Крылья над Берлином

В середине мая в Берлине прошел ставший уже традиционным авиакосмический салон ILA. С 1992 года он проходит регулярно, каждые 2 года, а история этого мероприятия восходит еще к началу века и первым аппаратам тяжелее воздуха. Какое отношение имеет авиасалон к высоким технологиям? Да, в общем-то, самое прямое, поскольку современная авиация - это и есть самые что ни на есть высокие технологии. Что же интересного можно было увидеть на ILA 2006?

Во-первых, конечно, множество самолетов и вертолетов. Причем самых разных - от исторических бипланов и истребителей времен второй мировой до самых последних мирных и военных разработок. Во-вторых, многие из представленных аппаратов не просто демонстрировались публике на твердой земле берлинского аэропорта Шонефельд, но и показывали свои возможности в небе над Берлином. В общем, посмотреть на выставке было на что. К тому же, кроме, собственно, самолетов, большой павильон отводился для космической техники и там тоже было на что посмотреть. Однако пойдем по порядку, то бишь, начнем с новинок.

Естественно, звездой салона стал пассажирский гигант Airbus A380. Разработка гигантского лайнера началась еще в 1994 году, однако первый летающий прототип поднялся в воздух всего лишь чуть больше года назад, 27 апреля 2005 года. Поставки самолета авиакомпаниям должны начаться в конце этого года, а пока что A380 все еще проходит различные летные испытания. Надо сказать, что новый аэробус - один из самых больших самолетов в мире: его длина составляет 73 метра, высота 24 метра, а размах крыльев - 80 метров. Что касается грузоподъемности, то максимальный взлетный вес A380 - 540 тонн, из которых примерно треть составляет полезная нагрузка. Двухэтажный аэробус может нести на себе до 853 пассажиров. На взлетном поле A380 почему-то напоминает, скорее, могучий трансатлантический лайнер, чем самолет. Что касается технологических новинок, то в A380 их в избытке: в самолете очень широко используются композитные материалы, передача данных (то есть, фактически, все управление и обратная связь с пилотской кабиной) идет по внутреннему 100 Мб Ethernet, вся справочная информация загнана в компьютерную информационную систему, а большинство приборов заменяет 8 больших ЖК-дисплеев.

Вторая европейская новинка авиасалона - истребитель Eurofighter Typhoon (также ранее известный как Eurofighter и Eurofighter 2000). Собственно, истребитель не такой уж и новый, но, по меркам авиации, очень и очень молодой. Еще в середине 70-х годов европейские страны начали задумываться о совместном создании истребителя нового поколения. Долгий процесс написания спецификаций осложнялся постоянными препирательствами между странами-участницами, так что точно указать дату рождения Eurofighter Typhoon довольно сложно. Но наверняка известно, что первый готовый истребитель взлетел в начале 2003 года, то есть всего три года назад. Eurofighter Typhoon считается истребителем 4,5 поколения (хотя начинал проектироваться как самолет 4-го поколения). Впрочем, градация эта довольно условная, поскольку во многом определяется электронной начинкой самолета и системами вооружения, а они эволюционируют быстрее, чем базовый дизайн, и могут меняться у уже существующих самолетов. Так или иначе, Typhoon - один из новейших реактивных истребителей и посмотреть на него в небе и на земле было интересно.

Следующий экспонат с приставкой евро - это боевой вертолет Eurocopter Tiger. Тоже, в общем, последнее достижение европейских авиастроителей, поступившее на вооружение в 2003 году. Разработка этого вертолета началась еще в 1987 году, а в 1991 в воздух поднялся первый прототип. Что интересно, прототип почти сразу же попал на киноэкран, дебютировав в очередной серии эпопеи о Джеймсе Бонде (а именно - в фильме Golden Eye). Вертолет выпускается в нескольких вариантах и состоит на вооружении Германии, Испании, Франции и Австралии. Кстати, желающие отстоять эпических масштабов очередь могли посидеть в пилотской кабине, потрогать управление и почувствовать себя немного пилотами.

И еще один европейский военный проект - самолет-разведчик Eurohawk, разработанный совместно европейским аэрокосмическим концерном EADS и американской компанией Northrop Grumman на основе ее разведчика RQ-4 Global Hawk. Чем интересны Eurohawk и Global Hawk? Достаточно взглянуть на фотографию, чтобы понять - это беспилотные аппараты. Они могут находиться в воздухе до 36 часов и постоянно передавать данные на спутник связи. Разведчик оснащен радаром, а также инфракрасной и оптической камерами (максимальное разрешение полученной картинки составляет всего 30 см, при этом наблюдательная система способна отслеживать движущиеся объекты). Может действовать автономно или под управлением с земли. Дальность полета составляет почти 23 тыс. км, а максимальная высота - порядка 20 км. В 2001 году Global Hawk совершил перелет из США в Австралию и таким образом стал первым беспилотным самолетом, пересекшим Тихий океан. Неплохо бы Google обзавестись парой таких самолетов, тогда и работа над картами Google maps пошла бы значительно быстрее.

Еще один весьма интересный экспонат, представленный на выставке, - макет марсохода ExoMars. Марсоход предполагается доставить на поверхность красной планеты в ходе европейской космической миссии, намеченной на 2011 год. Предполагается, что ExoMars займется поиском следов возможно существовавшей (а может, и существующей) на Марсе жизни. Для этого на его борту разместится целая биологическая лаборатория, а также буровая установка, которая позволит забирать пробы грунта с глубины до 2 метров. Хотя показанный на выставке макет пока основан только на общем представлении о том, как будет выглядеть будущий марсоход, в соседнем павильоне можно было посмотреть на то, как испытываются его отдельные части. Там размещался специальный тестовый стенд для испытания колес марсианской техники.

Впрочем, даже если попытаться сказать о каждом экспонате выставки всего пару предложений, то объема газеты уже окажется маловато. Так что придется ограничиться общим впечатлением - на ILA 2006 было представлена масса всяческих летающих устройств. Самые обширные экспозиции, были, пожалуй, у немцев и американцев (одной только военной техники представлены десятки). Россия хотя и занимала большой отдельный павильон, живых самолетов показала немного. Зато воздушное представление, продемонстрированное истребителем МиГ-29, впечатлило всех. Все-таки двигатели с управляемым вектором тяги позволяют совершать в воздухе удивительные маневры. Отдельный праздник состоялся для любителей исторических самолетов - кроме всего прочего, в воздух поднялся восстановленный Me-262 - первый в мире реактивный истребитель (он же "секретное оружие люфтваффе"). А ведь были еще вертолеты, сверхлегкие самолеты, целых два павильона, посвященных космосу, и многое-многое другое. Любителям же авиации с толстыми каналами в интернет рекомендую посмотреть видео по адресу video.google.com/videosearch?q=ila+2006. Ну и, естественно, посетить сайт самого авиасалона www.ila-berlin.com.

Константин АФАНАСЬЕВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

22 за 2006 год

Рубрика: 

Выставки
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!