SoftLine - три года на рынке лицензионного ПО

Три года назад, в ноябре 2001 года, на белорусском IT-рынке начало свою работу представительство московской компании SoftLine (см. "КВ" №46/2001). Воспользовавшись этим случаем, мы задали несколько вопросов по поводу динамики рынка лицензионного программного обеспечения в нашей стране директору белорусского представительства SoftLine Андрею Овсейко.


- 8 ноября вы отметили 3 года своей работы на рынке лицензионного ПО в Беларуси. Что, на Ваш взгляд, изменилось за это время?

- Да, действительно, в ноябре 2001 года в рамках развития регионального бизнеса российская компания SoftLine открыла представительство на территории Беларуси. Мы были первым региональным офисом компании SoftLine, сейчас открыты офисы в Казахстане, на Украине, в Таджикистане и в ряде федеральных центров России.

Говоря о развитии рынка программного обеспечения в Беларуси, хочется отметить тенденцию к увеличению спроса на лицензионное ПО, о чем свидетельствует, кроме всего прочего, рост продаж и развитие нашей компании. Сегодня можно говорить и о том, что клиенты хотят получить не только наиболее дешевый продукт, но еще и иметь больше информации о продуктах различных производителей для того, чтобы сравнить и выбрать наиболее подходящий для себя вариант. В этом отношении мы можем предоставить на выбор клиента несколько программных продуктов одной группы, рассказав об их преимуществах, а, возможно, и о некоторых сложностях применения этих программ на разных платформах и в разных условиях. Например, мы представляем на рынке антивирусные решения семи производителей. Также возросло внимание к предоставлению комплексных услуг, т.е. к получению и технической поддержки, и консалтинга по различным продуктам.

Однако, в целом, надо отметить, что рынок лицензионного программного обеспечения в Беларуси пока еще находится на начальном этапе своего развития. Он только недавно прошел стадию рождения, и Беларусь небольшими шагами, но движется в сторону цивилизованного развития в сфере ПО.

- Недавно вы провели специальное исследование рынка по данной тематике. Могли бы поделиться некоторыми наиболее яркими его результатами?

- Это был первый этап маркетингового исследования, цель которого - изучение рынка лицензионного программного обеспечения, а также рынка IT-обучения. Что касается рынка ПО, здесь нас больше всего интересовал рынок потребителей и продуктов. Был проведен опрос по случайной выборке среди подписчиков белорусского каталога программного обеспечения SoftLine-Direct.

Результаты исследования показали, что основным фактором, влияющим на покупку ПО, как и прежде, остается стоимость продукта (52%), второе место занимает предоставление технической поддержки (14%). Наиболее популярными продуктами являются антивирусное ПО (21,9%), сетевое ПО (18,9%), операционные системы (17,8%). Отмечена и тенденция роста интереса к средствам разработки (16%). Что касается покупательской способности и развития рынка ПО, то большинство респондентов (62,1 %) дали положительный ответ на вопрос "Планируете ли Вы покупку лицензионного ПО в следующем году?".

- Насколько сформировался, на Ваш взгляд, этот рынок в нашей стране и есть ли какая-то специфика, по сравнению с соседними странами - Россией, Украиной?

- На мой взгляд, рынок лицензионного программного обеспечения в Беларуси находится на этапе своего становления. Такой вывод можно сделать исходя, в том числе, и из пока неустойчивого покупательского спроса на программные продукты. В этом смысле компании, работающие в этой сфере, являются не просто очевидцами его формирования, но и непосредственными участниками.

Если же говорить о соседях, то можно сказать, что в развитии наших стран есть как общие, так и отличительные черты. Специфика рынка лицензионного ПО заключается в том, что страны СНГ проходят сейчас путь европейских стран в сфере лицензирования программного обеспечения. Наш рынок, в основном, повторяет эти тенденции. Другое дело, что у наших соседей эти процессы идут быстрее и интенсивнее.

- Как Вы оцениваете результаты своей работы за этот период, какова ваша доля на рынке и каков общий объем рынка лицензионного ПО в РБ?

- Деятельность компании за три прошедших года можно назвать успешной. Нам удалось накопить большой опыт работы и занять одно из ведущих мест на рынке информационных технологий Беларуси. За период с 1 ноября 2003 по 31 октября 2004 гг. компания SoftLine заключила большое количество важных партнерских соглашений, что позволило ей расширить спектр предлагаемого программного обеспечения. Теперь клиенты могут приобрести у нас продукты таких фирм, как Ultrabac Software, Surfcontrol, GlobeSoft, CrystalGraphics, My SQL, WMware Software и мн. др. Еще одна цифра - по состоянию на октябрь 2004 года был отмечен рост совокупного оборота компании на 80%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Сегодня мы поставляем программное обеспечение более 350 отечественных и мировых производителей, ежемесячно проводим бесплатные образовательные семинары для ИТ-специалистов, оказываем техническую поддержку нашим клиентам, специально для белорусских читателей выпускаем региональный каталог программного обеспечения SoftLine-direct.

А 9 ноября этого года произошло еще одно важное для нас событие - в Минске открылся Учебный центр SoftLine. Свою деятельность он начал с чтения курсов по Windows 2000 и 2003, а всего УЦ готов предложить более 150 наименований курсов, в том числе сертифицированные курсы Microsoft, Citrix, Check Point, Symantec, VERITAS, "Лаборатория Касперского" и пр.

Если же говорить об общем объеме рынка, то однозначно на этот вопрос ответить достаточно сложно. По оценкам некоторых отечественных экспертов, он составляет 500-1 млн. $ в год. Мы оцениваем его несколько выше - 2-2,5 млн. $ в год. Наша доля в нем - около 25%.

- Изменилось ли за это время отношение государственных органов, коммерческих структур и просто пользователей к проблеме пиратского ПО?

- Говорить о больших изменениях пока рано, но движение в сторону цивилизованного рынка программного обеспечения стало более заметно и в нашей стране. Так, например, сегмент рынка крупных и наиболее успешных компаний, с которыми, в частности, работаем и мы, демонстрирует сегодня минимальный уровень использования пиратского программного обеспечения.

В целом, можно отметить, что решение проблемы использования пиратского ПО не следует всецело возлагать на плечи государственных органов власти. Во многом, ответственность за решение этой задачи лежит на самом IT-сообществе. От нас зависит, будет ли на территории Беларуси построен цивилизованный рынок программного обеспечения.

- Можно ли сегодня делать какие-либо прогнозы по развитию рынка лицензионного ПО на ближайшее время?

- Можно определенно сказать, что рынок ПО в Беларуси будет развиваться, пусть даже не столь активно, как, например, в России.

Лицензионное программное обеспечение постепенно станет нормой в современной компании. Руководители белорусских организаций разного уровня начинают осознавать, что при правильном управлении легко определить, какое ПО действительно нужно компании, а от какого стоит отказаться.

Кроме того, наличие корпоративной политики по использованию программного обеспечения позволяет установить единый стандарт использования ПО в организации и повысить производительность труда сотрудников, а выбор оптимальной схемы лицензирования позволяет экономить до 50% ресурсов, выделяемых на программное обеспечение.

- Спасибо за беседу!

Беседу вели Сергей ДМИТРИЕВ и Сергей ШОБИК

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

48 за 2004 год

Рубрика: 

Эксклюзивное интервью
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!