С 28 по 31 октября в выставочном центре Moscone города Сан-Франциско (США) состоялся очередной, 117-й по счету, съезд Общества Аудио-инженерии (Audio Engineering Society - AES). Данное мероприятие давно уже вышло за рамки обыкновенного собрания специалистов с чтением докладов. На протяжении нескольких десятилетий съезды AES - это обсуждение и представление новых технологий, масштабная выставка, проведение семинаров.
Сегодня мы не станем ограничиваться общими фразами, а рассмотрим более подробно часть семинаров. По существу, речь идет о массовых технологиях ближайшего будущего. Естественно, все охватить невозможно, но самое интересное попытаемся выбрать.
Масштабируемый MPEG-4 и другие...
Последние решения вокруг стандарта MPEG-4 сводятся к его практическому применению, и все чаще говорится об улучшении качества, вернее, о сжатии информации с наименьшими потерями. Масштабируемый MPEG-4 (технология SLS) позволяет сжимать аудиоинформацию с наименьшими потерями для различных требований к качеству, и будет являться основополагающим универсальным стандартом для профессионального звука, интернет-музыки, пользовательской электроники, цифрового вещания и т. д. Семинар на эту тему подготовили специалисты сразу трех крупных институтов Institute for Infocomm Research (Сингапур), Fraunhofer Institute for Digital Media Technology IDMT (Германия), Fraunhofer Institute for Integrated Circuits IS (Германия).
В принципе, массовый приход технологии MPEG-4 очевиден, и сейчас решается вопрос охвата всех современных сервисов, связанных с цифровым звуком.
Продолжая разговор о MPEG, стоит упомянуть семинар, подготовленный специалистами из Communications Research Centre (Канада), где представлялась новая разработка Spectral Band Replication (SBR), позволяющая улучшить характеристики звучания MPEG Layer II. MPEG Layer II является вещательным и соответствует стандарту EUREKA 147 DAB. В качестве дальнейшего совершенствования возможен переход на Layer II+SBR, при этом ничего существенно не меняется и сохраняются все стандартные значения битрейтов (в вещании обычно принято 128, 160 и 192 Кбит/с). То есть, речь идет об усовершенствовании кодека. В рамках семинара проводились экспертные оценки и специальные замеры.
Очень много внимания было уделено кодированию пространственного или многоканального звука. Как мы уже говорили выше, это одна из основных задач внедрения MPEG-4. Но имело место и представление альтернативных систем кодирования. Например, Кристоф Фаллер Christof Faller) из Agere Systems (США) продемонстрировал стандарт Binaural Cue Coding (BCC), который позволяет превращать многоканальный сигнал в сведенный определенным образом одноканальный плюс немного дополнительной информации.
Кстати, инновациям подверглась и сама система кодирования Dolby Digital (AC-3). В обновленном алгоритме предусмотрены расширение частотного диапазона, улучшение взаимоотношения между каналами, усовершенствованные банки фильтров и т.п. По данной теме был зачитан специальный доклад.
Синтез
Финский Технологический Университет представил разработку Virtual Air Guitar. Она состоит из двух манипуляторов, которые человек одевает на руки, и синтезатора гитарного звука. Движения левой руки отвечают за высоту тона, правая изображает игру на инструменте. Все данные поступают в блок синтеза и воспроизводятся там определенным образом. На семинаре был продемонстрирован опытный образец.
Калифорнийский университет из Санта-Барбары представил систему визуального управления синтезом. Она состоит из двух модулей-интерфейсов - Sonic Scanner и Graphonic. Graphonic позволяет создавать музыку в режиме рисования. Sonic Scanner работает с уже заранее подготовленным графическим материалом. Все работает в реальном времени.
И много-много разного...
Очень много семинаров и докладов касалось цифровой обработки сигналов, будущего многоканальных систем, акустическим системам и их элементам, вещанию, телефонии, звуку в виртуальной реальности, аудио-видео системам.
Новинки от производителей
Теперь перейдем непосредственно к выставке. В ней приняло участие около 400 компаний. Приводить все не имеет смысла. Остановимся на новинках ПО.
Компания Arturia продемонстрировала эмуляцию аналогового синтезатора ARP 2600 - ARP2600 V. В натуральном виде он занимал чуть ли не комнату и своим видом напоминал первые компьютеры. Cakewalk показала свой SONAR4. Компания E-mu пробивается на рынок ПО, и хотя долгое время они оставались консерваторами и работали для той прослойки пользователей, которая считала "железо" лучше программ. Теперь ситуация поменялась в корне, и E-mu повторяет все свои аппаратные модели в программном виде, как факт - Proteus X.
Steinberg анонсировала Nuendo3, Sony выпустила ACID Pro 5, Native Instruments - Absynth 3 и Guitar Rig 1.2.
Подытоживая...
Вы еще думаете о приобретении 5.1? А на AES уже обсуждается 22.2 :). Как видно из этого небольшого обзора, на данное мероприятие съехались специалисты со всего мира. При этом, в отличие от коммерческих выставок типа NAMM и Musikmesse, AES изобиловала теоретической частью. Решались самые насущные проблемы. Отдельно хочется отметить наличие большого количества обучающих программ и семинаров для студентов, всевозможные соревнования и конкурсы. В общем, AES показывает и доказывает, что у современной науки не может быть ни возраста, ни национальности.
Кристофер
20-я церемония TEC Awards
В субботу, 30 октября, на третью ночь 117-го съезда AES, в Marriott Hotel (Сан-Франциско, США) прошла юбилейная 20-я церемония награждений в области звуковой техники и творчества - TEC Awards. Таким образом, Сан-Франциско в конце прошлой недели можно было по праву называть звуковой столицей мира - два крупнейших мероприятия.
В конце весны-2004 на сайте церемонии (www.tecawards.org) был отображен список соискателей на звания лучших в 23 номинациях. При этом, помимо техники, оценивались и творческие коллективы из звукорежиссеров, саундпродюсеров и т.п. Получение TEC Awards за лучший альбом или трек для них сравнимо с получением Grammy для музыкантов. Сам процесс выбора осуществлялся в популярном специализированном издании "Mix" (www.mixonline.com), и в голосовании участвовало очень большое количество квалифицированных специалистов (около 41.000), одновременно являющихся подписчиками журнала. В 2004 году лучшим альбомом стал "Hail to the Thief" Radiohead (также первое место за лучший концертный тур), лучшим синглом - "Hey Ya," Outkast, лучшей озвучкой фильма - "Властелин Колец: Возвращение короля".
Победители в технических номинациях:
Вспомогательное оборудование - Apogee Big Ben 192kHz master clock.
Цифровые преобразователи - аудиоинтерфейс MOTU 828mkII FireWire.
Усилители - Crown I-Tech.
Микрофонные предусилители - Focusrite ISA 430 MkII Producer Pack.
Концертные микрофоны - RODE S1.
Студийные микрофоны - Neumann TLM 127.
Беспроводные системы - Sennheiser Evolution Wireless G2.
Концертные АС - Meyer Sound MILO.
Студийные АС (мониторы) - JBL LSR6300 Series.
Музыкальные инструменты - Taylor Guitars/Rupert Neve Expression System.
Цифровая обработка ("железо") - Universal Audio 2-1176.
Цифровая обработка (ПО) - Waves IR-1.
Рабочие станции - Digidesign Accel.
Концертные микшеры - Yamaha PM5000.
Малые студийные микшеры - Yamaha 01V96.
Большие студийные микшеры - SSL C200.
Среди спонсоров 20-го мероприятия стоит отметить Dolby, Gibson, Shure, RODE, Motu, Digidesign, Yamaha, Sony, Tascam, Steinberg, Roland и др.
Подытожим...
TEC Awards достаточно редко отображает современную ситуацию, особенно в разделах, касающихся компьютерного оборудования и ПО. Да и как успеть? Список для голосования появился в конце весны, а за это время рынок практически обновился. Например, победитель в номинации "Цифровая обработка (ПО)" Waves IR-1 уже выпущен в нескольких новых версиях и модификациях. Что касается студийной техники типа микрофонов и акустических систем, то они гораздо реже обновляются, поэтому, в данном срезе, TEC Awards более соответствует современности.
Кристофер,
christopher@tut.by
Горячие темы