Сегодня мало кто сомневается, что вчерашние выпускники даже самых престижных ВУЗов не очень хорошо подготовлены к реалиям жизни. После распада Советского Союза рухнула и система профориентации, что довольно сильно сказалось на практической подготовке студентов к работе на предприятиях республики. Особенно это касается предприятий, появившихся за последние 10 лет и ориентирующихся на быстро растущий IT-сектор мировой экономики. И такой важный аспект, как прохождение практики, в идеале должен идти посредством объединения усилий двух сторон: компании, которой нужны адекватные кадровые ресурсы, и университета, заботящегося о дальнейшей судьбе выпускника и своем статусе.
Однако ситуация на сегодняшний день такова, что университетское образование находится позади нужд IT-индустрии. Не удивительно, что большинство компаний пытаются самостоятельно восполнить пробел между университетским образованием и тем, что сейчас нужно Project-manager'ам или техническим лидерам команд для разработки программного обеспечения, адекватного распределения задач и их решения.
Одно из решений проблемы - разработка и проведение различных учебных курсов. О трехнедельной программе, реализованной компанией Itransition (читайте "КВ" №20/2005) и Центром обучающих технологий BelHard, сегодня и пойдет речь, а нашим собеседником станет координатор проекта Алексей Демичев.
- Расскажите немного о реализуемой
программе?
- Проект по разработке и проведению компанией Itransition учебного курса ".NET-разработчик" возник из реальной необходимости в кадрах и получил развитие благодаря тому, что, во-первых, мы всегда охотно работали со студентами, а, во-вторых, каждому из новичков приходилось уделять достаточно много времени, работая с ним в индивидуальном порядке. Причем для этого привлекались достаточно сильные специалисты, которые обучали новичка азам того, что пригодится в работе над реальными коммерческими проектами.
Мы подсчитали, что эффективность такого подхода гораздо ниже, чем обучение в группе, тем более, что каждому необходимо объяснять базовые вещи, которые он может почерпнуть самостоятельно, из общедоступной литературы. Исходя из этого сформировалась задача номер один: научить учиться. В последующем - обучить азам программирования и предупредить те ошибки, с которыми они могут столкнуться. Нам было важно получить специалистов, которые сразу могут включиться в коммерческую разработку и думать больше над тем, как построить ту или иную бизнес-логику, чем написать ту или иную конструкцию языка.
Если задаться вопросом, как такая обширная программа умещается в 60 учебных часов, то здесь можно отметить еще одну важную черту этих курсов - их интенсивность. На введение в новую тему дается не больше 15-20 минут, при этом темы все сложные, что подразумевает достаточно большую самостоятельную работу.
- Кто занимается преподаванием разработанной вами программы?
- Программу составлял Центр обучающих технологий BelHard на основе рекомендованных нами тем. Преподаватели проходили с нами консультации по поводу того, как тот или иной раздел интерпретировать или на чем сделать акцент. Сейчас преподавание курса осуществляют высоко квалифицированные специалисты нашей компании.
- Из чего состоит курс?
- В нем нет четкого деления на предметы, как в ВУЗах, но при этом можно отметить две составляющие: web-разработка и азы программирования, которые, в свою очередь, условно поделены еще на две части: "основы языка" и "самые распространенные ошибки в проектировании", которые позволяют "положить" сайт простейшими атаками. Как вы можете видеть, курсы были организованы в расчете на людей, уже знакомых с программированием, но без знаний в области .Net и C#.
- По каким критериям шел отбор?
- Мы отбирали, в первую очередь, тех, кто имеет опыт коммерческой разработки проектов в других компаниях по другим технологиям. Во-вторых, как уже говорилось, отбирались люди, имевшие опыт в программировании. Это могли быть как студенческие работы (дипломные, курсовые), так и внештатные подработки на стороннего заказчика. В-третьих, члены комиссии, проводившие отбор, выставляли свои оценки (которые потом усреднялись) и давали характеристику, прямо влияющую на итоговый результат. Суммарное мнение специалистов различных областей играло определяющую роль для создания окончательного суждения о человеке.
- Каковы перспективы у новичков по поводу работы в вашей компании?
- Те, кто попадает к нам на работу, в том числе и после участия в учебном курсе, позиционируются как начинающие .Net-разработчики, и, в принципе, все зависит от них. Каждый из новоприбывших проходит тестовый период, длящийся от двух недель до трех месяцев. За это время мы смотрим: не ошиблись ли мы в своих ожиданиях, удалось ли человеку влиться в команду, освоиться и начать расти.
Карьерный рост в нашей компании может быть быстрым и успешным. Поэтому, как только они добьются успехов в программировании, руководстве команды или проектом, им сразу будет предоставлена такая возможность.
- Каковы итоги первого выпуска?
- Итоги первого выпуска таковы: 3 из 8 участников отобраны для прохождения тестового периода в различных командах компании Itransition. Мы считаем это неплохим результатом, особенно учитывая, что это был первый опыт нашей компании в такого рода предприятиях. Конечно же, сделаны выводы о том, что, на наш взгляд, можно было улучшить - в будущем планируем увеличить число принятых на работу после окончания курсов до 80%.
Беседовал Егор МАЛЫЖЕНКОВ
Лепин Дмитрий (студент-заочник 5-го
курса, имеющий стаж работы):
О курсе узнал из газеты, стало интересно - решил позвонить. Оказалось, что программа подразумевает получение интересных знаний для IT-специалиста. Подобные курсы - это не только школа мастерства, но и то дополнение, что позволяет быть всегда востребованным.
Первые приятные впечатления появились еще во время отборочного собеседования: было радостно видеть, что к нам относятся серьезно.
Волнения, прежде всего, были связаны с тем, насколько будут востребованы на рынке полученные мной знания. Сложность же курса нивелировалась тем, что каждый определял время для подготовки сам. По большому счету, требовалась усидчивость и способность переработать за короткий срок большой объем информации.
Мордовский Павел (студент 2-го курса
одного из ведущих ВУЗов):
Учиться было сложно, т.к. нужно было совмещать учебу в университете и занятия на курсах. Мой опыт программирования ограничивался университетскими работами с базами данных, что, в сравнении с тем, чему я научился за последние три недели, - ничто. Область приобретенных умений и навыков оказалась настолько новой, что полученные перед этим ВУЗовские знания помогали только в логическом структурировании информации. Сейчас я прекрасно осознаю, что даже если не попаду в штат компании, полученные мной знания уже помогли мне "вырасти" на две головы.
Горячие темы