Музыкальная индустрия под воздействием технологий претерпевает глобальные изменения. Звукозаписывающие компании вымирают так же, как сам формат CD-дисков, а на смену им приходит интернет. Какие перемены ожидают международное законодательство, бизнес и самих музыкантов - это обсуждали эксперты на конференции в Канаде.
Конференция "Будущее музыки" (futureofmusic.org/events/summit06) прошла в октябре этого года в Монреале и собрала более 550 участников. Основные темы: авторское право, лицензирование цифровой музыки, DRM и распределение прибылей в цифровую эпоху. Отдельные специализированные сессии были посвящены техническим вопросам, в том числе сжатию звука, P2P, движкам для рекомендаций, новым каналам продвижения (метафильтры, блоги, подкасты) и т.д.
Сейчас на сайте конференции выложены видеозаписи почти всех выступлений (mediasite.campus.mcgill.ca/mediasite2/viewer/?cid=59730191-279a-49f4-ba79-2cac120b4757), а также тезисы. Некоторые из докладов очень и очень интересны.
Одной из тем конференции стало грядущее изменение законодательства. Например, в США сейчас идет обсуждение новых правил лицензирования и защиты контента, который передается по цифровому спутниковому радио. В Евросоюзе ведутся юридические дебаты вокруг DRM. Один из круглых столов на конференции был посвящен именно этим вопросам.
Драконовские правила по защите авторских прав, которые действуют в течение долгих десятилетий, создают целый ряд проблем для человечества. Одна из проблем - сохранение музыкального наследия. Во многих случаях очень сложно оцифровать и сохранить старые редкие записи, не нарушив при этом закон об авторском праве. Это тоже обсуждали музыканты и юристы.
Вообще, в нынешних условиях, когда интернет становится главным каналом распространения музыки, у многих появляется вполне резонный вопрос: зачем вообще нужны звукозаписывающие компании? Стоимость записи музыкального альбома стремительно падает, а стоимость распространения через интернет приближается к нулю. Как отмечают эксперты, ситуация здесь меняется очень быстро. К тому времени, когда вы прочитаете этот текст, скорее всего, еще один лейбл прекратит свое существование. Звукозаписывающие компании, возможно, вымрут как динозавры вместе с компакт-дисками.
Альтернативные системы распространения аудио- и видеоконтента создаются уже сейчас. Например, на конференции шла речь об уникальной системе Noank Media, которая начинает работу в Китае, Канаде и ряде других стран. Эта система бесплатно транслирует незащищенный контент, а денежные сборы на оплату авторских гонораров собираются с интернет-провайдеров, университетов и владельцев других сетей, которые передают мультимедийные файлы для своих пользователей. Гонорары платят пропорционально количеству просмотров/прослушиваний.
Еще одной системой распространения контента, уже доказавшей свою эффективность, являются P2P-сети. Вопрос только в том, как заставить их генерировать прибыль? Здесь тоже проводятся эксперименты.
Кроме всего прочего, на конференции "Будущее музыки" обсуждались новые механизмы распределения прибылей от продажи цифровой музыки, исчезновение музыкальных оркестров как класса, несовершенство систем DRM и многие другие темы (см. полный архив видеозаписей).
Анатолий АЛИЗАР
Горячие темы