Название: дилогия - "Личный враг Бога", "Личный друг Бога".
Автор: Михаил Кликин
Жанр: смесь фэнтэзи и кибер-панка
Целевая аудитория: любители фэнтэзи, немногие поклонники кибер-панка
Оценка: 7
Писатели-фантасты в поисках новых форм нередко смешивают разные художественные жанры. Чаще - удачно, реже - не очень. Зачастую под одной обложкой соседствуют маги и компьютерщики; драконы и космически корабли. И тут многое зависит от личности автора, который решился на подобный эксперимент, его писательского опыта, видения темы и умения находить новые, интересные литературные приемы.
Российский писатель Михаил Кликин как раз относится к числу таких авторов-новаторов. В 2001 году он дебютировал с романом "Личный враг Бога", который соединил в себе элементы кибер-панка и фэнтэзи. А в 2006 году вышла вторая часть похождений главного героя романа под названием "Личный друг Бога".
Главный герой живет в двух мирах: реальном и виртуальном. С виртуальным миром он напрямую связан через имплантированный в мозг нейрочип. В этом мире он Двуживущий, в отличие от Одноживущих - программ, которые имитируют разум.
Этот мир создан для развлечений. Он населен воинами, магами, ремесленниками, крестьянами, а также гоблинами, гномами, драконами и разными чудищами. Тут присутствует свой фольклор, легенды, "страшилки" на ночь, всякие мертвые урочища и гиблые болота, одним словом, полный набор, характерный для жанра фэнтэзи.
Виртуальный мир в романах первичен. Реальность нужна лишь для того, чтобы оплачивать счета за пребывание в мире виртуальном, в котором происходит настоящая борьба, кипят страсти, проверяется на крепость дружба. Но не все так просто! Интрига в виртуальности выплескивается в реальный мир, развязка первого романа служит завязкой для второго.
Особенность стиля М. Кликина заключается в умении описывать детали окружающего мира. Не стала исключением и эта дилогия. Подробно расписывается буквально все - от оружия и одежды героев до ландшафта и погоды. Правда, на мой взгляд, автор иногда слишком вдается в детали, зато у читателя складывается подробная картина мира и додумывать практически ничего не приходится.
Что же получилось в итоге? На мой взгляд, удачное смешение жанров. Особенно во втором романе. На фоне фэнтэзийных пейзажей довольно гармонично вписался трагизм, характерный для кибер-панка. Игры людей в виртуальности часто оборачиваются бедами в реальном мире, о чем уже не раз писали другие авторы. Но М. Кликин сумел закончить дилогию на позитивной ноте (пусть и немного шокирующей), тем самым отойдя от канонов жанра, что, впрочем, не отразилось негативно на общих ощущениях от прочитанных книг.
Максим ГАЙКО,
macs.by@gmail.com