Компьютер в своем главном предназначении является бизнес-машиной, апгрейд которой по законам экономики производится не чаще одного раза в четыре года. Такое суждение пришло к нам с Запада, где все разложено по полочкам и имеет строгую направленность и специализацию: хочешь работать - садись за РС, хочешь играть - покупай одну из игровых консолей (Xbox, PS, Game Cube), а на просмотр фильмов добро пожаловать в гостиную с домашним кинотеатром. Замена этих составляющих производится не по комплектующим, а сразу всей системой, поэтому рынок "запасных частей" там больше интересен сервисным центрам, чем рядовым юзерам.
На пространстве бывшего и могучего все несколько иначе: компьютер в доме - это и деловая (в смысле печатная машинка с выходом в интернет), и игровая, и развлекательная аудио-, видеосоставляющая. Замена оной происходит только в случае морального устаревания всех комплектующих без возможности дальнейшего апгрейда, который есть процесс перманентный.
Хуже всего заядлым геймерам, т.к. рынок игр требует постоянного наращивания памяти, мощности видеокарты, пропускной способности шины. Даже если смириться с потерей графических красот, при отключении соответствующих режимов в видеоопциях игр, все равно приходит время, когда даже на минимальных настройках игра начинает безбожно притормаживать, а кое-где даже зависать. Так произошло с многочисленными владельцами устаревших карт GeForce 2 Pro и GeForce 4 mx 440 при выходе в конце прошлого года игры "Принц Персии: Пески времен", снискавшей у общественности заслуженную популярность. Выход для тех, кто не имеет возможности сменить видеокарту, представляется только один - использовать ниже описанные программы, эмулирующие некоторые функции современных видеокарт.
Пожалуй, самым простым, но в то же время достаточно эффективным решением может служить утилита G3daccel, помогающая ускорить прорисовку 3D- и 2D-графики в играх, заставках, использующих DirectX. Ускорение происходит за счет подмены часто используемых модулей DirectX собственными, написанные, в отличие от DirectX, не на С++, а на Ассемблере. По заявлению разработчиков (www.qqq444.narod.ru), прирост производительности будет составлять от 1 до 18%, на самом деле это не предел, и на моем тестовом Duron 800/GeForce mx 440/256 Мб в Doom III fps (частота кадров) поднялась с 12 до 28, естественно, с минимальными настройками. Интересен тот факт, что на современных системах ускорение не только не происходит, но в некоторых играх может наблюдаться обратный эффект. Видимо, это связано с тем, что современные видеокарты гораздо лучше используют DirectX, чем их "предки", и "ускоритель" лишь сбивает с толку. Еще одним недостатком программы является ограниченная функциональность (доступна только функция "Среднее ускорение") и остановка в развитии. Разработчики уже больше года не обновляли версию (последняя 1.001.45), а обещанная полнофункциональная shareware пока лишь упорно анонсируется.
Более весомым аргументом в борьбе за живучесть устаревших видеокарт будет утилита 3DAnalyze от немецких разработчиков ToMMTi-Systems (www.ToMMTi-Systems.com). В отличие от своего предшественника, она не поселяется автоматически в трее и вообще не устанавливается в систему. После распаковки и запуска вам предлагают для начала выбрать экзешник программы, которую требуется ускорить. Затем определить те функции (DirectX 8.1-9.0, OpenGL, шейдеров и др.), которые необходимо эмулировать или ускорить. Настроек очень много (более 60), и разобраться во всех можно либо с помощью Help'a (на английском и немецком), либо, изучая матчасть и термины технологии современной графической составляющей игр. Программа является очень мощным инструментом и каждый раз (при запуске нового приложения) потребует от вас вдумчивой настройки. Негативное впечатление от отсутствия профилей сглаживают возможности сохранения файлов-настройки.
После выставления всех галочек жмем "Run". В это время 3DAnalyze прописывает в корневую директорию ускоряемого приложения особую .dll, которая переложит эмулируемые и "форсируемые" настройки на плечи центрального процессора. В дальнейшем можно запускать игру уже из ее собственного "экзешника", т.к. автоматически будет запускаться и 3DAnalyze.
Последняя доступная версия 2.34, но, к сожалению, ни с сайта разработчиков, ни с софтовых развалов ее пока нельзя скачать. С чем это связано, для меня остается загадкой. Собственную копию я получил по почте, от людей, "близких к разработчикам", однако с самой ToMMTi-Systems наладить связь не удалось. Тем не менее, надеюсь, проблема скоро решится, и при вводе в поисковик названия программы вы сразу попадете на действующую download-ссылку.
В заключение хотелось бы порекомендовать не совсем обычный продукт, предлагающий несколько другой взгляд на апгрейд - прямая замена старой видеокарты на новую. Утилита была написана для помощи в выборе видеокарты и составлена по техническим тестам сайта iXBT.ru в современных 3D-играх. Не вдаваясь в подробное описание, скажу, что, имея, на первый взгляд, несколько громоздкий интерфейс, "Рейтинг видеокарт" (последняя версия 0.122а) может похвастаться гибкостью настроек (в том числе и учетом цен вашего региона) и очень грамотным и подробным файлом помощи. В общем, если вы замыслили аппаратный апгрейд и мучаетесь, что лучше: GeForce FX 5700 256 Мб или Radeon 9600 SE 128 Мб, то смело ставьте "Reyting_VC" и доверьтесь профессионалам.
Егор МАЛЫЖЕНКОВ
Комментарии
Еще вы не привели ссылки на сайт последней описанной в статье программы для помощи в выборе видеокарты (Reyting_VC)