Делая в прошлый номер (№13/2006) обзор игры Shattered Union, я и не предполагал, что тема варгеймов настолько популярна. Тем более, не предполагал, что появившийся у нас на прилавках еще в декабре прошлого года вышеупомянутый "гексо-родственник Massive Assault" вызовет столько писем на мой электронный почтовый ящик. И уж совсем нельзя было предположить, что данный факт заставит меня по-другому взглянуть на игру.
В первую очередь, на меня повлияло письмо от человека под ником Strateg, который, по его словам, уже не первый месяц играет в Shattered Union и, кроме упомянутых мною в обзоре недостатков, нашел немало плюсов. Разговор о них пойдет немного ниже, а вот один из абзацев письма (немного подредактированный) я приведу полностью: "Большинство обозревателей рассматривают игрушку с современных позиций игростроя, которые исходят из того, что мультиплеер первичен, и компания придумана как обучающий момент. В то же самое время только в кампании можно понять, зачем, например, два вида истребителей (Super Hornet и JSF), когда последний пусть и дороже, но превосходит по огневой мощи первый". Действительно, в дуэльном сражении (skirmish), где все настройки регулируются самостоятельно, не чувствуется той важности каждой тысячи условных единиц и той необходимости и разнообразия юнитов. Еще одним плюсом компании является ее нелинейность и собственноручный выбор светлой или темной стороны силы. Именно эта сторона так невыгодно отличает данный проект от ему подобных, скрывая свой недюжий потенциал.
Итак, раз уж мы вынесли в название "условия победы", то поговорим о некоторых факторах, которые позволяют выиграть у компьютера даже на уровне hard. Для начала следует уяснить, что за один ход (одна неделя) нам придется не только нападать, но и защищаться. Причем защищаться от всех соседей сразу (в реальности не больше трех раз за ход). На раннем этапе игры, когда и у вас, и у противника войск в избытке, основной целью является не только захват территории (важно сразу определить либо те, что побогаче, либо те, что меньше защищены), но и возможность нанести как можно больший ущерб вражеским войскам.
Среди авиации вертолеты являются, скорее, атакующим видом, чем защищающимся, а Stealth Bomber и Thunderbolt - наоборот. Применение истребителей обусловлено в обоих вариантах: и как защита атакующей колоны войск, и как прямая целевая атака воздушного юнита (в большинстве случаев - вертолетов). Например, оставленная без воздушного прикрытия система ПВО (Chaparral, Vulcan, Avenger) при атаке бомбардировщиков защищает только окружающие юниты, но не саму себя. В этом случае наиболее эффективна следующая недалеко друг от друга пара противовоздушных юнитов. Не менее важно, что взлетно-посадочная полоса (Airfifeld) - отличное средство обороны, которое имеет потрясающую живучесть (100 очков здоровья = 4 тяжелых танка) и собственную систему противовоздушной обороны. Поэтому ее необходимо включать в общую систему обороны при защите от превосходящих сил противника.
Пытаясь обороняться от более сильного соперника, нужно определить, какую часть карты будем защищать. Лучше, если это будет тот город (или область карты), без захвата которого нельзя набрать нужное количество очков. Здесь концентрируется основная ударная мощь. Сверху она прикрывается либо Airfifeld, либо ПВО. Причем, если вам доступны партизаны (этакие аборигены с огромным запасом хода), то из одного делаем "секрет" (выносим вперед для раннего обнаружения приближающегося противника), одного ставим на возможном месте обходного маневра таких же партизан, а еще несколько - для быстрого рывка в тылы противника и захвата только что занятых им городов. Хорошим подспорьем является "российская помощь" (тенты цвета хаки, с красной звездой на боку), подбор которой также входит в задачу партизан.
Стратегия победы в обороне - разделяй и властвуй. Если вам удастся заставить противника либо разделиться для захвата нескольких опорных точек, либо для постоянной защиты уже занятых, то вы победите количеством юнитов, в 10 раз меньшим, чем у нападающего. Ваши основные помощники - время, скорость и припасенные в рукавах бонусы.
С атакой все проще: важно иметь "ударный кулак", поддержку с воздуха и грамотно поставленную разведку. На некоторых картах взять определенные опорные пункты, если их защищает подразделение, прокаченное бонусами и собственным опытом, практически невозможно. В этом случае решающую роль могут сыграть либо отряды коммандос (передвигающиеся не очень быстро, зато по любой местности), либо ваши скоростные юниты. Обычно набрать необходимое количество очков на карте можно различными способами, даже если придется объездить для этого 9 из 10 предложенных городов.
Рано или поздно наступает переломный момент - общее количество юнитов раз два и обчелся, а враги растут как на дрожжах. Такое ощущение быстро возникает на уровне Hard, т.к . сложность игры определяется не более продуманным ходом компьютера, а уровнем его помощи самому себе. Нередко количество войск растет совершенно не пропорционально имеющимся деньгам, еще хуже, когда его войска точно знают, где находятся ваши, и наказывают за любой неправильный шаг. Противостоять этому можно, только быстро сколотив себе ту или иную политическую репутацию. Ее рост определяет силу и количество бонусов, использовать которые можно через определенный период. В основном, миграция в сторону сил добра или зла происходит во время захвата областей. На карте есть метки, указывающие на важный объект. Это может быть культурное здание (известный музей или статуя), научный (лаборатория) или экономический комплекс (банк). Разрушение данных построек в большинстве происходит само собой, в ходе борьбы с обороняющими город, но в определенные моменты может быть произведено специально. Например, перед нами "дохлый" партизан, а мы вызываем артиллерийскую поддержку, бьющую по площадям. Город в огне, репутация падает и становятся доступны еще более ужасные бонусы (наночума, ядерный взрыв и т.д.). Соответственно, те, кто заботится о создании благоприятного окружающего мнения, предпочтут потерять пару юнитов, чем допустить подобное. За такой благородный поступок в следующий раз они премируются двумя подразделениями киборгов и суперброней.
В конце пару моментов, которые открылись после неоднократного прохождения игры. 1. Так, если у вас нет полной уверенности, что противник обладает сильным воздушным прикрытием, покупайте ПВО, которое может стрелять и по наземным юнитам. 2. Иногда лучше потратить последние деньги на подразделение инженеров, чем потом сожалеть о той соломинке, которая и слону хребет ломает. 3. Армия должна быть сбалансированной. Некоторые юниты с легкостью разносят технику, но значительно слабее выглядят в стычке с коммандос или тяжелой пехотой.
Егор МАЛЫЖЕНКОВ
Горячие темы