Как правильно посчитать абонентов?

На прошлой неделе в СМИ появились сообщения об общем количестве абонентов сотовой связи в Беларуси, приближающемся к 6 миллионам. Наверно, традиционный пересчет в начале года, так сказать, для подведения количественных достижений. Возникают вопросы: а как определяли реальное число абонентов мобильной связи в республике и как быть с теми абонентами, которые очень не активно пользуются (или уже давно не пользуются) услугами сотового оператора. Так, у Velcom при подсчете числа абонентов не учитывались те номера клиентов, которые независимо от суммы остатка средств на балансе не пользовались услугами компании более 180 дней. В МТС контракт расторгается, если в течение 2-х месяцев после того, как номер заблокирован, не пополнен баланс. У других операторов похожие правила учета. Однако в любом случае реальную картину на рынке без специальной методики представить трудно. Поиск истины не так прост, как кажется. "Многотрубочники" могут активно пользоваться услугами одного оператора и раз в полгода разговаривать по телефону с СИМкой альтернативного, сами СИМки могут использовать не люди, а беспроводные электронные устройства, в том числе и популярные "бытовые прослушки". В случае неактивных "многотрубочников" оценить их вклад в "валовой продукт мобильной индустрии" так же трудно, как и дать оценку работоспособности гражданина при скрытой безработице. То есть, когда человек лишь числится на постоянной работе в фирме, а приходит в офис лишь раз в неделю, например, только подготовить юмористическую страницу на корпоративный сайт. Или, наоборот, не числится, но работает с утра до ночи над написанием программных продуктов для конкуренции с Microsoft. Очень актуальное сравнение для гламурных девочек-подростков, на папины деньги покупающих четыре сотовые трубки под каждого мобильного оператора, а общающихся, в основном, через ICQ и лишь изредка выбирающих одну из четырех трубок под цвет платья для похода на драйв-вечеринку. И неужели такого абонента правильно вносить в статистику как четырех пользователей сотовых сетей?

На ситуацию с абонентами мобильной сети в виде технических беспроводных устройств электронных систем, которые включаются всего на час в неделю, еще можно закрыть глаза. Ну пусть числятся себе абонентами - людьми. Все равно почти как кибер-роботы. А вот что делать с набирающими популярность электронными устройствами с СИМкой сотовой сети для домашних животных? За границей в горных районах вполне реально каждой корове вешают нечто типа мобильника, по связи с которым пастух следит за передвижением всех членов стада. По сравнению с GPS-системами, получается намного дешевле. Используются ли в белорусских колхозах такие методы, не знаю, но то, что ввозятся из Европы для богатых любителей собак специальные брелки с СИМкой для удобного поиска - точно. Получается, животное - тоже абонент?

Еще один класс сотовых пользователей - те, кто не хотел ими быть, но им навязали взять в собственность мобильник от предприятия для выполнения служебных обязанностей. Один мой знакомый, человек пожилой, с удовольствием избавился бы от мобильника, но приказ начальника и жажда премии делают его одним из многомиллионной армии абонентов. Хотя ровно в 18.00 сотовый аппарат стабильно отключается до следующего рабочего утра в знак истинной гражданской позиции.

Пока нет четкой системы оценки реальных пользователей мобильной связи, рынок будет свободно рапортовать о более чем 100% проникновении. Менеджеры-аналитики с уверенным видом приводят сложные графики, утверждая, что сотовый рынок не может теперь развиваться никак, кроме лавинообразного способа с естественным приобретением нескольких абонентских номеров каждым человеком. Притом, что даже реальная необходимость иметь абсолютно всем людям сотовый телефон весьма спорна. Есть много тех, кто действительно нуждается в постоянных услугах сотовой связи. Но немало и тех, кто реально звонит по мобильному телефону раз в неделю и вполне мог бы для этого использовать аппарат проводной связи. Не имея обстоятельной методологии определения реального числа пользователей услуг мобильных операторов, проводить "неговорящих" и "полумолчащих" абонентов для увеличения численных показателей роста не представляется правильным.

Александр ОАКЛИ,
[email protected]

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

03 за 2007 год

Рубрика: 

Мобильные системы
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!