В начале 90-х советская ЭВМ ЕС-1036 позволяла подключать к себе более 200 терминалов |
Идея терминальной системы в компьютерной сети лаконична, как все гениальное. Ее суть в том, что вычислительные процессы всех инсталлированных приложений переносятся на сервер, а маломощные рабочие станции используются только для ввода необходимых параметров/данных и отображения результатов на мониторе пользователя. В компьютерных сетях под управлением операционной системы Microsoft Windows такой режим работы можно запросто настроить, даже не зная тонкостей терминального доступа. Когда же задумываешься о создании полноценной терминальной системы для информационной безопасности компании и организации работы с ресурсоемкими приложениями на "слабеньких" ПК, то, помимо продуктов Windows, белорусские дилеры софта предлагают, прежде всего, рассмотреть альтернативные решения от разработчиков Citrix. Но в аннотациях и рекламных описаниях на программное обеспечение "Citrix Access Suite", в основном, на языке продвинутых программистов описываются высокие функциональные показатели продукта и встроенные мощные инструменты для корпоративной сетевой инфраструктуры. Для ознакомления на уровне "несетевого профессионала" с Citrix, в сравнении с обычной терминальной системой (например, терминальным режимом Windows 2003), необходимы разъяснения специалиста, понимающего тревоги и сомнения обычного пользователя, всегда с опаской воспринимающего все новое. Популярно для "непрофессионалов" о софтверной платформе Citrix рассказал в интервью "КВ" Виталий Татарченко, сертифицированный тренер Учебного центра (Microsoft Certified Trainer, Citrix Certified Enterprise Administrator) компании Softline в Беларуси.
- Что нового разработано Citrix, в
сравнении, скажем, с терминальными
системами Microsoft?
- Смысл, конечно, не меняется - все задачи выполняет сервер, клиент только отправляет клики + перемещения мыши и нажатия на клавиатуру, а принимает изменения экрана и звук.
Только в случае использования Citrix появляются дополнительные, расширенные возможности использования терминальных сервисов как на уровне безопасной централизованной доставки приложений, так и централизованного администрирования. Это централизованное управление, установка/обновление приложений, фирменные технологии, позволяющие нормально работать даже на низкоскоростном соединении (wap, модем), функции изоляции приложений, имеющих проблемы при работе на сервере терминалов, технология доступа к приложениям через веб-интерфейс и многое другое.
- Если предприятие приобретает Citrix Access Suite для перевода всех своих сотрудников на эту платформу, то что изменится в плане привычной компьютерной работы для рядового пользователя?
- В общем-то, с точки зрения обычного сотрудника, только добавится возможность запуска приложения. Citrix устанавливается на привычную для администратора серверную платформу, для пользователя опубликовывается в привычные ему местах новое приложение (в меню "Пуск", в виде ярлыков на рабочем столе). То есть для пользователя практически ничего не изменится.
- Чем Citrix Access Suite превосходит терминальную систему на Windows 2003?
- Тем, что он специально "заточен" под работу в терминальном режиме. Предоставляет более быстрое, гибкое, безопасное и эффективное решение для обеспечения доступа к приложениям, обладает большими функциональными возможностями. В принципе, Citrix Presentation Server - это программная надстройка над стандартными терминальными сервисами Microsoft (Unix и т.д.), которая использует свой собственный протокол для обеспечения доступа пользователя к опубликованным для него приложениям. Это примерно как сравнивать обычное авто с гоночным болидом, специально спроектированным для гонок и победы. Или, например, сравните стандартную утилиту записи компакт-дисков в WinXP и Nero Burning ROM.
- Citrix Access Suite требует более высоких характеристик сервера, нежели терминальная система на Windows 2003?
- Нет, в общем-то. Все, в основном, определяется требованиями тех приложений, которые необходимо открывать для работы пользователям.
- Citrix Access Suite может быть установлен на компьютеры с любыми ОС и прикладными программными приложениями?
- Серверная часть - только на серверные операционные системы, клиентская часть - практически на любую ОС. На серверы Citrix можно устанавливать практически любое программное обеспечение. Хотя, перед вводом в эксплуатацию, естественно, необходимо протестировать корректную работу программного обеспечения и его совместимость со средой терминального сервера. В принципе, одна из фишек Citrix - изолирование приложений - позволяет устранить много проблем с корректной работой приложений на работающем сервере в режиме сервиса терминалов.
- Начиная с какого количества рабочих станций целесообразно устанавливать Citrix?
- В первую очередь, целесообразность использования программного обеспечения определяется требованиями бизнеса. Во вторую - соотношением цена/качество/положительный результат. То есть задается вопрос: что мы получим в результате? И если расходы на приобретение ПО, его внедрение и поддержку будут меньше, чем предполагаемые выгоды, полученные в результате его использования, то принимается решение о приобретении. Если проще: скольких зайцев мы убьем одним выстрелом. Платформа Citrix целесообразна для больших и средних предприятий с разветвленной физической (географической), но централизованной структурой управления подразделениями. Критерий по количеству рабочих станций на практике не используется.
- Для каких систем и в каких случаях вы не рекомендуете Citrix?
- Сложно ответить. Обычно мы продукт рекомендуем. Традиционно, к самому терминальному доступу приходят для решения каких-либо возникающих проблем, решения новых задач, новой концепции бизнеса, переброски задач, требующих больших вычислительных мощностей, чем может обеспечить рабочая станция, на сервер. Как правило, это происходит поэтапно. На первом этапе системный инженер (администратор) приходит к тому, что какие-либо задачи целесообразнее выполнять, используя терминальные технологии. Часто на этом же этапе внедряют терминальные сервисы Microsoft. После чего наступает второй этап, на котором инженер может задаться вопросом - а какие наработки еще есть в области терминальных технологий и какими преимуществами они обладают. Может быть, они более подойдут под решение поставленных задач или их функционал является оптимальным для их решения. Именно на этом этапе рассматривают наработки сторонних фирм.
- Из-под Citrix можно при необходимости работать локально на компьютере пользователя с CD, флэшкой, принтером?
- Практически все локальные и периферийные устройства, находящиеся на клиентском компьютере, могут быть подключены.
- Чем Вы объясните тот факт, что спрос в Беларуси на Citrix недостаточно высокий?
- Насчет спроса не могу ничего сказать, не владею достаточным количеством информации. Тут палка о двух концах - Citrix используют многие, но не все пока что покупают. Тут, естественно, влияет как общая ситуация с рынком лицензионного ПО, нацеленного, в первую очередь, на крупных корпоративных заказчиков, так и сами цены на продукт. Плюс - сама психология потребителя, привыкшего, что все "лицензионное" ПО продается практически бесплатно пиратами или выкачивается из Интернета. Но нужно помнить о том, что, покупая ПО у производителя, пользователь может рассчитывать на получение целого ряда преимуществ, а именно - техническую поддержку, возможность получения обновлений и др.
Подготовил
Александр ОАКЛИ,
[email protected]
Комментарии