Территория звука. 2007...

Кристофер говорит, что некоторые читатели "Территории" жалуются ему на меня. Вполне нормальное и естественное следствие перехода рубрики под авторство другого человека. Не думали же вы, что я буду писать то же самое и о том же? Если же думали, то придется мне вас разочаровать, мы с Кристофером, мало того, что из разных поколений, так еще и взгляды на жизнь имеем разные. А вот шахматы и музыку любим одинаково.

Этот выпуск будет посвящен вопросам записи вокала и акустических инструментов. Причем акцент будет сделан больше на психологию, чем на технические моменты. Потому что технические вопросы по умолчанию должен решать звукорежиссер той студии, которую вы арендуете для записи. Как раз на прошлой неделе мы запирались в студии, чтобы записать голос и несколько инструментов для трех песен, что, собственно, и вдохновило на написание этого обзора.

Начнем с того, что во время записи нет такого понятия, как плохое настроение. Если ты профессионал, то надо собраться, заставить себя петь с максимальной отдачей, войти в роль. С другой стороны, часто исполнитель приходит не в рабочем состоянии, тогда надо остановить запись, поговорить с ним "за жизнь", чтобы стеснительность пропала, а появилась уверенность. Надо помогать друг другу, и тогда музыка получается эмоционально яркой. Понятно, что исполнители бывают разными, одного можно и поругать, а другого нет - зажмется так, что никакой работы не будет. Если записывается несколько человек, то через какое-то время напряжение достигает "точки кипения", тогда можно и анекдот рассказать, и не один, чтобы разрядить обстановку. Но надо быть уверенным, что по команде "Запись!" вокалист соберется, войдет в образ и начнет опять нормально работать.

А иногда певцы вдруг ни с того ни с сего начинают мнить себя звукорежиссерами и вообще заниматься потусторонними вещами, которые их ну никаким боком не касаются. Типа: "А поверни вот эту ручечку и включи вот эту кнопочку". Где-то я читал по этому поводу универсальный совет, который на самом деле действует безотказно, надо сказать: "Хорошо". И покрутить или включить что-нибудь совершенно неважное. И всегда я в ответ получаю: "О, теперь совсем другое дело!".

Думаю, совершенно понятно, что песня, аранжировка должна быть выучена певцом назубок еще до записи, иначе просто нет смысла к ней приступать. Особенно, если у вас в песне планируется многоголосие - устанете выравнивать каждого исполнителя по ритму. Кстати, часто бывает, что именно первый дубль оказывается самым естественным и эмоциональным. Понятно, что лучше будет, если запись менее технически совершенная, зато очень выразительная в музыкальном отношении. Именно поэтому важна работа с исполнителем.

Далее, запись для вокалиста должна проходить в комфортных условиях. Имеется в виду не сауна и девочки, конечно. В наушники вокалисту подаётся тот баланс, который ему удобен. То есть имеет смысл потратить немного времени и устроить звук так, чтобы исполнителя все устраивало. Не слушайте певца, когда он начинает жаловаться на технические характеристики оборудования, на которое он записывается. Главное - не характеристика микрофона, а то, с каким настроением человек поет в этот микрофон. Строго не рекомендуется включать различные эффекты во время записи голоса. Да, вокалистам нравятся такие штуки, голос звучит не так сухо, но оборотная сторона медали - они начинают хуже интонировать. Вы хотите потом за ними ноты вытягивать? И уж абсолютно противопоказано использовать эквалайзер при записи - убрать частоты вы всегда успеете, а вот вернуть назад их уже невозможно.

Если в процессе записи исполнитель ошибся, надо его сразу останавливать и переписывать неудавшийся фрагмент. Причем под "ошибкой" понимается не только фальшь, но и эмоциональное несоответствие, когда выразительность не на должном уровне. Хотя лучший вариант - останавливать запись только в конце фразы. Возможно, то, что вам кажется ошибкой, было импровизацией и в итоге может быть интересным вариантом. Дайте переслушать этот фрагмент вокалисту. Бывает, нахлынет вдохновение, и мы записываем несколько дублей подряд, даже не прослушивая их. Так, например, в последней нашей песне солирующий вокал целиком взят из второго дубля. Если у вас в песне есть солирующий и бэк-вокал, то будет очень хорошо, если при записи они будут видеть друг друга, потому что многие вещи поются "по глазам". И совпасть в ритм им будет таким образом намного легче.

Где-то вычитал интересный факт, который впоследствии был проверен на практике, что при записи вокалисты не комфортно себя чувствуют в больших помещениях, в которых расстояние от них до ближайшей поверхности больше 7 метров. В маленьких помещениях сильные ранние отражения, что повышает слышимость собственного голоса за счет увеличения уровня высших обертонов. Это вам один из аргументов при выборе студии.

Несколько слов о сведении и аранжировке. Не забудьте перед записью оставить в минусовке частотную нишу для вокала и инструментов, которые вы будете записывать. Иначе им будет не очень комфортно записываться - другие инструменты будет добавлять свой шум. Не паномируйте бэк-вокал слишком широко, хотя если вы создаете экспериментальный нойз, то вам мои советы совсем ни к чему.

Для меня самое главное - атмосфера песни. Работайте спокойно, заранее определитесь, сколько времени вам понадобится на запись. Не стоит записывать весь альбом за один день. Нам, например, для записи трех голосов в две песни требуется четыре часа спокойной и вдумчивой работы. Не надо ничего изобретать во время записи. Занимайтесь экспериментами либо до, либо после. Пускай вокалисты внимательно слушают и понимают слова, потому что я встречал очень много исполнителей, которые любуются собственным голосом в ущерб песне.

Пожалуй, следующий выпуск "Территории звука" посвящу ответам на ваши письма. Так что у вас еще есть время успеть задать мне вопрос, чтобы получить на него ответ оперативно.

Алексей ХАЛЕЦКИЙ,
[email protected],
emusic.boot.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

09 за 2007 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!