Машинальное действие

"Дерьмовая была сметана", - говорил кот, облизывая пустой горшок

Название: Ex Machina

Жанр: автомобильный Action/RPG

Разработчик: Targem Games

Издатель: "Бука"

Системные требования: CPU 2 GHz, 512 Mb RAM, Video 128 Mb (пиксельные шейдеры 1.1), 3 Gb free space

Оценка: 7

Deus ex machina (лат. "бог из машины") - фигура бога, появлявшаяся над сценой в конце греческих трагедий с помощью подъемного устройства. В силу своей божественной сути позволяет найти выход из неразрешимой ситуации. Отсюда выражение переносится на всякого неожиданного помощника, появляющегося в критический момент. Есть ли какой-нибудь скрытый смысл в названии, неизвестно. Ясно одно - игра неожиданно оказалась качественной и не без божественной искры.

От разработчиков достаточно известного в мире продуманных стратегий тайтла "Магия Войны" никто не ожидал вразумительного экшена. Если учесть, что RPG-составляющая сейчас закатывается в любой проект как укроп в любую банку разносолов, не удивляет акцентирование внимания игровой прессы именно на слове Action. Неразберихи добавляло прилагательное "автомобильный", заставляя мучаться вопросом: "Что нас ждет: постапокалиптический вариант "Дальнобойщиков", реинкарнация Bandits: Phoenix Rising образца 2002 года или же реализуется утопическое предположение одного из популярных российских журналов о "Fallout'е на колесах"?" Неудивительно, что ни первое, ни второе, ни третье не реализовалось - мы, как говорится, пойдем другим путем.

Сюжет игры хоть и основывается на событиях после всемирной катастрофы, но не является постядерным. Унылым пейзажем приснопамятного Fallout здесь даже не пахнет: деревья, кустики, шейдерная водичка, способная отражать прилегающую местность, и полное отсутствие местной фауны. Как следует из предыстории, рассказанной сотрудниками PR-отдела компании-разработчика, "в 2011 году силами космической обороны был обнаружен и подбит неопознанный летающий объект. Его обломки упали на территорию одной ближневосточной державы. Спектральный анализ снимков показал наличие неизвестных органических соединений. Правительство страны отказалось дать ученым ООН доступ к месту падения. В страхе, что потенциальные террористы завладеют неземными технологиями, западные правительства проработали несколько сценариев и приняли ряд защитных мер. В качестве одной из них на территорию суверенного государства была тайно отправлена группа ученых в сопровождении военных. Вскоре после этого волна необъяснимых смертей прокатилась по планете". Одним словом, умерли все животные, птицы (судя по вступительному ролику, насекомые уцелели) и почти все человеки. Спаслись только те, кто обзавелся маской неизвестного изобретателя. Поскольку за 200 с лишним лет (мы начинаем действие в 2234 году) неизвестный газ так и не выветрился, люди вынуждены носить этакие противогазы, что оказалось гораздо проще, чем делать герметичные помещения или даже целые города. Основой экономики является натуральный обмен, который для удобства исчисляется в игробаксах. Основные производители еды - маленькие фермы, техники - большие и малые города. Учитывая, что инфраструктуру (дороги, в частности) никто не поддерживает, а отсутствие правительств и сил общественного порядка плодит огромное количество преступного элемента, доставка товаров из одного населенного пункта в другой - целое приключение.

Как вы уже, наверное, поняли, нам придется гонять на грузовиках (5 видов), доставляя определенный товар, выполняя поручения уполномоченных на то лиц и решая сюжетные загадки типа: почему я сирота? Минимальность моделей грузовиков компенсируется возможностью их апгрейда. Мы вольны менять кузов, кабину, вооружение. Улучшать характеристики двигателя, пушек (огнестрельное, ракетное, энергетическое), навешивать дополнительные агрегаты типа миноукладчика. Выбор не супербольшой, но для игрового разнообразия хватает. Единственное - при грамотном подходе, после прохождения 2/3 одной из сюжетных линий (всего две), у вас будет самая мощная машина, увешенная таким арсеналом, что впору затевать войну за мировое господство.

По словам разработчиков, они ориентировались на экономическую модель Elite, однако странное дело - в городах обычно доступно не более одного вида товара, при достаточно внушительном прайсе. Да и то, все сделано так, что прогореть почти невозможно.

Мешать простым передвижениям из пункта А в пункт Б нам будут всяческие преступные элементы, в своем большинстве состоящие в одном из кланов. Кто-то окажется к вам нейтральным, кто-то предложит квест, а кто-то, завидев, жахнет из всех пушек. После удачного сражения обязательно собираем выпавший груз (оружие-товары) и загоняем его в ближайшем супермаркете. Рост угрозы со стороны противников будет прямо пропорционален вашему уровню - на смену дохлым багги придут грузовики потяжелее и нередко с вооружением, превосходящим ваше.

Когда первые восторги нивелируются прохождением большей части локаций, в глаза начинают бросаться моменты, которые не позволяют выставить проекту законные 9 баллов из 10. В первую очередь, это касается глобальной неоптимизированности движка. Странное дело, по заявлениям самих разработчиков, они взяли свои наработки из "Магии войны" и слепили новый продукт. По идее, в своем большинстве все должно работать без сбоев. Ан нет. Такое ощущение, что понятия "оперативная память" не существует в принципе и весь процесс (около 1 Гб) полностью висит в файле подкачки. Ради эксперимента одолжил у друзей еще две планки по 512 Мб и добавил к своей такой же. Результат заставил плакать - все осталось как есть. Ладно, смирился с периодическим подергиванием экрана и через полчаса столкнулся с проблемой номер два - невозможностью загрузить некоторые сейвы. Сначала думал, что это следствие полного падения системы во время игры (кстати, на ровном месте уже исследованной локации) и жесткого ресета как итога. И тут оказалось все не слава богу - сейвы имеют тенденцию "биться" сами собой, что подтвердилось сообщениями на многих форумах. Причем, эти и другие проблемы не решаются даже вышедшим на днях 30-метровым патчем, который даже таковым назвать трудно (некоторые заявленные исправления продолжают присутствовать). Встречающиеся ошибки детские в своей непосредственности. И дело здесь даже не в кривизне рук разработчиков (с этим, похоже, все в порядке), а в отсутствии нормальной процедуры бета-тестирования. Не спас проект даже переход екатеринбургской команды под продюсерское крыло Nival Interactive. Одним из кажущихся поначалу бредовых объяснений стало такое: издатель намеренно не тратится на бета-тестирование, т.к. на Западе (именно там большие деньги) игра выйдет все равно несколько позже - славянские игроманы обкатают ее вместо тестировщиков. Что частично подтверждается выходом таких хороших, но откровенно сырых игр, как "Корсары III" или "Магия крови" (читайте обзор).

Еще один балл я снял за аркадную физику и отсутствие модели повреждения. Да, на грузовике остаются пулевые отверстия и подпалины от выстрелов из энергетического оружия, однако через некоторое время замечаешь, что вмятины кабины, кривизна развала колес появляются, даже если вы просто протаранили забор. Еще чуть-чуть повреждений (валим столб), и из-под рамы появляются клубы дыма и несимпатичные искры. И так всегда.

Едем по спидометру 100 км/ч - визуально не больше 50-ти. Меняем фермерский грузовичок на монструозный БелАЗ - продолжаем подпрыгивать на каждой кочке и отрываться от земли на каждом трамплине. Срываемся в пропасть - летим с такой же скоростью, что и ехали до этого. Кренимся так, что впору перевернуться - чудеса эквилибристики и мы на четырех колесах. Даже деинсталяция преподнесла сюрприз, оставив часть игры (360 Мб) на жестком диске.

Выводы, к сожалению, не утешительные. Качественный сюжет, отличная задумка, неплохая графическая реализация уходят на второй план, когда сталкиваешься с первой пачкой багов. За месяц с момента релиза появился первый патч. Судя по его действию, ждать надо еще месяца два. В любом случае посмотреть, до чего дошел прогресс игростроя на постсоветском пространстве, стоит. Вот только стоит ли это лицензионного диска и десятка мегабайтов все еще недешевого трафика в виде патчей, решать вам.

Егор МАЛЫЖЕНКОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

03 за 2006 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя Михаил
Сложилось впечатление, что статья своими словами перепечатана отсюда: http://www.ixbt.com/games/exmachina.shtml
Аватар пользователя Егор Малыженков
"Перепечатано своими словами" -- это хорошо. Одназначно перл.

Хотелось бы уточнений: все дело в одинаковом количестве перечисленных багов или в похожести предложений "Спидометр может показывать 150 км/ч, однако реальная скорость, на глаз, не превышает 60" и "Едем по спидометру 100 км/ч - визуально не больше 50-ти"?