст, на котором рисует зелёная черепашка. Язык ввода команд не сводится к одному английскому - команды можно записывать и на русском, немецком, французском. В лучших традициях программ из набора KDE Kturtle имеет весьма подробную справку на многих, в том числе и на русском, языках по всем командам для черепашки и элементам интерфейса программы. Примеров хотелось бы побольше, конечно же.
Первоначальные команды по управлению черепашкой просты. Они указывают направление движения черепашки, место перехода, размер, цвет пера, которым черепашка рисует, и размер и цвет холста, на котором происходит рисование. Черепаха может выводить и текст различного формата. Типов данных всего два - число и текст. Естественно, имеются циклы и условия. Есть возможность определять свои функции. Интерактивность реализована через диалог - окошко, в котором предлагается ввести какие-либо данные.
Всё это позволяет создавать графику, как минимум, сопоставимую с графикой легендарной классики - ZXSpectrum. Это и сложные разноцветные фигуры, и анимация. Вот только работа со спрайтами в Kturtle не реализована. Но и того, что есть, достаточно, чтобы, глядя на черепашьи рисунки, бородатые хакеры-пенсионеры стёрли с лица скупую слезу умиления и ностальгии.
Ведь, по большому счёту, обучение всегда строится на основе классики, будь то литература, музыка и т. д. И программирование здесь не исключение. Черепашка ЛОГО, придуманная в легендарной Лаборатории Искусственного Интеллекта Массачусетского технологического института (MIT, USA) профессором Сеймуром Папертом (Seymour Papert), давно является признанной классикой в деле обучения. Но концепция черепашки (первоначально это был эдакий ползающий робот), а также история легендарного MIT, где зародились компьютерные игры и хакерская культура, - это тема для отдельной статьи.
В общем, всячески рекомендую эти две замечательные программы. Не всё ж с фотомыльницами возиться - на компьютере вполне можно и порисовать. При помощи этих программ рисование для детей всех возрастов может стать не менее простым делом, чем возня с фотографиями в Picasa.
Михаил АСТАПЧИК
Комментарии