Microsoft купила FolderShare
Microsoft сообщила о приобретении сервиса FolderShare (www.foldershare.com). FolderShare позиционирует себя как инструмент синхронизации и получения доступа к файлам на различных устройствах, где может быть установлено необходимое ПО. Для передачи файлов используется прямое соединение между устройствами типа peer-to-peer, поэтому естественно вытекающее ограничение только одно - для того, чтобы это все работало, хотя бы один компьютер должен быть постоянно подключен к интернету. В стране, где широко распространен безлимитный широкополосный доступ, это совсем не сложно.
Сервис FolderShare будет интегрирован в Windows Live (подробнее о Windows Live читайте в другой заметке в этом номере). Как заявил вице-президент Microsoft Блэйк Ирвинг (Blake Irving), "технологии FolderShare позволят клиентам получать доступ к своей информации в любом месте, в любое время и с любого устройства".
Угроз для пользователей
интернет-пейджеров все больше
Компания IMlogic провела собственное исследование того, насколько опасны для пользователей обычные интернет-пейджеры. Результаты его свидетельствуют о значительном росте количества угроз, по сравнению с прошлым годом. За период с октября 2004 по октябрь 2005 их число выросло на 1500%.
Большую часть угроз составляют интернет-черви - на их долю приходится 87%. Еще 12% необходимо отнести на вирусы, и только 1% объясняется уязвимостями в самом ПО интернет-пейджеров.
Чаще всего злоумышленники посягают на MSN Messenger - он находится на прицеле в 62% случаев. На втором месте AIM с 31% атак, а третье занимает Yahoo Messenger, прочность которого испытывают только в 7% случаев.
В то же время статистика IMlogic свидетельствует о том, что все случаи заражения и/или потери контроля над своим ПК происходят не без участия самих пользователей: им предлагается либо нажать на ссылку, либо открыть прилагаемый файл, в результате чего и происходит заражение. Настоящего распространения вирусы для интернет-пейджеров пока не получили, однако это всего лишь дело времени.
Руководители ратуют за блоги
Опрос руководителей американских компаний, проведенный PRWeek и Burson-Marsteller, показал, что большинство из них высоко оценивают блоги как прекрасное средство для общения со своими сотрудниками. 59% опрошенных считают, что блоги могут приносить большую пользу в качестве средства для внутренних коммуникаций в компании.
Несколько меньшее число опрошенных CEO - 47% - разделяют мысль о том, что блоги являются незаменимым средством для общения с внешней средой компании. Около 18% опрошенных собираются завести корпоративный блог в течение ближайших двух лет.
Особенно полезны блоги, по мнению руководителей, для распространения новостей и новых идей, так как позволяют практически немедленно получить обратную связь от сотрудников собственной компании. При всем при этом только 7% руководителей регулярно ведут собственные блоги.
Бизнес на open source - мыльный пузырь,
который готовится лопнуть?
Подобное мнение неоднократно звучало на конференции Open Source Business Conference, посвященной open source бизнесу и проводившейся на прошлой неделе в Ньютоне (Массачусетс). Венчурные фонды сегодня охотно вкладывают большие деньги в компании, чей бизнес связан с разработкой ПО с открытым кодом. Так как код разрабатываемого продукта при такой бизнес-модели открыт и доступен любому желающему, то предполагается, что зарабатывать open source компания должна на его внедрении и сопровождении - эта услуга, естественно, оказывается за деньги. Еще одна возможность для заработка - наличие коммерческой версии продукта, имеющей расширенный набор функций, по сравнению со своим open source аналогом.
В теории это звучит прекрасно и иногда даже работает на практике. Однако, как считает Дэвид Скок (David Skok), партнер венчурного фонда Matrix Partners, в большинстве случаев такие компании сегодня получают финансирование, даже не имея собственного пользовательского сообщества. В этом случае теряется основной смысл работы по модели open source - заниматься развитием продукта придется исключительно его создателям. Такая компания быстро истратит весь привлеченный капитал, и если за это время не сформируется сообщество пользователей продукта, то это приведет к банкротству.
Вместе с тем, объем венчурных инвестиций в open source компании за последний год удвоился. Растет новый мыльный пузырь?
Стэнфорд в iTunes
Стэндфордский университет (Stanford University) в конце октября запустил совместный проект с музыкальным магазином Apple iTunes - сайт Stanford on iTunes (itunes.stanford.edu). Через него можно попасть в соответствующий раздел каталога iTunes, в котором представлены аудиоверсии различных учебных материалов университета (лекции, интервью и т.д.) Часть материалов закрыта от публичного доступа, однако многое все же доступно любому желающему.
Предназначен сайт, в первую очередь, для выпускников и действующих студентов этого университета. А в публичном доступе многие аудиоматериалы появились только потому, что создатели проекта не хотели слишком усложнять доступ к материалам для бывших студентов Стэндфордского университета. Это уже вызвало определенную полемику в образовательных кругах, но пока послушать лекции в Стэнфорде есть возможность и у белорусов - достаточно скачать необходимые аудиофайлы на свой компьютер или в свой mp3-плеер.
Андрей КОНОНОВИЧ,
andy@kv.by
IBM научилась управлять светом
Компания IBM создала первую промышленную технологию, позволяющую управлять световыми потоками. Ученые из Исследовательского центра Т. Дж. Уотсона (T.J.Watson Research Center) разработали специальную структуру кремниевого чипа, позволяющую изменять показатель преломления (а значит, и скорость распространения света) на небольшом участке микросхемы в 300 раз. При этом показателем преломления можно управлять при помощи небольших электрических сигналов, что дает возможность создавать оптоэлектронные схемы и закладывает технологическую основу для создания оптических компьютеров. Хитрый чип IBM представляет собой достаточно стандартный кремниевый кристалл, пронизанный упорядоченным набором наноразмерных отверстий (диаметр порядка 200-300 нм). Такая структура, названная учеными "волноводом на основе фотонного кристалла", обладает весьма высоким показателем преломления, а локальный нагрев участков волновода позволяет изменять эту величину в широких пределах. Большой плюс технологии в том, что для производства кристалла используются стандартные полупроводниковые техпроцессы и оборудование. Фактически, тестовая пластина была изготовлена на основе обычной 200-мм SOI пластины по КМОП техпроцессу. Такой успех исследователей из IBM позволяет надеяться, что оптические компьютеры и коммуникационное оборудование нового поколения уже совсем рядом. Результаты работы опубликованы в журнале Nature.
Входящие - бесплатно
Российские сотовые операторы, наконец, решили покончить с порочной практикой оплаты входящих звонков с городских телефонных сетей абонентами мобильной связи. Впрочем, не то чтобы они сделали это по доброй воле - 2 ноября Государственная Дума РФ приняла в первом чтении поправки к закону "О связи", предусматривающие отмену платы за входящие звонки с городских номеров для владельцев мобильных телефонов. За принятие этого документа проголосовали 400 депутатов при необходимых 226 голосах "за". Таким образом, теперь за звонок будет платить звонящий, что, в общем-то, логично и естественно.
Лазерган
Американские военные разработали первый образец ручного лазерного оружия. Лазерная винтовка под кодовым названием PhaSR (Personnel Halting and Stimulation Response) представляет собой не смертельное оружие, рассчитанное на временное ослепление атакующего. Предполагается, что подобное оружие будет использоваться для усмирения толп гражданских без причинения особого вреда их здоровью. Достаточно мощный лазер, лежащий в основе PhaSR, сможет на некоторое время ослепить человека на расстоянии в несколько десятков или сотен метров и таким образом предотвратить исходящую от него потенциальную опасность. Пока что первые два прототипа PhaSR проходят испытания в лаборатории ВВС США. Новый прототип планируется завершить к весне следующего года.
Константин АФАНАСЬЕВ
USB-драйв на четверть литра
Японская компания Solid Alliance, прославившаяся на весь мир своими USB-накопителями в виде суши, предположила, что пользователи захотят к "закуске" чего-нибудь "погорячее". Предположила и - предложила USB-накопитель в форме бутылки саке. Новинка, названная SAKE USB type Ku, была разработана совместно с компанией Horaisen, которая занимается производством спиртных напитков. Объем флэш-памяти у накопителя равняется 256 Мб. Т.е., говоря более понятным для нас языком, SAKE USB type Ku - это "чекушка", если приравнять 1 Гб к 1 литру. Только вот распить бутылочку такого саке не удастся, хотя, как знать, что в будущем еще придумают эти японцы...
Энциклопедия Брокгауза уместилась
на одной флэшке
Немецкая компания Brokhaus решила сделать то, что напрашивалось самим ходом развития технологий по хранению информации. Речь идет о флэш-накопителях с USB-интерфейсом объемом 1 Гб, на которых Brokhaus собирается размещать свою хорошо известную энциклопедию. Оцифрованная версия, хранимая на USB-драйве, полностью соответствует 30-томной бумажной. Навигация по статьям осуществляется при помощи гиперссылок, а для поиска нужной информации используется система поиска Ask Jeeves. Дополнительный плюс оцифрованной информации состоит в том, что при подключении к интернету ее можно будет обновлять. Компания Brokhaus заверяет, что до конца 2010 г. на сайте компании будут доступны все обновления и дополнения к энциклопедии.
Список самых преуспевающих
мертвецов...
...был опубликован в американском журнале "Forbes". Этот немного странный хит-парад основан на том факте, что и после своей смерти многие знаменитости продолжают иметь и даже увеличивать доход от реализации своих произведений. Вполне ожидаемо список самых преуспевающих умерших возглавил Король рок-н-ролла Элвис Пресли, чей доход за прошедший год увеличился на 5 миллионов долларов и составил в сумме 45 миллионов. Вслед за Элвисом расположился малоизвестный у нас Чарльз Шульц, являющийся автором комиксов "Peanuts", повествующих о собачке Снуппи и ее хозяине Чарли Брауне. Комиксы принесли Шульцу 35 миллионов. "Бронзу" взял еще один легендарный рокер - Джон Леннон, у него оказалось 22 миллиона. Зато всем известный писатель Джон Рональд Руэл Толкиен "заработал" в 2005 г. всего 8 миллионов и разделил 7-ю и 8-ю позиции с Мэрилин Монро, в то время как в прошлом году он был третьим с 23 миллионами! Между Ленноном и Толкиеном с Монро расположились такие личности, как художник Энди Уорхол (16 миллионов), детский писатель/иллюстратор Теодор Гейзель (10) и актер Марлон Брандо (9). Десятку замыкают еще две рок-легенды: Джордж Харрисон и Джонни Кэш (по 7). Определенно, в мире наибольшим спросом пользуются покойные исполнители таких популярных музыкальных стилей, как рок-н-ролл, регги и соул, потому что в списке "Forbes" 12-е и 13-е места заняли Боб Марли и Рэй Чарльз, соответственно, "заработавшие" по 6 миллионов долларов.
Юрий ДРОЗДОВ
В погоне за переводами
Алекс Вэйбел, профессор университетов Карнеги-Меллона и Карлсруэ, продемонстрировал систему, способную практически мгновенно переводить живую разговорную речь. Существующий прототип переводит с английского сразу на два языка - немецкий и испанский. Кроме того, группа Вэйбела показала узконаправленную акустическую систему, позволяющую транслировать звук для конкретного человека в помещении, что дает возможность отказаться от использования наушников для прослушивания перевода. Благодаря ему возникает полная иллюзия наличия синхронного переводчика рядом с каждым слушателем, не мешая в то же время сидящим рядом.
Еще одно концептуальное устройство позволяет транслировать субтитры перевода на специальные очки.
Аспирант Вэйбела предложил еще более оригинальную идею. Предложенная им система может распознавать даже непроизнесенную голосом речь. Для этого нужно разместить на лице человека и в его гортани 11 электродов-датчиков. Теоретически они позволят распознать речь в условиях, когда ее произнесение вслух невозможно - например, в театре во время спектакля. Аналогичные разработки ведутся американским агентством передовых оборонных исследований DARPA.
ПО для автоматического перевода, разработанное специалистами компании InterACT, использует при распознавании речи и синтезе речи статистические методики, позволяющие ускорить отбор слов и фраз. В их основе - сканирование большого количества ранее переведенных документов и построение на их основе вероятностных правил перевода конкретного текста.
Статистический подход обретает популярность среди исследовательских групп и компаний, разрабатывающих автоматические системы перевода. В августе 2005 года компания Google победила в конкурсе на лучшую систему машинного перевода, организованном американским правительством. По мнению экспертов, одним из ключевых факторов успеха интернет-гиганта явилось наличие у него гигантской базы уже переведенных текстов.
Аналогичные исследования ведет и Пентагон - военные США создают лингвистический суперкомпьютер. Он позволит из огромных массивов перехваченных разговоров и обменов данными на самых разных языках мира вычленять информацию, которая может иметь отношение к шпионажу против США, и тут же переводить ее на английский. По мнению экспертов, данный проект в области лингвистики не имеет прецедентов.
Но, одно дело теория, а другое - практика. Многие зарубежные, российские и белорусские ученые считают, что создание всесторонне адекватной системы перевода невозможно по целому ряду причин. Главная - отсутствие искусственного интеллекта, близкого к человеческому.
Эдуард ТРОШИН
Google Desktop 2
Программа Google Desktop обновилась до второй версии и при этом вышла из статуса "беты". Эта утилита осуществляет полнотекстовый поиск по диску компьютера и включает панель Sidebar, к которой можно подключать любые плагины.
Одновременно с Google Desktop 2 представлен целый ряд плагинов, как фирменных, так и от сторонних разработчиков. Пользователи картографического сервиса должны по достоинству оценить новую панель Google Maps, которая позволяет не только выполнять поиск по карте, но еще показывает на ней расположение отелей, ресторанов и прочих объектов.
В Sidebar теперь появилась поддержка скриптов, так что написание своих плагинов стало еще легче. Уже сейчас создано два десятка плагинов для Sidebar, например, управление плеером WinAmp, толковый словарь английского языка и т.д.
В WoW прошли виртуальные похороны
Недавно стало известно о двух новых смертях среди участников массивных многопользовательских онлайновых игр (MMOG). В прошлом месяце ушла из жизни китайская девочка, известная в мире World of Warcraft под ником Snowly. Она не отрывалась от игры несколько суток подряд и это окончилось весьма плачевно.
За несколько дней до своей смерти она сказала, что готовится к особенно важной миссии и поэтому почти не спит и чувствует себя очень усталой. Друзья Snowly говорят, что она была ключевым звеном клана, поскольку имела круглосуточный выход в интернет. Другими словами, девочка в каком-то смысле умерла ради своих виртуальных товарищей.
В онлайне прошли грандиозные похороны Snowly. В мероприятии участвовали десятки персонажей из дружественных ей кланов. Однако эта церемония была омрачена известием о смерти еще одного энтузиаста MMOG из Китая - персонажа под ником Nan Ren Gu Shi.
После этого в игровых форумах появились призывы к игрокам более внимательно относиться к своему здоровью. Семь крупнейших китайских фирм-разработчиков приняли решение встроить в свои игры специальные алгоритмы для отслеживания излишне зависимых пользователей. Испытание новых алгоритмов началось 20 октября в 11 различных MMOG.
Firefox преодолел 11,5%
Служба OneStat.com опубликовала глобальную статистику популярности браузеров в интернете. Последняя неделя октября стала весьма удачной для Mozilla Firefox, который поставил очередной рекорд. Его распространенность в Сети выросла до 11,51%, увеличившись на 2,82 процентных пункта, по сравнению с апрелем 2005 г. На рынке по-прежнему доминирует Internet Explorer с 85,45%, что на 1,18 п.п. ниже, чем в апреле 2005 г.
Интересно, что в США и Канаде свободные браузеры пользуются особенной популярностью. Так, в США браузером Firefox пользуются 14,07% интернетчиков, а в Канаде - 16,98%.
Интернетчики - дешевая рабсила
Крупнейший в мире интернет-магазин Amazon.com начинает платить пользователям за выполнение мелкой работы. Например, описание товара оценивается в 75 центов, выбор фотографии с наилучшим видом на здание - 3 цента, и т.д.
Деньги переводятся на ваш счет в магазине, с которого вы можете их перевести на личный счет в банке (хотя, если у вас есть счет в банке, зачем напрягаться из-за трех центов?) или купить какой-нибудь товар.
Новая программа называется "Механический турок" (mturk.amazon.com), по названию известного шахматного "робота", которого в 1769 г. построил один австрийский инженер на утеху публике. Робот якобы умел играть в шахматы и обыграл даже Наполеона Бонапарта за 24 хода. Но на самом деле им управлял человек, сидевший в другой комнате.
Интернет-компания Amazon уподобилась тому австрийскому инженеру и предлагает пользователям выполнять простые задачи, которые не под силу выполнять компьютеру. Вы можете работать в любое время и выбирать любые из тысяч заданий на свой вкус. Их список можно посмотреть на странице www.mturk.com/mturk/findhits?match=false.
Выбрав определенное задание, нужно подтвердить, что вы его берете (кнопка "Accept"), а после выполнения - отправить его на рассмотрение редактору (кнопка "Submit"). После нажатия кнопки "Accept" задание присваивается вам на срок от 1 часа до нескольких суток, так что вы можете выполнить его в любое время. Оплата осуществляется сразу после того, как ваш ответ проверят - для этого потребуется несколько суток.
Опубликовать собственные задачи в программу "Механический турок" может любой разработчик. Достаточно зарегистрироваться в программе и оплатить работу "турков". Результаты их труда можно использовать, например, в собственных веб-сервисах. Для этого предназначены открытые программные интерфейсы Mechanical Turk API. Например, "турков" можно использовать в системах распознавания изображений для предварительной классификации материала.
Как использовать "турков" в системах электронной коммерции, видно на примере самой компании Amazon, которая уже опубликовала тысячи мелких задач: это текстовые описания товаров, выделение ключевых функций товаров, выбор наилучших фотографий для иллюстрации товара и т.д.
В принципе, на выполнении заданий можно заработать до $10 в день. Правда, это очень утомительное занятие. Другое дело, если вы "запрягаете" других людей. Например, если вы - учитель английского языка и у вас 30 учеников/студентов, то раздайте им индивидуальные задания. Описание одного, а лучше двух товаров по абзацу каждый. Таким образом, получается 0,75 * 2 * 30 = $45 без малейших усилий. И студенты довольны несложной домашней работой, и вам приятно.
Анатолий АЛИЗАР
Найдены останки Николая Коперника
Как сообщили польские археологи, им удалось идентифицировать останки Николая Коперника, автора знаменитого трактата "Об обращении небесных тел", создавшего в 16 веке гелиоцентрическую модель строения Солнечной системы и, тем самым, совершившего один из крупнейших мировоззренческих переворотов в истории человечества. Останки обнаружены под алтарем кафедрального собора г. Фромборка на севере Польши. Эксгумация тела была проведена в августе 2005 года археологами Высшей гуманитарной школы города Пултуска.
Выводы о принадлежности останков именно Копернику были сделаны на основе оценки возраста скелета, но, как полагает профессор Ежи Госсовски, только анализ ДНК снимет последние сомнения в принадлежности этих останков. Пока же основанием для уверенности служит компьютерная реконструкция облика погребенного. Определенно это был 70-летний старик со шрамом над левым глазом и искривленным носом. Коперник действительно умер в этом возрасте в 1543 году (вскоре после выхода в свет его эпохального труда), а реконструированные особенности лица соответствуют его изображениям на портретах.
На пути к разгадке тайны
визуального восприятия
Несмотря на значительный прогресс в изучении нейрофизиологии мозга, многие ключевые проблемы еще далеки от разрешения. Это касается и проблемы визуального восприятия, в частности, механизмов распознавания образов. Так, до сих пор не понятно, каким образом мозг кодирует и декодирует визуальную информацию.
Трудности связаны с тем, что в считанные секунды визуальная информация передается, постоянно преобразовываясь, с сетчатки по каналам все более высокого уровня к высшему уровню, ответственному за собственно визуальное восприятие, который называется инферотемпоральной зоной. Именно в ней происходит идентификация и категоризация объектов, а результат передается другим областям мозга для дальнейшей обработки. При этом весь процесс происходит неосознаваемым образом.
Недавно ученые из Института МакГоверна (web.mit.edu/mcgovern) Массачусетского технологического института несколько приблизились к решению этой проблемы, расшифровав часть кода, связанного с процессом визуального распознавания объектов. Для этого обезьян научили распознавать различные объекты, сгруппированные по нескольким категориям: лица, игрушки и транспортные средства. Животным предъявлялись изображения, различающиеся по размерам и их положению в визуальном поле, и одновременно записывалась активность нейронов инферотемпоральной зоны. Затем с помощью специального компьютерного алгоритма каждому объекту был сопоставлен соответствующий паттерн нейронной активности. Было установлено, что на распознавание объектов уходили всего доли секунды независимо от их размеров и положений. Удивительным оказалось то, что в каждом случае в процессе распознавания были задействованы всего сотни нейронов из миллионов имеющихся в наличии, и они-то и обрабатывали столь большой массив информации за такое короткое время. Хотя примененная экспериментальная схема и не позволяет пока регистрировать одновременную активность всех нейронов данной зоны.
Ученые полагают, что подобный компьютерный алгоритм можно будет использовать и в искусственных системах распознавания.
Результаты исследований были доложены в статье, опубликованной в последнем номере журнала "Science" (Vol. 310, Nо. 5749, Р. 863-866, 04.11.2005). Пресс-релиз: web.mit.edu/newsoffice/2005/visualcode.html.
Новое - это хорошо запутанное
старое
Сети разной природы и разной топологии "оплетают" буквально все уровни реальности. Полагают даже, что сама Вселенная на самом фундаментальном уровне представляет собой что-то вроде глобальной самосинтезирующейся квантовой сети (Дж.А. Уилер) или "предельного интернета" (П.Цицци).
В настоящее время весьма интенсивно изучаются масштабируемые, статические, иерархические, самосинтезирующиеся, "малые миры" и др. сети, исследуются их фундаментальные свойства, такие, как устойчивость к повреждениям и синзронизируемость (информационная проводимость).
Проблему зависимости синхронизируемости сети от ее топологии недавно исследовали испанские физики из университета Гранады. В результате они доказали, что наибольшую информационную проводимость имеет особый класс сетей, названных "запутанными" (entangled networks). Они характеризуются максимальной однородностью, минимальным расстоянием между любыми двумя узлами и очень узким спектром основных статистических параметров.
Визуализировать такие сети довольно сложно. На рисунке показана сравнительно несложная сеть из 50 узлов.
В природе такие сети пока не выявлены. Не понятно также, могут ли они вообще самосинтезироваться в процессе эволюции сетей других топологий. Тем не менее, ученые полагают, что запутанные сети могут найти широкое применение в области информационных технологий, в частности, в новых поколениях Всемирной паутины, позволяя существенно снизить объемы сетевого трафика, а также в нейрофизиологии.
Подробно топология запутанных сетей изложена в недавней статье в "Physical Review Letters" (Vol. 95, Nо. 18, Art. 188701, 28.10.2005). Препринт доступен в архиве LANL: arxiv.org/PS_cache/cond-mat/pdf/0502/0502230.pdf.
Сергей САНЬКО
Горячие темы