Несмотря на то, что в технической части человечество еще не достигло уровня совершенства и сильно уступает в соревновании с природой, по части робототехники нас можно все-таки похвалить. Причем сегодня такие темпы развития связаны как с участившимися военными конфликтами, повышенными требованиями к системам безопасности, так и с конкуренцией на рынке идей. Причем конкуренции достаточно свободной, поскольку спрос на такие механизмы значительно перекрывает предложения от различных компаний. Мало того, пока не ясно, когда и как гладко вообще будет происходить роботизация вооруженных сил, потому как денег по различным программам выделяется много, но многих не устраивают темпы производства, а также темпы его удешевления. Роботы остаются дорогими игрушками, для проведения совместных действий с которыми нужен и специально подготовленный персонал, и большая элементная база по запчастям, и решение вопросов с элементами питания.
Помимо этого, как уже знают наши читатели, конкуренция на рынке робототехники также носит региональный характер.
Японский и азиатский рынки
Например, японский и, в целом, азиатский рынки направлены на создание роботов-гуманоидов и экзоскелетов. Этому есть два исторических объяснения - гуманоиды и экзоскелеты начали делать в силу того, что это имело практическое развитие в медицине (протезы и т.п., а, как вы знаете, после 2-й мировой этого оборудования не хватало) и второй момент - на ту же Японию после 2-й мировой наложены очень весомые ограничения в плане военно-промышленного развития. То есть, они не могут развивать наступательные войска и технику, которая с этим связана. Все ограничивается лишь защитой. Во многом именно поэтому не развивается беспилотная авиация и т.п.
США - упрощение номер раз
Производители в США берут за основу другие концепции и само построение модели развития. Они тратят огромные средства, в стране есть программа Future Combat Systems, говорящая о роботизации и т.п. Но при этом все представляется в виде упрощения такого перехода. То есть, если анализировать те же гонки DARPA, то там не было представлено каких-либо ярких придумок, а были конкретные автомобили с автономным управлением. В авиации берутся также очень простые варианты, чем-то схожие с обычным авиамодельным спортом, на воде... -> судомодельным. Причем деньги не тратятся попусту, например, если анализировать последние соревнования среди тех же студентов университетов и т.п., то в последнее время они не занимались ни авиацией, ни созданием подводных аппаратов, а только наземными механизмами, причем с автономным управлением - то есть, машина сама принимает решения при передвижении путем анализа окружающего пространства.
Европа - упрощение номер два
Европейцы отличаются от США в плане подхода. Да, у них был принят в рамках NATO ряд нормативных документов, схожих по идее с FCS, но в месте с тем производители решили реализовать другую задачу - основные ставки были сделаны не на автономно-управляемые, а на дистанционно-управляемые машины. Это все намного упрощает, поскольку отпадает необходимость в серьезном программировании машинного интеллекта, соответственно, такие устройства будут более дешевыми, а их производство налаживается гораздо быстрее. При этом в Германии был построен очень крупный центр обучения, где военные отлаживают основы дистанционного управления и эмуляции реальных действий, был предложен Common Interface Protocol - специальный протокол, предусматривающий взаимодействие между различными роботами из разных "родов войск" между собой, а также возможности согласованного управления сразу всей системой, в целом (например, вы руководите танком, но можете без труда переключиться на истребитель или бомбардировщик с перенесением управления на них и т.п.). Ну и плюс третье: на Elrob 2006 был продемонстрирован KLT с установленной системой SOTM, позволяющей вести управление этой БМП через спутники, на расстоянии за 1000 км. Таким образом, было ярко продемонстрировано, что поле сражения будущего может прекрасно превратиться в компьютерную игру типа Starcraft'а.
Итак, разобравшись с региональными разделениями, которые существовали изначально, рассмотрим в этом материале две новинки - японскую и немецкую. На самом деле все стало смешиваться между собой и наиболее качественными вариантами становятся самые простые, то есть европейские.
ALSOK Reborg-Q (Япония)
Дело в том, что о роботах-охранниках либо роботах-полицейских можно было прочитать достаточно часто, но на самом деле до 2007-го, как мне кажется, у японцев не было ни одной практической реализации и применения на коммерческом уровне. Да, можно согласиться с тем, что существовали некие прототипы, но их стоимость получалась очень высокой, а функциональность - практически никакой. Использование человека обходится гораздо дешевле.
Так что же решили сделать в ALSOK? Они действительно посмотрели на своих европейских коллег и решили заменить все дорогостоящие и, в принципе, не нужные сложные элементы на упрощенные. То есть, Reborg-Q - это уже не гуманоид, поскольку ездит на четырех колесах, управляется дистанционно. Гуманоиды очень дорого обходились японским производителям, чему есть свидетельство - закрытие этого направления у Sony. Все нужно удешевлять.
И вот уже с середины декабря-2006 робот Reborg-Q приступил к выполнению своих обязанностей, а поскольку это одна из первых моделей, то сдается она напрокат по цене 3,3 тыс. у.е. (для справки, для Японии это не дорого, потому как водитель автобуса там получает около 5 тыс. в месяц). То есть, это первый "охранник", который стал дешевле человека.
Программное обеспечение в рамках командного центра включает описание месторасположения самого робота на плане здания, таблицу со списком событий, результаты съемки со всех камер наблюдения. Связь, естественно, беспроводная. В принципе, робот не может что-либо предпринять сам, и даже в случае аварийных ситуаций может разве что известить о случившемся и дать необходимую информацию. Помимо этого, "в районе" груди у него имеется контактный экран-справочник для посетителей.
То есть, все упрощено до невозможности. Отсюда и такие низкие цены. Управление может осуществляться не только с командного центра, но и с обыкновенного пульта ДУ.
Robowatch (Германия)
Мы уже писали о данной немецкой компании, и, как потом оказалось, очень крутой. Дело в том, что изначально у нее была обыкновенная идея - создать радиоуправляемую колесную платформу и потом напичкать ее всевозможными датчиками. Спроектировано - сделано. Так появились MOSRO Mini для внутреннего использования в домах, гаражах и т.п., MOSRO - использование внутри промышленных объектов и OFRO - использование в рамках природного ландшафта, открытых пространств. Причем, тут на самом деле разница лишь в вариантах движущейся платформы, а с точки зрения сенсоров и датчиков все могло быть идентично.
Но на этом компания не успокоилась (напомню, что в Германии и Евросоюзе вопрос развития военно-промышленного роботостроения решался и лоббировался в самых высоких кругах, при этом, как можно догадаться, самих производителей сенсоров и датчиков в мире немного). Вот так и попала Robowatch в "касту избранных". Хотя, до этого занималась охраной таких мероприятий, как чемпионат по хоккею в Праге в 2004-м и чемпионат по футболу в Берлине. При этом параллельно, сначала на гусеничной платформе OFRO, создается модель OFRO+Detect, то есть дополнительно встраиваются датчики биологической, химической, радиоактивной атаки, система обнаружения взрывчатых веществ. Далее, на Elrob 2006 были анонсированы сразу две модели, "электронной" начинкой которых занималась представленная фирма: гусеничная платформа ASENDRO и автономно управляемая легкая БМП (чуть меньше тонны) AUG-V8.
Практически сразу же после Elrob 2006 между данной компанией и южнокорейской dU Hitec был подписан договор, серьезно расширяющий возможности Robowatch на территории Азии, в том числе и по выполнению охранных функций на Олимпийских играх 2006 года в Пекине.
В завершение
Как видно, европейцы выбрали самую быструю модель развития и не прогадали. Даже если говорить о самых ярких событиях ушедшего года, то в голове вертится, прежде всего, Elrob2006. Мне кажется, что всем уже порядком поднадоели роботы-игрушки, кубики, гоняющие мячик и т.п. Нужно создавать действительно что-то полезное. А поскольку машины пока не могут тягаться в интеллекте с человеком, остается вариант номер 2 - "человек становится мозгом внутри машины".
Кристофер,
christopher@tut.by
Горячие темы