Речь в статье пойдет не о коммерческом проекте выпуска аудио-книг для потребителей, а о компьютерных средствах озвучивания для использования слабовидящими людьми в нашей стране. По признанию незрячих людей, уши для них - главный орган получения информации из внешнего мира. В Беларуси более 30 тыс. людей с нарушением зрения. Для них аудиосредства - незаменимый помощник в обучении, быту и практической работе. Отечественная компьютерная программа создания аудио-книг для слепых была разработана ООО "Инво-сервис" в 2005 году. Информационным же поводом интереса СМИ к разработкам в Республике электронных звуковых средств послужило объявление администрацией Парка высоких технологий (ПВТ) о завершении работы над пилотным проектом "Говорящий учебник" для детей с нарушением зрения.
Официальная презентация
21 февраля администрация ПВТ и Министерство образования провели презентацию отечественных программных продуктов для незрячих пользователей ПК. Акцент был сделан на анализ применения для обучения в специальных средних школах.
В начале мероприятия заместитель директора администрации ПВТ А. М. Мартинкевич рассказал о том, как проходила работа над проектом, начавшаяся в октябре 2006 г. Была создана рабочая группа, в составе компетентных программистов, специалистов по выпуску литературы для незрячих, педагогов и психологов. После анализа рынка, где присутствуют предложения и иностранных разработчиков, были выбраны две белорусские компании, которые имеют технологии для создания говорящих учеников. В качестве пилотного проекта предлагалось разработать учебник физики для детей с нарушением зрения. Такой выбор обусловлен сложностью донесения учебных материалов по физике до незрячего учащегося средней школы, по сравнению с другими дисциплинами, не имеющими сложных формул, таблиц, схем и др. Выбор технологии в качестве стандарта отдано на компетенцию Министерство образования. К маю рассчитывается иметь предварительные результаты по востребованности технологий.
Далее слово взял заместитель министра образования республики Беларусь Фарино К.С., обративший внимание но то, что при внедрении вычислительной техники для обучения детей с отклонениями в психофизическом развитии, расчет идет на облегчение восприятия той или иной информации. Сейчас в Беларуси около 7 тыс. детей с сильными нарушениями зрения. Учитывая то, что через зрение человек получает основную информацию, компьютерные технологии озвучивания могут открыть для них окно в огромный мир.
Затем прошли представления программных продуктов компаний "Сакрамент ИТ" и "Инво-сервис". Авторы электронных средств ответили на вопросы участников, в том числе и по совершенствованию имеющихся компьютерных технологий и созданию новых. Выступали педагоги с докладами по практике тестового внедрения таких систем. Была поставлена задача по выработке оптимальной технологии выпуска электронной озвученной литературы для лиц с нарушениями зрения. При последовавшем обмене мнениями собравшиеся профессионалы склонялись к позиции, что презентуемые обучающие компьютерные аудио-средства целесообразны как дополнения к традиционным, но никак не полная замена устоявшимся в использовании учебно-методическим комплексам.
Анализ предпосылок и постановка
задачи
Считается, что границу физического и виртуального пространства человека определяет язык. Виртуальный мир существует внутри нас, а физический - снаружи. При таком раскладе любой текст может иметь разный смысл для разных субъектов. Что, например, подразумевает слепой человек, говоря на прощание "увидимся"? А также какие ощущения играют роль при написании незрячими людьми стихов про осень или зиму? Люди по-разному разделяют мир на внутренний и внешний. Другая форма восприятия требует другого подхода к выражению информации и взаимопониманию.
Бурное развитие информационных технологий в наше время из-за ориентации восприятия компьютерной информации, в основном, через зрительные рецепторы, широко не коснулась людей с глубокой степенью нарушения зрения. Вернее, специальные технические средства и программное обеспечение для незрячих людей созданы. Но они адаптируются к общеупотребительным информационным системам на основе персональных компьютеров для восприятия зрительными анализаторами здоровых людей. И только сейчас начинают внедряться компьютерные технологии для обучения незрячих детей общеобразовательным предметам. А между тем мир незрячих стал использовать прикладные направления информационных технологий еще в 19 веке. Французский ученый Луи Брайль обратил внимание на кодовую систему передачи информации в армии, путем сигнализации в ночное время через пробитые по специальной разметке в картоне дыры. Таким образом, спроецировав кодировку на пространственное положение точек в секторе размера буквы на бумаге, Луи Брайль создал рельефно-точечный шрифт, который можно интерпретировать на ощупь. Родилась особая кодировка обозначения букв, цифр, математических, химических и нотных знаков, позволяющая обмениваться информацией и слепым, и зрячим. Развитие этого приложения информационной технологии позволило создать сложную структуру, позволяющую достичь скорости чтения 150 слов в минуту, что составляет примерно половину быстроты чтения зрячими традиционного буквенного текста. Для изображения букв в шрифте Брайля используются 6 точек, расположенных в два столбца, по 3 в каждом. При письме прокалываются точки, и поскольку читать можно только по выпуклым точкам, приходится переворачивать лист. В этом заключается одна из сложностей. Выпуск учебников шрифтом Брайля обходится в 50 раз дороже выпуска обычных. Однако о замене брайлевских учебных средств переходом к новым электронным учебно-методическим комплексам сейчас говорить мало кто решается. Доминирующее мнение - надо и то, и другое. Электронные средства нужны как дополнение к учебникам Брайля. Нельзя лишать слабовидящего ребенка чтения своими руками, понимания таблиц, объектов и иллюстраций через ощущения. На Западе в настоящее время современные электронные технологии и брайлевские методики гармонично сосуществуют. Например, человек с нарушением зрения, ознакомившись с аудио-книгой может распечатать нужные разделы на специальном принтере с технологией производства документов шрифтами Брайля.
Предпосылками создания аудиосредств обучения стало развитие электронных синтезаторов речи. Такой синтезатор переводит текст компьютерного файла через цифровую базу звуков и слов в человеческую речь. Имея подобный инструмент (аппаратный или программный), можно выходить на самые разнообразные реализации систем обучения с применением звука. Инженерно, для системы создания аудио-книг на основе текстовых материалов сразу вырисовывается прямая укрупненная структурная схема построения: сканер текста - распознавание - синтез звука. Именно по такому подходу сейчас и создаются большинство аудио-учебников. Качество конечной реализации зависит от мастерства программистов.
Не представляет никаких технических сложностей реализация аудио-средств обучения в переносных устройствах типа карманных компьютеров, мобильных телефонах и прочих гаджетах. Помимо программной адаптации, вполне можно встраивать в переносной аппарат с аудиовыходом дополнительную микросхему с зашитым в памяти текстом учебника, и через синтезатор будут предоставляться те же возможности, что и ПК.
Технологические аспекты
В своих выступлениях на презентации в большей мере про технологические подходы в создании аудио-учебников рассказал директор ООО "Инво-сервис" Валерий Леонидович Ананьев. Что интересно, более значимым при работе со звуковым учебником является не качество произношения текста, а удобная навигация. То есть удобное звуковое меню содержания и подразделов, возможность разбивки текста на фрагменты, быстрое перемещение по тексту, пользовательские закладки, возвратные функции для усвоения сложных мест и т. д. В своей технологии ООО "Инво-сервис" отказалась от применения мыши, так как слабовидящим неудобно использование монитора, и следует опираться только на восприятие звуковой входной информации. Для управления пользуются лишь несколькими клавишами клавиатуры. Причем, как было продемонстрировано, весьма эффективно выбирать и прерывать фрагменты по тексту, действуя только нажатиями по реакции на звуковые фразы меню.
В схеме "сканер текста - распознавание - синтез звука" самым уязвимым является элемент распознавания. Помимо технических проблем, встают вопросы психолого-педагогического восприятия детей с нарушенным зрением. Многие авторитетные авторы признали, что нельзя просто напрямую конвертировать существующие учебники для обычной средней школы в звуковую форму. Особенности восприятия людей, которые плохо видят, требуют серьезного редактирования, вплоть до переписывания учебника, особенно тех разделов, где идут ссылки на рисунки и иллюстрации. Есть и более прозаичные причины. Например, правильная расстановка ударений в словах, с которой автоматически синтезатор может не справиться. Поэтому особенностью технологии создания электронных учебников, предлагаемых ООО "Инво-сервис", является профессиональное off-line редактирование, производимое также с использованием компьютерных средств. Для имеющего опыт редактора книг для слабовидящих в такой системе скорость обработки оценивается в 20 страниц вордовского текста за 40 минут. Окончательно сформированной концепцией подхода ООО "Инво-сервис" к выпускаемым книгам является полностью адаптированный текст с учетом того обстоятельства, что незрячий не может сформировать образ с экрана монитора. Незрячий человек не должен дополнительно утруждаться в привыкании и интерпретации, только воспринимать информацию для обучения. Программная оболочка получила название "Чтец". Интересной особенностью итоговых файлов учебников для детей с нарушением зрения является небольшой размер информации. Учебник для 7 класса для работы в программной среде ООО "Инво-сервис" занимает всего 300 Кб и может свободно пересылаться по e-mail.
Минусы
Разрабатываемые программные продукты, в основном, поддерживают платформы, начиная с десятилетней давности. То есть Windows 95 уже поддерживаться точно не будет. Благо, сейчас специальные общеобразовательные школы оснащаются современной компьютерной техникой, и проблем с использованием быть не должно.
В представленных продуктах не было многопользовательских закладок. Но это незначительные недоработки, легко устраняемые технической модернизацией.
Основным же недостатком продемонстрированных технологий является непохожий на живой голос технологический синтез речи. На это обратили основное внимание собравшиеся участники. В рядах приглашенных учителей только и были слышны эмоциональные жалобы на раздражающий характер "металлического" произношения, похожего на противного робота из неудачных фильмов. Сейчас программисты ведут работы над повышением качества. Но в реальности возникает дилемма: аудио-книга, записанная хорошим диктором, имеет непродвинутую голосовую навигацию, а отличная навигация на базе речевого синтезатора не может конкурировать с чистотой профессионального дикторского голоса.
Что дальше?
Решающее мнение в определении перспектив разрабатываемых технологий должны поставить нуждающиеся дети. При проведении апробаций в специальных школах обязательно необходимо психолого-педагогическое сопровождение с их последующим заключением. Результаты экспериментального использования разных видов звукового программного обеспечения для слабовидящих будут обсуждаться через несколько месяцев на республиканском семинаре "Применение информационных и компьютерных технологий в специальном образовании".
Александр ОАКЛИ,
[email protected]
Горячие темы