"Какая разница - русская
электроника, американская
электроника, - все равно все в
Китае сделано!" (с) "Армагеддон" |
На минувшей неделе мировая IT-индустрия была очень сильно напугана. И не только очередным обвалом на биржах - причиной испуга стала большая политика (которая, как известно, есть продолжение экономики). В очередной раз сцепились США с Китаем, да так, что обитатели Силиконовой Долины всерьез задумались о своем будущем.
Начну с того, что сейчас большинство электронных компонентов и готовых устройств производится на Тайване, который на минувшей неделе подвергся жестокому удару тайфуна. Да такому, что прекратить работу было вынуждено большинство промышленных предприятий. Но это еще цветочки.
Гораздо страшнее обещаемый аналитиками обвал доллара. Поясню ситуацию. Сейчас американские компании в своем большинстве заказывают готовую продукцию на Тайване и в Китае. В самих США остались головные офисы IT-гигантов, которые занимаются маркетингом и разработкой новых продуктов. А собирают те же iPod'ы безвестные китайские рабочие. Немногие еще оставшиеся в Штатах заводы закрываются один за другим. Рухнет доллар - и производственные мощности могут просто забрать себе китайцы (и тайваньцы - те же китайцы). Причем очень дешево. Хороший пример - китайская Lenovo. Пару лет назад она купила подразделение IBM по производству ПК за 1,25 млрд. USD и с тех пор развивается просто-таки гигантскими темпами, на глазах становясь крупнейшим в мире производителем персоналок. Кстати, Lenovo теперь ведет переговоры о покупке нидерландской Packard Bell. В случае успеха Lenovo сможет серьезно укрепить позиции на европейском рынке потребительских ПК.
А что же Европа? А она свою компьютерную промышленность практически потеряла. Ноутбук, на котором я набираю эти строки, - Fujitsu-Siemens - собран в Германии. На последнем в Европе предприятии по сборке компьютеров. Правда, сейчас свои европейские заводы строят AMD и Intel, но вряд ли они "сделают погоду".
Не знаю, велик ли в Калифорнии сейчас спрос на услуги преподавателей китайского языка, но что учить его обитателям Силиконовой Долины скоро придется - это точно.
Косвенным свидетельством кризиса американской IT-индустрии стало намерение компании Dell пересмотреть финансовые итоги своей деятельности с начала 2003 года до первого квартала 2007 года. Руководство компании призналось, что подтасовывало финансовые показатели, чтобы они соответствовали плану. Финансовый директор Dell Доналд Карти заявил, что были найдены "доказательства мошенничества" и "выручка, которая должна быть полностью списана". Аудиторы обнаружили, что в одном из эпизодов в бухгалтерии отражена поставка, которой вообще не было.
А вот интересный факт: компания Adobe намерена стать ведущим игроком на беспроводном рынке. Но добиться этой цели будет очень сложно. Сейчас программный продукт компании Adobe Flash используется только на некоторых моделях телефонов. Но компания намерена преодолеть эти барьеры и распространить свою технологию повсеместно. Цифры таковы: Adobe намерена добиться того, чтобы к концу года ее технология использовалась на 270 млн. гаджетов. А к 2010 году в планах компании увеличить это число до 1 миллиарда аппаратов.
Кстати, о цифрах. По данным Всемирной ассоциации поставщиков оборудования для мобильной связи (GSA), общее число абонентов GSM/WCDMA/HSPA-сетей во втором квартале 2007 года превысило 2,5 миллиарда человек. Из них 1 миллиард (или 39,4%) - жители азиатско-тихоокеанского региона. За первое полугодие 2007 года число абонентов GSM/EDGE/WCDMA/HSPA-сетей увеличилось на 564 млн. человек, а абонентов CDMA-сетей - на 50 млн. В Китае и Индии совокупный рост абонентов GSM-сетей составил 11,2 миллиона человек. Количество абонентов WCDMA-сетей увеличилось на 137 миллионов и, как ожидается, к 2009 году достигнет 500 миллионов абонентов. В 213 странах/регионах мира насчитывается 718 коммерческих GSM-сетей. А 3G/WCDMA-сети есть в 78 странах.
А в Великобритании обильные ливни привели к росту интернет-торговли на 80%, по сравнению с предыдущим годом. Соответственно, рост объемов электронной торговли происходит на фоне снижения продаж обычных магазинов.
Виктор ДЕМИДОВ
Справка "КВ"
Lenovo основана в 1984 году на средства Китайской академии наук. В декабре 2004 года приобрела подразделение по выпуску персональных компьютеров IBM за 1,25 млрд. USD. По оценке Gartner Group, в I квартале 2007 года Lenovo продала 9,9 млн. ПК - это третий показатель в мире после HP и Dell. Выручка в финансовом году, завершившемся 31 марта 2007 года, - 14,6 млрд., чистая прибыль - 161 млн. USD.
Комментарии
Выпуск готовой продукции - это "вспомогательные работы"???
> основные финансовые центры находятся в США и Европе
Да, а такие активы, как работающие заводы и фабрики - в Китае. Кстати, по золотовалютным резервам Китай - второй в мире (после США).
> туда съезжаются ученые со всего мира (в том числе и из Китая
А еще менеджеры из Китая. И те, и другие набираются ума-разума и возвращаются обратно.
> усилится европейская составляющая, т.е. некоторые центры сместятся в сторону Европы
За счет каких ресурсов?
P.S.: Мне, как и автору статьи, не нравится нарастающее доминирование Китая в ИТ-отрасли. Но отрицать очевидное - глупо.
Если посмотреть на это с точки зрения глобализации, то Китай выполняет роль огромного завода, выпускающего дешёвую продукцию среднего/низкого качества. Они забрали себе какой-то "кусок пирога" в мировой IT индустрии, но не стоит переоценивать его стоимость. Китайцы пытаются вытеснить не качеством, а количеством.
> Да, а такие активы, как работающие заводы и фабрики - в Китае. Кстати, по золотовалютным резервам Китай - второй в мире (после США).
Советский Союз при Сталине тоже выглядел многообещающе. Всё бурно развивалось, хоть и на человеческих костях. Но правда состоит в том, что подобно СССР - развитие Китая очень уж однобокое, болезненное, несбалансированное, с массой уязвимостей. Пока Китай очень далёк от экспансионной экономической модели Японии, которая была перенята у США. Активы у них есть. Но это всего лишь активы, которые подобны компьютеру без ПО. Они пока не научились их использовать эффективно, они не умеют грамотно позиционировать на рынке свою продукцию, они работают на чужие бренды, вместо того чтобы создавать свои, пока за ними закрепился ярлык производителей "одноразовых" некачественных товаров быстро выходящих из строя, PR прямо скажем у них слабый, потому что кроме учений о марксизме они ничего не знают, экономических институтов явно не хватает. А про политику я думаю мы не будем говорить, хотя сумасшедшая компартия тоже может подвести в любой момент.
> А еще менеджеры из Китая. И те, и другие набираются ума-разума и возвращаются обратно.
На сколько я знаю, это относится к японцам. Но не к китайцам. Если талантливый китайский менеджер переехал работать в США, то с большой долей вероятности там он уже и останется. Это ему просто выгоднее, чем например возвращатся в непредсказуемую коммунистическую страну.
А у японцев другие традиции, национальные и культурные ценности, они будут прилагать максимум усилий для развития своей страны. Тем более условия для ведения бизнеса там ничуть не хуже чем в Европе или США.
> За счет каких ресурсов усилится европейская составляющая?
За счет интеллектуальных людских ресурсов. Это по-моему самые главные ресурсы.
P.S. Я тоже не в восторге от некоторого усиления китайских позиций, но я настроен более оптимистично.