Ave, Caesar...

Название в оригинале: Caesar IV

Жанр: градостроительный симулятор

Разработчик: Tilted Mill Entertainment

Издатель: Vivendi Games

Похожесть: серия Caesar, серия SimCity, CivCity: Rome, Glory of the Roman Empire

Системные требования: CPU 1,5 Ghz, 512 Mb RAM, 128 Mb Video, 3 Gb free space

Оценка: 8

Если вы спросите, во что я играл в конце 90-х, кроме Command&Conquer, то наверняка сильно удивитесь. Бесчисленные часы были потрачены на отыгрывание сценариев классических симуляторов строительства города типа SimCity или первые части Caesar. Широчайший спектр эмоций давали такие вещи, как пропавшая отгрузка зерна на мельнице, наличие "лишней" дороги, не позволяющей инженеру обслуживать Колизей, и т.д., и т.п.

Caesar IV от Tilted Mill - это попытка вернуть к жизни хороший бренд и подарить нам с вами толику тех впечатлений, что мы испытывали в конце 90-х. Блестящий геймплей и мощная экономическая составляющая были основаны на управлении мелочами, но со временем переизбыток мелочей начинает препятствовать качественному росту игры, не позволяя достигать ею высот своих предшественников.


Народ Рима любит тебя, Цезарь!

Тонкое различие между Caesar IV и другими симуляторами основывается на экономических отношениях и интеллектуальности граждан, а не более утрированной "модели" SimCity, где здания превыше всего. Хотя на первом этапе эти игры вполне одинаковы: необходимо правильно разместить производство, сервисные службы и жилые здания на пустой карте (более сотни вариантов). Затем виртуальные человечки приходят, занимают рабочие места, соответствующие их социальному классу, и начинают производить товары и услуги. Чтобы обеспечить им счастливую жизнь, а себе приличный доход от налогов, мы бдительно отслеживаем потребности производства в сырье, граждан - в благах, а Империи - в росте. Но именно в круговороте спроса и предложения Caesar IV не знает себе равных.

Экономика игры оперирует приблизительно 45-ю различными предметами потребления, начиная от сырья (типа виноград, железо) и заканчивая готовой продукцией (типа вино, посуда или оружие). В управлении производством (а значит, потоком товаров и услуг) и состоит основная прелесть Caesar IV, и здесь Tilted Mill, как признанный грант (большинство сотрудников этой компании разрабатывало Caesar III) жанра, сделал все для создания динамичной, четкой и всячески регулируемой экономической жизни. Поэтому в игре всегда есть кое-что, что можно сделать лучше, переместить, отрегулировать, установить новую норму потребления или совсем выключить. Нередко граждане или сам Рим требуют ровно ту продукцию, которую просто необходимо продать, чтобы свести бухгалтерский баланс города хотя бы к нулю. Особенно показателен в этом случае момент с организацией и воспитанием военных юнитов. Например, вы можете получить данные о приближающихся полчищах карфагенян, в то время как Сенат истребует и без того крошечный военный гарнизон города в другую область империи. При том, что оснастить уже имеющиеся войска достойным оружием тоже не в силах, т.к. оно является единственным источником вашего торгового дохода. Из таких замкнутых кругов складывается не одна грань геймплея.

Потрясающая кампания в Caesar IV построена на том, чтобы максимизировать быстрое принятие решений. Сценарии кампании вполне стандартно ведут нас от простому к сложному как в плане получения прибыли и организации производства, так и к собственному возвышению из провинциального губернатора в императора всея Римские земли. Даже если рассматривать предлагаемые уровни в отдельности, каждый из них можно было бы посоветовать для прохождения. Карты настолько хорошо сбалансированы, что вам придется постоянно думать об оптимизированом использовании земли и максимизации экономического потенциала. Предстоит решать множество сложных, но вполне решаемых задач.

Для всех, кто не хочет быть связанным тесными рамками сценария, есть еще два варианта игры: сценарии и свободное строительство. Первые во многом повторяют кампанию, а второй вариант - это генерация свободной площадки с заранее оговоренными опциями, сложностью и вариантом развития большинства событий.


Геймлей - дело тонкое...

Создание сложной геймплейной модели разработчиками понимается однозначно: информации, с одной стороны, должно хватать для грамотного прогноза и реагирования на ситуацию, с другой - интерфейс не должен быть перегружен мелкими, ничего не значащими цифрами и графиками. При необходимости можно вызвать практически любую статистику, которая представит жизнь города со всех возможных сторон. Но если это кажется вам очень утомительным, то можно остановиться на помощи "советника", через которого легко получить информацию относительно количества товаров на складах и зернохранилищах, уровня образования или религиозности среди граждан, и главное - что думает Рим о ваших способностях управляющего.

Еще лучше данный аспект реализован через советы ваших граждан. Например, кликните на грузчика на складе и он вам скажет: "Моя тяжелая работа способствует хорошему аппетиту, но я слишком мало ем, чтобы чувствовать себя сытым". В той же ситуации актер в театре с воодушевлением воскликнет: "Искусство может быть пищей души, но я уверен, что и для тела также что-то надо". И это не просто скриптовая сценка. Это большая и хорошо проработанная система, которая может помочь избавиться от статистики, делая упор на информационные экраны и пристальное наблюдение за жизнью города. Это также заставляет видеть в гражданах не безликие экономические винтики, а настоящих живых существ.


Ложка дегтя

К сожалению, впечатление от проработанного геймплея и экономической модели портится из-за некоторых раздражающих моментов, которые не дают Caesar IV быть столь же качественной, как и предыдущие игры этой же серии. Так, пока камера достаточно высоко, чтобы охватить перспективой весь город, все очень красиво. Измените масштаб в сторону увеличения - и проблемы возникают, как говорится, на ровном месте. Граждане теперь похожи на сделанных под копирку плохо двигающихся безликих манекенов, которые отличаются, в основном, цветом одежды. Например, анимация работающих зданий никак не привязана к анимации граждан на улице. Это весьма странно, т.к. даже в более геймплейно слабой CivCity: Rome этот момент был проработан замечательно. Увы, но Caesar IV рядом и близко не лежал.

Интерфейс игры вполне удобный, но, на мой взгляд, на экране слишком много нерегулируемых окон и мало полезного пространства. Не всегда получается четко позиционировать мышь в разросшемся городе. Причем ты можешь указывать на нужное тебе здание или участок земли, а выделяться будет нечто соседнее. Что уж говорить о "пропусках" игрой быстрых мышиных кликов - этот момент всегда раздражает. Хотя реально до белого каления доводит другое - нажатие на любое здание или кнопку открывает подменю (или два, или три), которое не исчезает, даже когда выбор сделан.

Оставив развитие города в стороне, мы, наконец, дошли до любимого момента всех глобальных стратегов - сражений. Игра предлагает четыре различных типа военных юнитов, однако, по большому счету, они имеют косметические различия, т.к. нет никакой фактической стратегии в бою. Да и самого боя как такового нет. Игроки вправе только определять кликом врага (ату его!), и если наши войска по численности превзойдут войска противника, то, вероятнее всего, и победят. Легионы так же отзывчивы к микроуправлению, как стенка дома на хороший пинок. Единственное, что спасает - изначальный выбор прохождения кампании: только экономическими методами или включая военные действия. Последние можно минимизировать до неприличия, превратив Caesar IV в сугубо экономический симулятор.

Подводя итоги, можно спокойно утверждать, что фанаты ставшей уже классической серии Caesar найдут в новой части все, что им так нравилось до этого. Если рассматривать игру с точки зрения "стратегических глубин", то это величайший градостроительный симулятор города, которому пока нет равных. Игра предлагает огромное количество вариантов развития, прохождения и совершенствования мастерства. К сожалению, есть и минусы - извечная борьба с интерфейсом и слабо контролируемыми легионерами может положить не одну ложку дегтя в солидную бочку меда. В любом случае Caesar IV - это пока единственный претендент на звание "Экономический симулятор года", оставляющий позади всех и вся.

Егор МАЛЫЖЕНКОВ


Подробности. Родословная "Цезаря"

Caesar IV является по-своему уникальной игрой. Первая часть появилась в 1993 году и основной задачей было - покуситься на лавры мега популярного SimCity. Однако у игры был недостаток - техническая недоразвитость. Уже в то время игры поддерживали не просто разрешение 640х480, но и выдавали не стыдные 256 цветов. У оригинальной игры все было, но в извращенном варианте либо 320х200 (256 цвета), либо 640х480 (32 цвета). То есть как в известной притче про раков, которые по три рубля, но вчера.

В то время компанией-разработчиком числилась Impressions Games, руководство которой сделало один замечательный шаг: собралось выпускать продолжение "Цезаря" и наняло на работу нового ведущего дизайнера Криса Беатриса. Благодаря стараниям последнего Caesar II вышел через полтора года после оригинала (1995) и удивил геймеров изометрической проекцией, насыщенной цветовой гаммой и отличным набором разрешений. Новый всплеск интереса к градостроительным симуляторам поставил Caesar II в один ряд с классиками жанра и подвигнул разработчиков на новые подвиги.

В 1998 году на полки магазинов легла третья часть сериала Caesar III. Несмотря на несущественные отличия от предшественников, фанаты в очередной раз рукоплескали. Однако к тому времени поток идей у разработчиков иссяк, и запланированная четвертая версия оказалась долгостроем. К тому же Impressions Games в 2003 году приказала долго жить и проект оказался вообще заморожен. К счастью для нас, издатель не собирался укладывать бренд "Цезарь" в ящик с нафталином, и новый разработчик в лице Tilted Mill Entertainment принялся за работу. Почему Tilted Mill Entertainment? Наверное, потому, что ее президентом является все тот же Крис Беатрис, а основной костяк составляют выходцы из Impressions Games.

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

40 за 2006 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!