Мозги современных тинэйджеров наилучшим образом приспособлены для многозадачной работы. В то же время им труднее сконцентрироваться и эффективно работать над чем-то одним.
Обычному подростку 13-14 лет не составляет никакого труда провести несколько часов за компьютером, где загружен чат и одновременно работает IM-пейджер. Одновременно ребенок отслеживает обновления блогов своих друзей и периодически разговаривает по мобильному телефону - это его абсолютно не напрягает. В таком режиме живет новое поколение детей - поколение "М", как их называет журнал Time (www.time.com/time/archive/preview/0,10987,1174696,00.html). "М" - от слова "многозадачность".
Одновременно детишки успевают делать еще и домашнее задание, причем эта задача зачастую имеет наименьший приоритет. То есть написать в тетрадке строчку-другую можно во время кратких пауз - например, когда загружается почта или открывается сайт. Для них вполне нормально постоянно слушать музыку. Не только во время работы за компьютером и выполнения домашних заданий, но и во время обычного разговора одно ухо может быть закрыто наушником от плеера.
Поведение современных подростков и влияние многозадачности на семейную жизнь американцев уже давно изучает специальный исследовательский центр (www.celf.ucla.edu) при Калифорнийском университете. Они выяснили, что вызванная технологическими гаджетами многозадачность самым драматическим образом изменила жизнь в семьях за последние 20 лет. У этого эффекта есть множество проявлений. Например, когда один из членов семьи приходит домой и открывает дверь, то современные дети в 65% случаев (такова собранная статистика) не уделяют этому никакого внимания, целиком поглощенные другими задачами. Теперь для родителей стало гораздо сложнее контролировать занятия ребенка, его увлечения и мысли, поскольку общение и поступки тинэйджера происходят в виртуальном пространстве, далеко от родительских глаз, хотя физически ребенок может находиться совсем рядом. Это не способствует гармоничному ладу семейной жизни.
Многозадачное поведение стало нормой для многих людей, что чаще всего связывают с распространением интернета. Так, 82% американских школьников пользуются интернетом уже к седьмому классу. Свою лепту вносят и другие электронные устройства.
Однако ученые предупреждают, что человек не приспособлен для многозадачности такого типа. Мы без проблем разговариваем на ходу и чистим орешки во время просмотра ТВ, но переключать ментальную активность между разными задачами человеческий мозг еще как следует не научился. По данным магнитно-резонансного сканирования мозга, за переключение внимания отвечает небольшой участок передней части префронтального кортекса - так называемая десятая область Бродманна. Она позволяет планировать долговременные цели, запоминать незаконченные задачи и доводить их до завершения. Отвечая за разделение больших заданий на мелкие части, эта область мозга одновременно дает нам способности к многозадачности. Но проблема в том, что префронтальный кортекс - это один из тех участков мозга, которые формируются позже всех остальных и одновременно раньше всех подвергаются разрушению при старении. Поэтому многозадачное поведение не свойственно в раннем детстве и поздней старости. Исследования показывают, что с возрастом переключению между задачами все больше мешают некие посторонние, фоновые мысли. Например, в возрасте 50 лет и старше становится тяжело во время работы слушать музыку со словами.
В то же время доказано, что при многозадачной работе повышается количество ошибок. Ученые провели эксперименты на представителях поколения "М" и убедились, что для них этот закон никто не отменял.
Преподаватели, десятилетиями работающие в университетах, утверждают, что сейчас молодежь приходит в вузы с иным набором способностей и ментальных характеристик, чем раньше. Многозадачное поведение сразу бросается в глаза, поскольку молодежь постоянно занимается "посторонними делами" на лекциях.
С позитивной стороны, представители поколения "М" гораздо лучше справляются с такими задачами, как поиск и обработка информации. Благодаря особенностям современного информационного пространства (видео пришло на смену тексту) их мозг лучше обрабатывает визуальную информацию.
Анатолий АЛИЗАР
Горячие темы