К персоне великолепного обладателя шахматной короны Михаила Моисеевича Ботвинника, "патриарха" советских шахмат, долгое время приковано множество взглядов. И не только потому, что это был один из немногих чемпионов мира, длительный срок удерживающего свой титул и престиж страны в послевоенное время. И не только потому, что он одним из первых занялся созданием "компьютерного игрока в шахматы". Просто это была уникальная, целеустремленная, прямолинейная, а иногда и жесткая личность - личность, которая очень многого добилась. Чемпионские титулы не раздают просто так... и просто так не получают...
В последнее время к Михаилу Моисеевичу со стороны СМИ проявился особый интерес, поскольку в 2006 году будет 95 лет со дня его рождения (17.08.1911), а в 2005-м была 10-летняя годовщина со дня его смерти (5.05.1995). Ботвинник - это история, причем славная история нашего прошлого, что, согласитесь, достаточно редкий момент для советского периода.
Информации о жизни Ботвинника и много, и мало одновременно. Проблема в том, что она разнится. Не так давно, а именно - 2 августа 2005 года, по телеканалу РТР прошла документальная программа "Спасти СССР. Идея Ботвинника". Нужно сказать, что хронометраж программы не может позволить рассказать обо всех 84 годах жизни Михаила Моисеевича, который захватил два ключевых периода в мировых шахматах - жесточайшую конкурентную борьбу за мировые титулы в первой половине прошлого века и возникновение программ компьютерного интеллекта. В обоих случаях мы говорим о политике, мощной концентрации энергии и победах.
Этот материал разделен на две части - шахматную (1) и "ПИОНЕР" (2). Сегодня предлагаем вашему вниманию первую из них... В основном, она посвящена политической победе Ботвинника на шахматной арене.
Шахматы - это наша история
Само зарождение СССР уже было плотно связано с шахматной игрой. Ее культивировали повсеместно, и данным вопросом занимался ближайший соратник В.И. Ленина - Николай Крыленко. Шахматы стали обязательным элементом допризывной подготовки молодых людей того времени. Естественно, в ранге чуть ли не национального героя и кумира молодежи был кубинец Хосе-Рауль Капабланка. В каждый приезд его задаривали соболиными мехами и платили долларами за проводимые матчи, что для молодой, только что пережившей революцию страны было очень значимой тратой. А чего стоят лозунги "Шахматы - орудие пролетарской культуры" или более известный нам сейчас "Шахматы - это гимнастика ума", которые были развешены во всех домах культуры и избах-читальнях...
Вот примерно в такой ситуации рос и воспитывался Михаил Моисеевич Ботвинник, родившийся в 1911 году и начавший играть в 12 лет, а в 14 он уже получил первый разряд. В 1925 году в Ленинград (теперь Санкт-Петербург) приехал Капабланка, и молодой Ботвинник... обыграл его во время сеанса одновременной игры. Естественно, весть об этой победе разнеслась по всей России. В 16 лет Ботвинник впервые принял участие в чемпионате СССР и выполнил норму мастера спорта, заняв 5-6-е места среди 21 участника. При этом "самый молодой мастер спорта страны" отличался от своего самого любимого игрока Капабланки целеустремленностью в выборе позиций. В 1928 году Ботвинник поступает в Политехнический институт, а в 1932 году заканчивает его (Капабланка ВУЗ не закончил, предпочтя чисто шахматную карьеру, хотя параллельно числился на дипломатической службе). С этих пор Михаил Моисеевич, помимо шахмат, связывается с таким перспективным направлением, как электроэнергетика, что потом найдет яркое отражение в его последующих работах.
Возвращаясь к 30-м, стоит отметить его прекрасные победные выступления в чемпионате СССР (1931, Москва, 1-е место), матче с чехословацким гроссмейстером С. Флором (1933, Москва - Ленинград, счет 6:6 - в СССР тогда собственных гроссмейстеров не было, первым из них после и стал Ботвинник), а также в международных турнирах 1935 и 1936 годов (1-2-е и 2-е места).
Ботвинник и Алехин
Для того, чтобы показать важнейшую стратегическую победу Михаила Моисеевича Ботвинника на политическом поле и то, каким образом советские шахматы стали доминирующими в мире, нужно немного рассказать о четвертом чемпионе мира по шахматам - Александре Александровиче Алехине.
Александр Алехин не был для СССР национальной гордостью, поскольку еще в 1921 году, женившись на иностранке, швейцарской журналистке А. Рюгг, эмигрировал из страны. В первые послереволюционные годы он работал у большевиков переводчиком, но реализация коммунистических идей на практике не устраивала этого безусловно великого шахматиста. Посему он уехал. Человек крайне демократических взглядов, причем из богатой буржуазной семьи, уже после получения титула чемпиона мира в 1928 году Алехин вступил в масонскую ложу "Астрея", состоявшую, в основном, из русских аристократов. Но и там он не поддерживал монархических взглядов, веря в демократию. Что он получил в результате такого членства, мало кому известно. Ложа "Астрея" до прихода к власти в Германии Гитлера (1933) была настроена крайне антисоветски. Хотя, сам Алехин никакой существенной неприязни к СССР не испытывал - поздравлял журнал "64" с годовщиной Октябрьской революции (1935), а в 1938-м с готовностью откликнулся на предложение игры за титул с Ботвинником.
Михаил Моисеевич Ботвинник был, напротив, ярым "государственником" и патриотом СССР. После очень удачных выступлений в многочисленных турнирах в середине 30-х, в ряде которых он оставлял позади Капабланку, Алехина, Ласкера, Эйве, Решевского, Михаил Моисеевич был одним из самых явных претендентов на чемпионскую корону. Естественно, к его высоким достижениям был неравнодушен Кремль с хорошей точки зрения. Разрешение на ведение переговоров с Алехиным насчет чемпионского матча за титул прислал сам Молотов.
Конечно, в СССР о масонском прошлом Алехина, скорее всего, узнали после войны, вывезя в Москву архивы фашистов, некогда изъятых ими в оккупированной Франции. Но статуса "буржуя", "эмигранта" и "перебежчика" и так было достаточно. С СССР у Алехина отношения явно не сложились, и матч с Ботвинником для советской стороны в 30-е годы был принципиально важным. Множество других шахматистов добивались того же, что и советский чемпион - сыграть за корону, причем реванша от Алехина также постоянно требовал Хосе-Рауль Капабланка. Но свое внимание Александр Алехин акцентировал только на Ботвиннике, очень положительно относясь к его шахматному таланту.
События прервала война, начавшаяся в 1939 году. В период с 1941 по 1945 Михаил Ботвинник едет в Пермь и "работает инженером-электриком как специалист по высоковольтной изоляции", при этом не оставляет шахматную деятельность, участвуя в турнирах и локальных чемпионатах. В 1945 году он возглавляет сборную команду СССР в историческом радиоматче с командой США. Советские шахматисты победили.
Во время войны, в 1942 году, шахматный мир теряет одну из своих легенд - умирает Хосе-Рауль Капабланка.
Осенью-1945 Ботвинник вновь поднимает вопрос об организации матча с Алехиным за титул. Но тут возникают очень большие сложности. После завершения Второй Мировой войны гражданина Франции Александра Алехина обвинили в сотрудничестве с фашистами. Убегая от французского суда, Алехин уезжает сначала в Испанию, а потом в Португалию. В вину Алехину вменяется проведение матчей на оккупированных немцами территориях, а также серия антисемитских статей в газете "Pariser Zeitung". Не говоря уже о том, что в Москву пришли материалы о масонской ложе. Но Алехин продолжает тему проведения матча за титул с Ботвинником. Тому есть явные причины - Алехин, оправдываясь за военные грехи, должен быть под защитой одной из сторон. Американцы, имея таких игроков, как Файн и Решевский, предлагают лишить Алехина звания чемпиона мира, видя, что тот намерен играть с советским шахматистом, и провести чемпионат среди других гроссмейстеров. Но не все так чисто... "Дело Алехина" - это очень тонкий политический момент.
На осенний запрос Ботвинника ведомство Берии предупреждает, что если Алехин пересечет границу Советского Союза, то его тут же арестуют и передадут французам. Ботвинник видит в этой ситуации абсолютно другое и, несмотря на предыдущие предупреждения компетентных служб, 11 января 1946 года пишет письмо Сталину, в котором говорит, что англичане предлагают провести этот матч у себя, а американцы выступают с идеей розыгрыша шахматной короны между десятью гроссмейстерами, исключив Алехина. А в устной форме Ботвинник доносит гораздо более интересную и важную мысль о том, что в случае лишения Алехина шахматной короны титул может просто перейти в результате сговора к экс-чемпиону Эйве, который может согласиться сыграть матч с американцем Решевским и проиграть ему.
Тут стоит внести некоторую ясность. Все дело в том, что чемпионом мира по правилам тех лет можно было стать, только вызвав нынешнего обладателя короны и победив его. При этом тот может принять вызов или не принять. То есть, например, Алехин просто вымучал Капабланку, не давая ему реванша и сохраняя тем самым свой титул. То же самое могло получиться и с Эйве, который, получив обратно звание чемпиона, мог выбирать, с кем играть. И мог выбрать американцев. То есть, ситуация была шаткой.
Ботвинник был очень целеустремленным и смелым, и его доводы о том, что чемпионское звание уйдет в США, оказались действенными. Отдать титул Соединенным Штатам Сталин не захотел, и на английский матч с Алехиным было дано разрешение - он был намечен на август-1946 года и как место проведения рассчитывался Ноттингем (Англия).
24 марта 1946 года Александр Алехин внезапно скончался, оставив шахматный трон свободным, о чем Ботвинника известили в этот же день по телефону. Чемпион ушел непобежденным. Похоронили Александра Алехина, как это не удивительно, в Париже.
"Шахматные произведения Алехина, крупнейшего шахматного художника прошлого, будут жить века. Разыгрывая алехинские партии, шахматисты грядущих поколений будут получать истинное эстетическое удовольствие, и удивляться мощи его гения" - справедливые слова М. М. Ботвинника.
"Ботвинник имеет все шансы, чтобы стать чемпионом мира в ближайшие годы. Помимо огромного таланта, он обладает всеми спортивными качествами, которые имеют решающее значение для успеха,- бесстрашием, выдержкой, точным чутьем для оценки положения..." (А. Алехин).
Итак, впервые за всю историю шахматных турниров, начиная с 1886 года, шахматы оказались без чемпиона. В результате вступил в силу предложенный ранее вариант сражения между несколькими ведущими гроссмейстерами мира. Но и идея о том, что титул перейдет к Эйве в результате сговора, в данном случае являлась уже не актуальной.
Также, как мы отметили, не стало и "самого выдающегося шахматиста всех времен" (слова М. Ботвинника) Хосе-Рауля Капабланки. И в 1948 году в матче-турнире, проходившем в Гааге и Москве, Михаил Ботвинник, лишившись двух своих сильнейших соперников, достаточно легко взял титул чемпиона. В соревнованиях участвовали голландец Махгилис Эйве, американец Сэмуэль Решевский, советские Павел Керес, Борис Смыслов.
Это было настоящей стратегической победой советских шахмат на политическом пространстве, и до прихода Роберта Джеймса Фишера пальма первенства была у СССР.
Двойной реванш
Михаил Ботвинник является единственным чемпионом мира, дважды вернувшим себе титул. Завоевав в 1948 году корону, в период с 1951 по 1963 годы он еще сыграл 7 матчей за звание лучшего шахматиста планеты, три из которых проиграл - Василию Смыслову (в 1957), Михаилу Талю (1960) и Тиграну Петросяну (1963). Причем в двух первых случаях Ботвиннику удавалось взять реванш у Василия Смыслова в 1958 и Михаила Таля в 1961. При этом за данный период времени Михаил Моисеевич очень успешно выступал во многих других чемпионатах, установив приоритет советской шахматной школы.
Нужно отметить, что взял он реванш и другим способом, уже после руководя юношеской шахматной школой, воспитанниками которой стали Анатолий Карпов и Гарри Каспаров.
Ботвинник и Фишер
Ботвинник и Фишер были чем-то похожи. Во-первых, у обоих был очень яркий шахматный старт в молодости. Во-вторых, оба считали величайшим игроком Капабланку с одной лишь разницей, что Ботвинник не один раз лично играл с "великим кубинцем".
Хотя и различия у них были достаточно весомые. Роберт Джеймс Фишер отличается своей импульсивностью, непредсказуемостью характера. Михаил Ботвинник обладал несколько другими качествами, одним из главных была выдержка.
В 1962 году Фишер и Ботвинник сыграли свою единственную партию на шахматной Олимпиаде в Болгарии, одному было 19 лет, другому - 52. Ботвинник играл белыми. Фишер держался достаточно надменно и перед партией сразу заявил о том, что разгромит стареющего Ботвинника, естественно, с присущей ему "любовью" к "Советам". И действительно, после первых 45 ходов партию было решено отложить на следующий день, причем явное преимущество было за американцем. Фишер, поняв, что его победа неотвратима, решил просто удалиться со своей делегацией в гостиницу и лечь спать.
Ботвинник же со своей командой просидел до утра, анализируя партию. И хотя ситуация всем была уже ясна, следующим днем на доигрывании Ботвинник превзошел все ожидания. Сначала Фишер вел себя надменно, но, увидев результаты нескольких ходов старого мастера, побледнел - Ботвинник разыграл уникальнейшее окончание партии, приводящее к ничейному результату.
В завершение
Как вы смогли убедиться, шахматы - это спорт не для слабых людей... Заслуги Михаила Моисеевича именно перед советскими шахматами неоценимы. Его ход с разрешением проведения матча на титул с Алехиным - это настоящий стратегический маневр высочайшего класса. Вот таким был Михаил Моисеевич Ботвинник.
(Продолжение следует)
Кристофер,
christopher@tut.by