Недавно меня попросили в одно издание (не "КВ") написать небольшую заметку и сказали, что она должна быть точно 1000 знаков (символов) с учетом пробелов. У меня получилось меньше - заметку не взяли. Что делать? Я приметил, что в ней несколько раз повторяется "1997-й год". Таким образом, была придумана замена - вместо "в 1997 году" шло "в тысяча девятьсот девяносто седьмом году"... Опять мало знаков. "В одна тысяча девятьсот девяносто седьмом году"... Ситуация лучше, а после внедрения "в одна тысяча девятьсот девяносто седьмом году от Рождества Христова" я уже заставил улыбнуться главного редактора того издания, и заметку взяли в ее уменьшенном варианте.
Посему предлагаю для увеличения оплаты журналистам ввести словесное написание числительных, а "2005-й" писать как "две тысячи нольсот нольцать пятый нашей эры, хотя по другим летоисчислениям являющийся..." (главное, чтобы главред "КВ" не прочитал сего вступления :)).
Итак, это "Территория звука", поехали!
Продолжение опытов с два плюс два
плюс два, тьфу ты... 2+2+2
Работая с шестью колонками, расставленными по системе 2+2+2, я добился весьма интересных результатов. Напомню, что под 2+2+2 подразумевается три пары колонок, одна из которых расположена спереди внизу (1,2), другая является тыловой (3,4) и третья расположена спереди вверху (5,6). В прошлом выпуске "территории" при описании опытов я пренебрег боковыми плоскостями, образуемыми колонками 1,3,5 и 2,4,6. Для этого были свои причины на то время, но теперь имеет смысл рассказать и об 1,3,5 и 2,4,6.
Если на три колонки первой из этих плоскостей вы запустите левый канал от стереозвука, а на 2,4,6 - правый, то получите ощущения... близкие к тому, что вы испытываете в наушниках (!). То есть стереозвук окружает вас, при этом перекрестные каналы (когда левое ухо ловит сигнал правого канала и наоборот) не так ощутимы. Впечатления просто отличные. Причем панорамный центр в стерео локализуется строго по центру в 2+2+2.
Таким образом, сейчас можно сказать о том, что изобретена реальная акустическая система, способная заменить наушники.
Далее я решил продолжить свои опыты и посмотреть, насколько эффективно использование плоскостей 1,2,3 и 2,4,6 вместо наушников для передачи объемного 3D-звука. Вы наверняка знаете, что натуральный 3D-объем редко используется в производстве музыки, потому как не ощутим на обычных стереоколонках и может восприниматься только в наушниках. Но если мы имеем систему, которая может их заменить, то почему бы не попробовать опыты с 3D?
Опыты проходили в два этапа - первый должен был доказать, что системы 2+2+2 могут передавать натуральный 3D-объем. Для этого я взял стереотреки, записанные на микрофонную пару. Теперь стоит рассказать о результатах - объем есть, но не такой, каким мы его слышим в наушниках. Дело в том, что микрофоны при записи этих треков стояли на расстоянии 15-20 см друг от друга. Если мы слушаем результаты в наушниках, то практически зеркально повторяем данную систему, поскольку расстояние между правым и левым динамиками в них является практически тем же - 15-20 см.
В варианте плоскостей из колонок 1,3,5 и 2,4,6 мы получаем гораздо большее расстояние между правым и левым каналами. Теоретический выход из ситуации - уменьшение задержки между ними, что на практике почти неосуществимо. Таким образом, можно сделать вывод, что 3D-звук может быть в рамках этих систем при одном условии, что микрофоны расставлены так же, как и колонки. Среди сделанных мною выводов нужно отметить и тот, что функция HRTF (Head Related Transfer Function) для 3D в 2+2+2 практически не применима.
Чисто для эксперимента я увеличил задержку между каналами стереотрека, записанного на два микрофона, таким образом, спроецировав его на расширенный вариант воспроизведения. 3D-эффект получился, правда, с несколько другим содержанием - объем есть, но не тот.
Второй этап опытов заключался в проверке плоскостей 1,3,5 и 2,4,6 при создании стерео-3D-спецэффектов. Для этих целей я использовал сразу несколько программ, и все они в итоге показали достаточно хорошие результаты - объем ощутим. В качестве акустической стереопары эти две плоскости подходят просто отлично.
Но нельзя упускать из виду то, что по бокам у нас стоят треугольники из колонок. Поэтому 3D-спецэффекты можно расширить для этой системы - например, взяв какой-нибудь звук типа полета вертолета, можно получить эффект того, что он снизу приближается к вам, облетает вокруг и улетает вверх. Все достаточно натурально.
Отдельно хочется сказать о некоторых минусах 2+2+2. В принципе, большего объемного качества можно достичь, используя восемь колонок, а не шесть, установив две пары позади слушателя. Второй момент - отсутствие сабвуфера. Все-таки, спецэффекты должны быть гулкими на низах, что трудно достижимо при использовании обычных колонок, по своим характеристикам приближающихся к студийным мониторам ближнего поля.
Sony ставит акцент на домашнем
творчестве
Когда компания Sony приобрела топовую звуковую программную продукцию фирмы Sonic Foundry, никто не мог точно сказать, какое из направлений его дальнейшего развития будет выбрано. Естественно, предполагалось углубление в сторону интеграции с видео. Но вместе с софтом от Sonic Foundry компания Sony приобрела достаточно много головной боли из-за маркетинговой политики предыдущих хозяев. Их софту нужен был серьезный апгрейд. Поэтому была выбрана достаточно мягкая линия развития, в результате которой за несколько лет во все ПО был внедрен стандарт VST, в ACID появилась достаточно примитивная поддержка MIDI, а все программы более четко разбились по предназначению.
Наиболее интересной для Sony, а, как уже показывает время, для пользователей, оказалась ветка Vegas - многодорожечной программы, совмещающей аудио и видеотреки. На его базе некоторое время назад был создан продукт Sony Vegas Movie Studio, позволяющий достаточно легко и быстро работать с аудио/видео - записывать, обрабатывать, финализировать. Для расширенной функциональной поддержки к программе Vegas была добавлена DVD Architect, позволяющая компоновать DVD-диски.
И новость последних дней - к связке Vegas+DVD добавлены программы от... Corel. Теперь это единые пакеты, причем, как заявил производитель, пользователям предлагаются две модификации - любительская с Corel Photo Album 6 и профессиональная с Corel Paint Shop Pro X. Во втором варианте мы также говорим о DVD Architect Platinum Edition - более продвинутой версии DVD Architect.
Интересного в данном случае много. Нужно сказать, что связка Sony-Corel может составить серьезную конкуренцию Adobe. Напомню, что последние также купили несколько лет назад звуковую программу Cool Edit, переименовав ее в Audition. Причем никакой работы по усовершенствованию данного продукта Adobe не проводила.
Объяснение аудио для
видеоспециалистов
Практически одновременно с заявлением о выпуске Vegas+DVD+Corel на сайте Sony появилась статья Крейга Эндертона (Craig Anderton), в которой специалистам в области видео объяснялась суть аудиоэффектов. Например, эквалайзеры сравнили с системами коррекции цвета, динамическую компрессию - с управлением насыщенностью, и так далее.
На самом деле это очень интересная попытка, поскольку в звуке, графике и видео используется идентичный, по сути, инструментарий, но применяются абсолютно различные терминологии. Нужны переводчики! И действительно, а чем плохо? Если специалист добился мастерства в одной области, то почему бы ему не стать профессионалом в другой, причем близкой?
ACID Music Studio 6 - не путайте цифры
Совсем недавно вышел продукт Sony ACID Music Studio 6. Изначально может показаться, что это новая 6-я версия программы. Но нет! ACID Music Studio 6 является сильно урезанной версией ACID Pro 5. Почему так поступили разработчики, непонятно.
Новый альбом Madonna
Новый альбом Madonna "Confessions on a Dancefloor" обещает стать одной из главных музыкальных сенсаций этого года. Его выпуск запланирован на 14 ноября. На данный момент практически на всех радиостанциях крутится песня "Hung Up", в которой использован натуральный сэмпл группы "ABBA" из песни "Gimme! Gimme! Gimme! (A Man After Midnight)". Во многих СМИ прошла информация о том, что за его использование певица заплатила около 800 тысяч долларов. Однако, если вы сейчас зайдете в интернет для подтверждения данной информации, то... уже не найдете никаких прямых ссылок. Другой вопрос заключается в том, что этот сэмпл реально присутствует в композиции, и, по многочисленным данным, Madonna получила согласие на использование данного трека по своему усмотрению у его авторов - Бенни Андерссона (Benny Andersson) и Бьорна Ульвэйса (Bjorn Ulvaeus), написав им душещипательное письмо. Нужно отметить, что данные авторы всегда достаточно скептически относились к просьбам подобного рода, и единственный подобный договор был заключен ими с группой The Fugees, которые в итоге использовали сэмпл из песни "The Name of the Game" для своего сингла "Rumble In The Jungle".
Проблема правомерного и неправомерного использования чужих сэмплов достаточно стара и наиболее близко связана с развитием электронной танцевальной музыки. Были даже прецеденты с отзывом альбомов из магазинов. Сейчас она (проблема) вышла на новый этап своего развития.
В завершение
2+2+2 - это достаточно мощный задел, но над его развитием нужно серьезно поработать. В первую очередь, требуются практические алгоритмы и хоть какая-нибудь поддержка со стороны софта. Сейчас работа в этом стандарте напоминает примитив, какой существовал с 5.1 во время его возникновения. Но в переложении этой системы на стереовариант можно говорить о почти реальном трехмерном звуке.
Что касается нынешней политики Sony, то она достаточно жесткая, несмотря на кажущуюся вялотекущесть процессов. Уже сейчас можно говорить о ближайшей серьезной конкуренции с Adobe. Хотя есть и минус - изначально все продукты Sonic Foundry писались для DirectX-платформы, то есть только под OS Windows. Станет ли сейчас Sony переделывать их под Mac'и - один из ключевых вопросов.
Но у Sony есть и плюс - их звуковой софт в нынешнем состоянии гораздо мощнее и профессиональнее того, что есть у Adobe. Поэтому и предпринимаются попытки объяснения видеоспециалистам основ аудио - для того, чтобы они смогли сравнить и оценить.
Что касается нового альбома Madonna - сделан он на очень высоком качественном уровне. Причем, если говорить о Madonna и ABBA, мы подразумеваем проекты практически одной величины. А как они могут взаимодействовать между собой, показало время.
Кристофер,
christopher@tut.by
Комментарии
Причем все должно быть сделано со вкусом и соотвествовать современным стандартам.
Perfect!