С глубокой древности повелось скрывать от посторонних свое настоящее имя, так как, согласно поверьям, владение тайной чьего-то имени дает неограниченную власть над его душой. Ассоциативная связка: "имя - власть - несвобода", лежащая в основе таких представлений, пережила тысячелетия и не случайно в наше время поборники прав человека и гиперлибералы замещают ее обратной связкой: "ложное имя - анархия - свобода". "Ложное имя": по-гречески - псевдоним, а по-английски - nickname "прозвище, кличка" или просто nick - "метка". Любопытно, что в староанглийском Nick было одним из названий черта или дьявола, а в разговорном английском оно, кроме прочего, означает "обмануть, надуть, украсть, стащить". В криминальных сообществах нет имен, там - только "кликухи".
Но криминальный душок "лжеимен" (псевдонимов) исходит и из большей части современного сетевого сообщества, члены которого считают делом "чести" скрываться за "никами" и "аватарами". Часто причина - индивидуальная застенчивость, препятствующая нормальному общению в реальной жизни. Часто - желание безнаказанно (хотя бы в моральном смысле) хулиганить на форумах и чатах, преступая социальные и культурные табу (правила этикета, запреты на нецензурщину и т.д.), воспринимаемые в реальной жизни как репрессивный фактор. Но часто за "ником" кроются не просто хулиганские наклонности его носителя, а вполне конкретные криминальные намерения. Каковы эти намерения?
По-видимому, одним из наиболее распространенных видов сетевых правонарушений является распространение материалов (текстов, музыки, видео, фото и др.) без разрешения их авторов или обладателей копирайтов. Поборники информационной киберсвободы при регистрации своих сайтов указывают, как правило, вымышленные имена и контактные телефоны, и отследить их часто бывает просто невозможно. "Заникованные" сайты могут использоваться для осуществления кибермошенничества, подлогов, организации DoS-атак и т.д.
Корпорация по распределению доменных имен в интернете (ICANN), которая осуществляет надзор за распределением сетевых адресов, настаивает, чтобы компании, продающие доменные имена, требовали от своих клиентов предоставления точных данных. Однако возникает проблема с нарушением права граждан на частную жизнь, поскольку и настоящие имена, и адресные данные будут храниться в открытом доступе.
Конфиденциальная информация представляет большой интерес для коммерческих структур, так как позволяет им составлять статистические психологические портреты потенциальных потребителей и прогнозировать их поведение на рынке. Но еще больший интерес такая информация представляет для институтов власти (работает древняя формула "имя - власть - несвобода/контроль"). А за то, что власть такая информация очень интересует, свидетельствует хотя бы то, что в настоящее время спецслужбы многих стран работают над созданием специального шпионского инструментария для ведения слежки в интернете. В частности, недавно Агентство перспективных оборонных разработок Министерства обороны США (DARPA) и ЦРУ открыли финансирование исследований в данной области небольшой фирме MetaCarta, основанной сотрудниками Массачусетского технологического института (MIT). Разрабатываемое ею шпионское ПО позволит отслеживать местоположение авторов электронных документов, писем или интернет-сайтов. Декларируется, что система MetaCarta (metacarta.com/site), будет использоваться спецслужбами для борьбы с террористами и киберпреступниками. Однако понятно, что такого рода ПО имеет значительно более широкую область применения.
Конгресс США пытается решить проблему законодательно, предлагая ужесточить ответственность за использование для киберпреступлений сайтов, зарегистрированных под фальшивым именем. По новому закону, за мошенничество и подлог в киберпространстве предполагается наказание до семи лет лишения свободы и крупные денежные штрафы. Но само использование вымышленных имен преследоваться не будет, если оно не было совершено для сокрытия киберпреступлений. Или антиобщественной/антигосударственной (с точки зрения власти) деятельности?..
На сегодняшний день больше похоже на то, что пока существует общество и отчужденное от него государство, всегда прежде всего преследующее свои корпоративно-бюрократические цели, проблема лжеимен в интернете (и не только) решаться не будет. Все, на что еще можно, пожалуй, надеяться, так это на выработку хотя бы частью интернет-сообщества нового сетевого этоса и соответствующей этики поведения в Сети, на появление новой сетевой аристократии (в этимологическом смысле слова), которой не будет нужно скрывать свое "доброе имя".
Сергей САНЬКО
Горячие темы