"...насколько мне
известно, практически никто из
них не делает систем, способных
рассуждать по аналогии. Это
очень важно, так как способ
людей решать проблемы - это, в
первую очередь, обладание
огромным количеством здравого
знания, может быть, 50-ю
миллионами маленьких историй
или воспоминаний, и при
столкновении с какой-то
неизвестной системе поиска
ситуацией среди этих 50
миллионов старых историй
находятся по аналогии пять или
десять, представляющихся
наиболее соответствующими
конкретной ситуации. Это
рассуждение по аналогии". Из интервью Марвина Мински (Marvin Minsky) журналу Discover, январь, 2007 |
C-ELROB проводился с 13 по 16 августа в Monte Ceneri (Швейцария). Вообще, любые мероприятия, которые происходят летом, не так многочисленны по количеству участников, по сравнению с другими. Так произошло и в этом году с выставкой-соревнованиями Civilian ELROB (сокращенно C-ELROB), которая собрала только 13 команд из пяти стран: Германии, Швейцарии, Польши, Португалии и Финляндии. Не было ни Великобритании, ни Франции, ни Италии. Само Civilian ELROB этого года, что понятно из слова Civilian, посвящено гражданским моделям роботов, которые могут успешно применяться в охране, разведке, обнаружении взрывчатых и токсических веществ, плюс патрулирование определенных периметров. Кроме Civilian, будет еще и военный вариант, но уже в следующем, 2008-м.
Конечно, очень знаковым событием можно считать ELROB прошлого года. Ведь там было вообще впервые показано, что у Европы есть арсенал не хуже, чем в тех же США. Хотя как... не хуже, по-моему, весьма неожиданным стал вопрос об участии британской QinetiQ, поскольку были ограничения на то, что на ELROB свою продукцию могут представлять только европейцы, причем не сотрудничающие с правительственными организациями других стран. Но QinetiQ имеет прямое отношение к американской Foster-Miller, поставляющей роботов на вооружение армии (!) США. В общем, это был только один такой случай, а основной задачей, кроме демонстрации техники, стояло получение военных заказов. Причем, как все подозревают, больше всех воюют сейчас как раз-таки США, а американские производители не могут поставить того необходимого объема робототехники и комплектующих, который требуется. Вполне возможно, что европейцы хотели показать свой класс и перед американскими заказчиками.
В прошлом году, при описании тех событий, вашему покорному слуге очень повезло, поскольку он взял интервью у руководителя известной швейцарской компании Macroswiss SA Чино Робина Кастелли. На данный момент достаточно уместным будет перечисление некоторых сказанных им фраз, ведь нет ничего лучше первоисточника:
Вы были на ELROB 2006. Не могли бы кратко
ввести наших читателей в курс
события, как именно Вы его видите?
Какие основные цели были у
Швейцарских команд в данном
мероприятии?
ELROB было первым реальным событием в Европе, освещающим военные UGV (беспилотные наземные машины - Unmanned Ground Vehicles, прим авт.). Оно стало некоторым мостом между пользовательскими предвкушениями и существующими технологиями, которые могут позволить или предоставить современная промышленность, потребители и разработчики. В рамках единого мероприятия можно было увидеть существующих роботов в реальных миссиях, причем в очень короткий срок все могли понять нынешние реалии в рамках соревнований между предприятиями и сообществами разработчиков. "В краткие сроки" - это ключевое понятие для ELROB, причем такая постановка вопроса начиналась еще в 2004 году в Бонне, в рамках NATO Workshop "Multi-Robot Systems in the military domain" IST-032 - RTG =14, где определялись типовые сценарии для европейских систем UGV (более подробная информация на www.european-robotics.org). Вы можете скачать White Paper по адресу www.fgan.de/~natoeuro/EuropeanRobotics-WhitePaper.pdf. Я приложил резюме к этому документу (я был его соавтором), где показаны основные сценарии. Цели команды Macroswiss были, прежде всего, в представлении наших роботов и возможностей компании для потребительского сообщества, и, в то же время, хотелось увидеть, как наши UGV выглядят, по сравнению с другими участниками в соревновательном режиме. К тому же было интересно посмотреть на другие UGV, существующие на рынке, выбрать, с каким из университетов мы сможем сотрудничать в дальнейших разработках. Я не могу сказать многого о целях второй швейцарской команды (EPFL - это машина SmarTer, прим. авт.) и рекомендую обратиться к ним через страницу ELROB (www.ELROB.org).
Какие наиболее перспективные сферы практических исследований для систем ближайшего будущего Вы видите на сегодня?
Я думаю, что основные усилия в течение ближайших лет будут направлены на возможность сетевых взаимодействий между различными системами UGV, а также между UGV и UAV(беспилотная авиация).
Какие материалы Вы используете в своих роботах?
Наши роботы, главным образом, созданы из высокоплотного нейлона, который не может служить препятствием для радиосвязи, причем обеспечивает жесткость корпуса и его элементов, водонепроницаемость и легкий вес.
Несколько слов о QinetiQ CIP (Common Interface Protocol)...
Протокол QinetiQ CIP (Common Interface Protocol) позволяет отдельным независимым устройствам и сабсистемам работать совместно, а управление ими производится с помощью схожих систем управления и команд из одной архитектуры. Это похоже на то, что многие роботы имеют один язык управления. К тому же, с использованием CIP один робот может управляться консолью, запрограммированной для другого. CIP является частью проекта JAUS (Joint Architecture for Unmanned Systems), который используется в армии США.
В общем, если отвлекаться на события 2007-го, то внедрение JAUS мы могли уже наблюдать в студенческих соревнованиях этого года IGVC (www.igvc.org). При этом сам CIP стали обсуждать несколько раньше, посему в рамках C-ELROB 2007 было продемонстрировано взаимодействие воздушных и наземных беспилотных машин. Это было одним из соревнований. Что еще интересное хотелось бы выделить, на ELROB этого года состязания разделялись на Urban (городская местность) и Non-Urban (природный ландшафт). Первый вариант предусматривает работы беспилотных машин в рамках городской местности. У этого вопроса есть несколько граней, и на самом деле описание обеспечения беспроблемной связи в стиле LANDroids, тендер на разработку которых в этом году объявила DARPA, в Европе пока широко не озвучивалось. A LANDroid'ы - это небольшие однотипные устройства, которые обеспечивают сетевое покрытие на определенный периметр, особенно в тех местах, где проникновение прямого сигнала не доступно (например, подземное сооружение, бункер и т.п.). И это одна из самых важных проблем для применения беспилотных роботов в рамках городской местности, и, кстати, не только роботов, но и обычных солдат, которые могут оказаться "вне зоны доступа".
Вообще, хоть соревнования этого года и решали гражданские позиции использования роботов, много информации, как всегда, не очень доступно, хотя в Интернете можно встретить несколько принципиальных схем и подробных технических описаний тех машин, которые привозились.
Вернемся к вступлению
На самом деле, в начале этой статьи приведена цитата очень известного человека, профессора MIT, как его еще называют, "гуру искусственного интеллекта". Европейцы в большинстве случаев подходят к роботам более тривиально, то есть, они не ставят задачу наделения машин каким-либо уровнем разума. То есть, дистанционное управление и все тут. Американцы больше надеются на реализацию автономных машин, способных на принятие самостоятельных решений. Мы об этом уже много писали. И если раньше это все могло видеться чем-то больше из сферы научной фантастики, то сейчас уже есть конкретные реализации. Нужно отметить, что американская программа по роботизации к 2015 году своей армии Future Combat Systems к 2007-му уже очень сильно развилась. К примеру, сейчас разработаны системы, состоящие из достаточно простой элементной базы (остроконечная капсула с датчиками сбрасывается с самолетов и вонзается прямо в землю), но в самой платформе предусматривается и некое подобие искусственного интеллекта. Эти системы могут по базе собственных данных определять те или иные цели, после чего они атакуют их либо самостоятельно, либо указывая точные координаты для самоходных артиллерийских орудий, которые могут находиться в нескольких километрах.
Марвин Мински описал нечто подобное, то есть у таких систем есть память, по которым они могут определять цели. Многие шахматные программы, помимо того, что могут базироваться на расчетах ситуаций на определенную глубину, все-таки используют в своей основе и имеющиеся базы дебютов и т.д. Это тоже можно сравнить с некой исторической памятью, и зачастую им (этим программам) нет необходимости в некоторых случаях рассчитывать ситуации, если они были вычислены ранее. То есть мы говорим и о самообучении. О чем-то подобном мы писали весной этого года в рамках материалов по искусственному интеллекту.
И что хочется отметить отдельно: пока нет существенной разницы в том, предусмотрена ли в роботах автономность в принятии решений или они просто связываются с командным центром, и все решения делаются там. Ведь искусственный интеллект может быть сосредоточен и в рамках командного центра. При таком раскладе тот же Starcraft или нечто подобное может послужить прототипом для военных систем будущего. Углубляясь в эту тему, нужно сказать, что еще до возникновения ELROB европейские военные работали на виртуальных тренажерах, отрабатывали на них тактику, совместное взаимодействие и так далее. Есть даже специальные компьютеризированные военные лагеря, о которых писали несколько лет назад, и подобную информацию сейчас можно легко найти в сети.
То есть, на данный момент, и примерно еще несколько лет в будущем, будут откатываться чисто технические моменты по комплектации, материалам, решения вопросов связи, нахождения новых типов вооружения. Поэтому прошедший C-ELROB можно рассматривать как промежуточное событие, в следующем году мы сможем увидеть уже "военный" вариант выставки и состязаний, и, скорее всего, очень многое из того, что будет там, уже приобретет статус закрытой информации для журналистов и обывателей.
Пока, не зависимо от того, что беспилотная техника развивается весьма быстро, все-таки на эти технологии еще смотрят как на будущее. Причем, например, беспилотная авиация считается в этой области пионером, основные наработки в ней произошли лет 15 назад, а сейчас же увидеть ее можно достаточно редко. Хотя некоторые прототипы были доступны для просмотра даже на белорусской военной выставке, которая состоялась летом.
И развиваться все будет эволюционно, поскольку на первых этапах должны заменить дешевую рабочую или военную силу, особенно в вариантах, где предусмотрен большой риск, а после мы уже сможем говорить о чем-то более глобальном, связанном едиными протоколами связи и управления и чем-то уже напоминающим компьютерные военные стратегии.
Кристофер,
christopher@tut.by