IT-индустрия: итоги года

Молитвы всегда должны оставаться безответными, иначе это были бы не молитвы, а деловые переговоры

Весь год мы следили за мировым IT-бизнесом, практически еженедельно публикуя соответствующие тематические обзоры. В конце года все, кому не лень, традиционно подводят его итоги и делают прогноз на будущее. Нам - не лень, а потому в последнем номере 2005 года мы впервые не просто "закрываем год", но и определяем лидеров по целому ряду "номинаций".

Конечно, приводимые оценки - по большей части, субъективное мнение автора. Но за несколько последних лет мне довелось перелопатить такое количество информации по IT-бизнесу, что теперь суждения и прогнозы, публикуемые в "КВ", в большинстве случаев совпадают с мнением мировых консалтинговых компаний. Конечно, в дальнейшем набор "номинаций" будет дополняться и совершенствоваться, но сейчас нам показались оптимальными следующие пять:


Бизнес-проект года

В качестве самого заметного бизнес-проекта года, пожалуй, стоит назвать... Китай. Да, именно так: не корпорацию, а целую страну. На протяжении всего 2005 года Китай вел себя на мировых IT-рынках точь-в-точь как мегакорпорация с большими амбициями. Вспомните: в самом начале года компания Lenovo перекупила у IBM ее бизнес по производству персональных компьютеров - тогда эта сделка произвела настоящий фурор. А сейчас, в конце года, Китай впервые превзошел Америку по объему выпуска IT-продукции и почти сравнялся по объемам онлайновой торговли.

Руководство Китая планирует уже к 2010 году достичь абсолютного лидерства страны в мировой IT-индустрии. Сейчас бизнес-климат в Китае действительно благоприятствует инвестициям именно в IT-индустрию. Более того, китайские компании в сфере hi-tech все активнее проявляют себя за пределами страны. Еще недавно они лишь копировали известные "электронные" брэнды, выпуская продукцию нижнего ценового уровня. Теперь же китайские компании развились настолько, что уже навязывают свои собственные стандарты в мировом масштабе. Впечатляет, конечно, но все же как-то страшновато...


Персона года

Ричард Столлман. Человек, который доказал, что и один в поле воин, даже когда приходится противостоять многомиллиардному бизнесу мировых IT-мегакорпораций. Некогда безвестный сотрудник Лаборатории искусственного интеллекта знаменитого Массачусетского технологического института еще в 1983 году начал создавать Проект GNU. В результате сегодня основанный Столлманом Free Software Foundation уже не просто "портит кровь" IT-корпорациям, но и предлагает пользователям альтернативу. В качестве альтернативы выступает не только свободное ПО, но и совершенно другая идеология взаимоотношений в системе "человек <==> информация <==> человек".

Однако сам Столлман, основатель совершенно новых правовых и моральных норм информационного века, до недавнего времени был практически неизвестен широкому кругу пользователей. Более того, о нем ничего не знали порой даже те, на чьем компьютере было установлено почти исключительно free software. И именно в 2005 году, как мне кажется, Столлман стал публичной фигурой. Многочисленные разбирательства, связанные с пиратским ПО, невероятный успех Linux, общественные дискуссии на тему копирайта, необходимость (и, главное, возможность) чем-то достойным заменить коммерческие программы - все это перевело Столлмана и Проект GNU в новую плоскость - плоскость "гражданского информационного общества".

Время все расставит по своим местам, но уже сейчас понятно: этот Ричард Столлман - автор скульптуры под названием "Линус Торвальдс, разрывающий пасть Биллу Гейтсу".


Компания года

Однозначно, Google! Таких темпов роста ни американский, ни мировой бизнес до сих пор не знал. По сути, всего за несколько лет рыночная капитализация Google достигла 121 млрд. USD (что в 10 раз превышает капитализацию промышленного гиганта General Motors), причем бОльшая часть этого роста пришлась как раз на 2005 год. Впервые выпустившая свои акции лишь в августе 2004 года, Google в самом начале 2005-го котировалась в районе сотни долларов за акцию, а сейчас, год спустя, ее ценные бумаги разве что до пяти сотен не дотягивают.

При всем этом Google и близко не собирается "сбавлять обороты", регулярно вводя в действие все новые и новые сервисы и расширяя свое присутствие во всем мире. Не ленятся и рекламные менеджеры корпорации: это их стараниями Google в нынешнем году обеспечил порядка 10% всего интернет-бизнеса в США. То есть Google смогла освоить рынок интернет-рекламы, после событий 2000-2001 годов считавшийся практически бесперспективным. А разнообразные веб-службы, которыми "обрастает" самый популярный поисковик, лишь увеличивают совокупную рекламную емкость семейства продуктов под общим брэндом Google.

В результате такие "авторитеты", как Yahoo и Microsoft, неожиданно для себя оказались в непривычной роли догоняющих. Сейчас они действуют по достаточно примитивному алгоритму: смотрят, что именно сделали в Google, и пытаются это скопировать, попутно усовершенствовав. Тем временем Google, не будучи стесненной в средствах, продолжает ускоряться - и, думаю, в 2006 году окончательно уйдет "в отрыв". Стоит помнить, что недавно компания заключила альянс с Sun Microsystems с одной целью: выйти на рынок бесплатного офисного программного обеспечения. Если "Операция "Офис"" в исполнении Google окажется успешной, то Microsoft придется, мягко говоря, несладко. Чувствую, в 2006 году эта интрига не даст нам заскучать.


Скандал года

Ну это, несомненно, Sony (точнее, ее звукозаписывающее подразделение). В начале ноября корпорация попросту опозорилась, выпустив большим тиражом компакт-диски со встроенной системой защиты от копирования. Если кто не понял, это они так с контрафактом борются. Для пиратов действительно возникает угроза - умереть со смеху. Но дело не в этом, а в том, что специалисты по компьютерной безопасности при изучении одного из дисков, защищенных системой противодействия незаконному копированию XCP (Extended Copy Protection), выявили, что эта защита внедряет в операционную систему Windows так называемый "руткит" (rootkit), то есть программу, заменяющую собой системные драйверы. Руткит Sony перехватывает контроль над приводом компакт-дисков, предотвращая таким образом несанкционированный компанией Sony доступ владельца компьютера, привода и компакт-диска к аудиотрекам на CD. После физического удаления обнаруженного руткита CD-привод вообще переставал работать.

Начался колоссальный скандал. Специалисты по информбезопасности дружно пришли к выводу, что фактически Sony продает своим клиентам вместе с музыкальными дисками самый настоящий вирус. Причем без всякого упоминания о наличии защиты в прилагающемся к диску лицензионном соглашении. В результате антивирусные компании быстренько добавили описание XCP в базы данных своего ПО, так что теперь антивирусы реагируют на наличие в системе XCP как на угрозу клиентской безопасности. На Sony обрушилась лавина судебных исков. Появились и первые вирусы, использующие технологию, позаимствованную у Sony.

Сама Sony некоторое время делала вид, что ничего особенного не происходит. Но затем все же была выпущена и опубликована на сайте Sony программа, которая "раскрывает" спрятанные компоненты XCP. Вы думаете, это помогло? Нет, агент Скалли, лекарство оказалось хуже болезни. Заплатка была реализована через модульную систему ActiveX, применяющуюся для загрузки и запуска приложений с помощью браузера Internet Explorer. Эта система позволяет загрузить и выполнить программу, получив согласие пользователя только один раз, а затем делая все тихо и незаметно. В результате программа CodeSupport "раскрывает" не только скрытые компоненты, но и огромную дыру в операционной системе. Более того, CodeSupport остается в системе навечно и, будучи одобренной пользователем и помеченной как "безопасная", может передавать в ОС и незаметно исполнять любой код с любого сайта, если ее об этом должным образом "попросить".

Кивки Sony на "сторонних разработчиков" защитного ПО не помогли. Корпорация прекратила производство дисков с ХСР, но судебные иски-то никуда не делись. Более того, неожиданно обнаружилось, что существует еще одна применяемая Sony защита на базе технологии Digital Rights Managment. Она называется MediaMax и тоже пакостит на компьютере пользователя по той же схеме, что и XCP. Такая защита была встроена в 32 музыкальных альбома, изданных в США и Канаде. Снова пошли иски в суды... Веселье продолжается!


Открытие года

Это глобальная пиринговая система интернет-телефонии телекоммуникационной компании Skype. Правда, на рынке она появилась еще в 2003 году. Уже тогда Skype позволяла, подключив обычный телефон к компьютеру, связаться через интернет с абонентом в любой точке Земли, если он, конечно, также является клиентом этой службы. Стоимость услуги тогда составляла 35 USD в месяц при неограниченном трафике.

Однако именно в 2005-м Skype "рванула вперед". Возможность совершенно бесплатно разговаривать через компьютер с любым другим интернет-пользователем или за сущие копейки делать звонки на сети обычной телефонии привлекла к Skype внимание бизнес-пользователей, тогда как прежде основными "поклонниками" Skype были индивидуальные (домашние) пользователи. Результат интереса со стороны бизнеса - быстрый рост прибылей компании Skype.

Интересный факт: несколько лет назад одновременно со Skype "взяли старт" несколько похожих сервисов интернет-телефонии. Однако они обанкротились, тогда как Skype не только выжила, но и стремительно развивается. В 2005 году на рынок в массовом порядке начали выходить новые конкуренты - уже двух типов. Первый тип - региональные и национальные операторы IP-телефонии. Они отталкиваются от местных тарифов на доступ к услугам связи, а потому могут вести свой бизнес очень гибко. Второй тип конкурентов - интернет-пейджеры новых версий, которые сейчас активно интегрируются друг с другом и поголовно обзаводятся голосовыми функциями. Сохранит ли Skype свои лидирующие позиции и в будущем? 2006 год покажет.


Прогноз-2006

Очень важное наблюдение: на протяжении всего 2005 года крупнейшие корпорации вкладывали сотни миллионов долларов в полупроводниковые производства. Строились новые заводы, модернизировались и расширялись старые. Все эти производственные мощности начнут выпускать продукцию как раз в 2006 году. Понятно, что инвестиции таких масштабов делаются только после разработки и утверждения долгосрочного плана, который, несомненно, учитывает и всевозможные прогнозы развития IT-индустрии и потребительского рынка. То есть большой компьютерный бизнес уверен, что в ближайшие несколько лет повторение событий 2001 года не ожидается. Более того, потребление компьютерной техники (равно как и сложнобытовой техники с микропроцессорным управлением) во всем мире продолжит расти. Причем не столько за счет "первоначального" приобретения, сколько за счет замены морально устаревающих устройств.

Одновременно в мировом масштабе начинается очередная масштабная модернизация сетей связи (трафик-то растет неимоверно!) и замена телекоммуникационного оборудования. А это, понятное дело, лишь поспособствует развитию "электронного" рынка. Короче, скучным 2006-й явно не будет.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

52 за 2005 год

Рубрика: 

Brand name
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!