Потери от вирусов в 2003 превысили $50
миллиардов
Вирусные эпидемии обходятся мировому компьютерному сообществу в весьма солидную копеечку. По данным производителя антивирусного ПО компании Trend Micro, потери от компьютерных вирусов в 2003 году превысили $55 миллиардов. Более того, компания прогнозирует, что в 2004 эта цифра может стать еще больше.
Потери корпоративных пользователей от вирусных атак возрастают из года в год, соразмерно все более глубокому проникновению высоких технологий в корпоративную жизнь. Наибольшей угрозой благополучию пользователей компьютеров в 2004 году станут вирусы и спам. Trend Micro считает, что объем спама будет возрастать экспоненциально и что нежелательные рассылки могут стать популярным прибежищем для вирусов и троянских программ. Вирусный спам станет еще одной проблемой, т.к. зараженный спам-вирусом компьютер может стать серьезным испытанием для администраторов сети.
Похоже, что угрозу осознают и пользователи - объем продаж ПО по обеспечению безопасности, включая и антивирусное ПО, постоянно растет. В 2007 году он должен достичь $6,4 миллиардов.
Дни десктопов сочтены
Если ранее персональные компьютеры безраздельно властвовали в коридорах компаний, то сегодня все чаще им на смену приходят ноутбуки. Проще говоря, дни десктопов практически сочтены. Это подтверждается и данными исследования компании Meta Group. По утверждению аналитиков, уже в ближайшие три года пользователей десктопов в компаниях останется не более 45%. Количество пользователей ноутбуков составит 40%, а еще 15% перейдут на использование "тонких" клиентов либо других компьютерных "гаджетов".
Причина роста популярности ноутбуков в компании проста - типичный корпоративный пользователь часто принимает участие в различных совещаниях. Производительность труда такого пользователя напрямую зависит от доступности необходимой ему информации. В рамках компании легко обеспечить беспроводный доступ во всех ключевых местах и сделать своих сотрудников действительно мобильными.
Таким образом, настольный PC теряет свою роль основного устройства для коммуникации. А по прогнозам Meta Group, к 2007 каждый компьютерный пользователь будет регулярно сталкиваться, как минимум, с 4 компьютерными устройствами - домашним PC, "умной" развлекательной системой, корпоративным компьютером и мобильным информационным устройством.
Продано более 70 миллионов PlayStation 2
Гиганту электронной промышленности Sony удалось преодолеть семидесятимиллионную отметку продаж своей игровой консоли PlayStation 2. И это несмотря на то, что аналитики предрекали снижение уровня продаж игровых консолей, т.к. потребители ждут появления новых, еще более мощных и функциональных моделей на этом рынке.
За ноябрь и декабрь 2003 года компании удалось продать почти 8 миллионов этих игровых консолей. Это немного меньше, чем за аналогичный период прошлого года, когда с прилавков магазинов ушло 8,5 миллионов Sony PlayStation 2. Тем не менее, Sony по-прежнему остается лидером в сегменте игровых приставок: ближайшие конкуренты, Nintendo со своей GameCube и Microsoft с Xbox, еле преодолели 10-миллионный объем продаж.
А главные сражения еще впереди - на игровых приставках сегодня уже собирают суперкомпьютеры, а в будущем они вполне способны стать мультимедийным центром для всей семьи. Поэтому производители придают этому сегменту особое значение.
Microsoft не выполняет своих
обязательств
У Microsoft могут опять возникнуть проблемы в связи с урегулированием своего знаменитого антимонопольного разбирательства. На днях Министерство юстиции США выразило свою озабоченность по поводу исполнения компанией Microsoft своих обязательств, взятых на себя в рамках достигнутого соглашения.
В частности, речь идет об обязательстве Microsoft раскрыть все коммуникационные протоколы, используемые в Windows 2000 Professional и Windows XP, сделав их доступными для лицензирования. Должна претерпеть изменения и сама программа лицензирования - подсчет необходимых лицензионных платежей должен стать более прозрачным, а контракты должны быть упрощены.
Пока же Министерство юстиции не совсем удовлетворено действиями Microsoft, что вылилось в документ на 18 страницах, поданный федеральному судье Колин Коллар-Котелли. Сама Microsoft обвинения отвергает, утверждая, что предпринимает все необходимые действия для выполнения взятых на себя обязательств.
Поисковые войны
События 2004 года могут изменить баланс сил, сложившийся в сегменте интернет-поиска. Yahoo объявила о своих планах отказаться в первом квартале от услуг Google по обеспечению своих поисковых нужд. Этот ход уже давно ожидали многие аналитики с тех пор, как в декабре 2002 года Yahoo объявила о своих планах по приобретению поисковой компании Inktomi за $235 миллионов. Теперь место Google в поисковых результатах результатах Yahoo займет технология Inktomi. Вернее, ее доработанный после приобретения этой компании вариант.
И если сегодня Google обслуживает более 80% всех поисковых запросов в мире, то после отказа Yahoo от сотрудничества доля Google должна упасть до 54%. Yahoo, в свою очередь, получит 42%. Таким образом, на рынке интернет-поиска вместо одного игрока появятся два. Что, в свою очередь, обещает весьма интересное развитие событий и конкуренцию, за которой будет интересно следить.
Андрей КОНОНОВИЧ,
andy@kv.by
"Ридний" мобильный
Если Беларусь теперь может похвастаться созданным суперкомпьютером, то соседняя Украина уже летом текущего года готова предъявить мобильные телефоны собственного производства. Разработчиком мобильника выступил научно-исследовательский институт Министерства промышленной политики Украины: "железная начинка" аппарата имеет американское и японское происхождение, а вот программное обеспечение - украинские корни. Стоимость разных моделей телефонов будет варьироваться в пределах 150-200 гривен (~$30-40). Планируется модель и с популярной ныне фотокамерой, а также с доступом в интернет. Как сообщается, сейчас прототип первого украинского мобильного телефона массивнее и тяжелее зарубежных аналогов, однако к моменту серийного выпуска производитель сможет минимизировать его вес и размеры примерно в два раза.
Юрий ДРОЗДОВ
Электронная бумага от Fuji
Еще один производитель всерьез взялся за создание электронной бумаги. Свою разработку на эту тему представили сотрудники исследовательского центра Fijitsu Laboratories. Электронная бумага Fuji уже почти способна заменить обычную книжную бумагу. По яркости она достигает 80% белого книжного листа. При этом бумага сохраняет неплохой уровень контраста и получается достаточно тонкой и гибкой. В основе разработки Fuji лежит окрашенный электролит, который формирует изображение под воздействием приложенного напряжения. Сейчас ученые Fujitsu работают над ускорением срабатывания пикселов электронной бумаги и снижением ее себестоимости. Хотя, как видно на фотографии, пробные образцы "книг" на основе этой бумаги уже существуют, их массовое производство запланировано на 2006 год.
Transmeta все еще убыточна
Компания Transmeta, разработчик прогрессивных процессоров Crusoe, объявила о результатах своей финансовой деятельности за четвертый квартал 2003 года. За этот период ее убытки составили 21,6 M$, в то время как доход был всего 3,6 M$. Впрочем, это уже не первый год, который Transmeta заканчивает с убытками. В 2002 году она потеряла 110 M$, а заработала 24,2 M$. В 2003 году эти цифры составили, соответственно, 72,4 M$ и 17,3 M$. Впрочем, компания до сих пор остается на плаву и даже планирует к 2005 году начать сводить концы с концами, а дальше вообще обещает стать прибыльной. Достичь этого предполагается за счет определения цен на процессоры Crusoe порядка $20-30, а на новые Efficeon - около $80. Кроме того, во втором квартале 2004 года на рынок должны выйти процессоры Efficeon второго поколения. Если они будут хорошо продаваться, то дела у Transmeta пойдут на поправку.
Детектор лжи в очках
Американская компания V Entertainment (www.v-entertainment.com) представила на выставке CES 2004 крайне портативную версию детектора лжи, вмонтированную в обычные солнечные очки. Электронная начинка детектора анализирует голос собеседника в реальном режиме времени и выдает свое мнение о правдивости его слов при помощи трех светодиодов. Красный - явная ложь, желтый - "все может быть", зеленый - "правда". Устройство основано на алгоритмах, разработанных израильской компанией Nemesysco, и предназначено специально для модной сейчас борьбы с терроризмом. Впрочем, V Entertainment нашла анализу голоса еще одно любопытное применение. С ее сайта можно скачать программу для Pocket PC, которая по записи голоса может определить, насколько хорошо к вам относится собеседник. По утверждению V Entertainment, ее "детектор любви" правильно определяет чувства собеседника в 96% случаев. Что касается детектора лжи, то он продемонстрировал точность от 70% до 90%, что вполне сравнимо с точностью обычного детектора лжи - полиграфа (порядка 80%).
Дископись
Очень любопытную и, я бы сказал, актуальную технологию представила на CES 2004 компания Hewlett-Packard. Ее разработка под названием LightScribe позволяет раз и навсегда забыть о проблемах, связанных с маркировкой самописных компакт-дисков. Никаких больше маркеров и бумажных наклеек - теперь сделать надпись на диске можно при помощи того же самого CD-R драйва, на котором он записан. Выглядит это так - после записи диска пользователь достает болванку, переворачивает ее и заряжает обратно в накопитель. А дальше лазер выжигает на специальном покрытии картинку, заданную пользователем. Речь идет именно о картинке, то есть можно не только делать надписи, но и наносить на диск сложные графические изображения. Причем изображения хоть и монохромные, но с градациями яркости. По словам очевидцев, качество печати вполне соответствует шелкографии, которой обычно наносят изображение на компакт-диски. Для использования технологии LightScribe требуется поддерживающий ее накопитель и диск со специальным покрытием на лицевой части. По словам HP, модификация накопителя требуется совсем незначительная - ее можно легко добавить в существующий техпроцесс производства СD- и DVD-драйвов, и цена при этом возрастет не больше чем на $10. Что касается носителей, то нанесение дополнительного слоя обойдется всего в 10 центов. Не удивительно, что LightScribe уже заинтересовались такие гиганты, как Hitachi-LG, Toshiba, Mitsubishi и MicroVision. Выход накопителей и носителей с LightScribe на рынок обещают к середине этого года.
Посторонись, Segway
Американская компания Rad2Go (www.rad2go.com) представила на CES альтернативу компьютеризированному самокату Segway. Ее самокат Q лишен встроенного компьютера и системы гироскопов, удерживающих равновесие в Segway. Почему же Q не падает? Все очень просто - потому что у него 4 колеса. Два ведущих и два поддерживающих. В остальном эти транспортные средства весьма похожи. Q тоже приводится в движение электромоторами, работающими от аккумуляторов. Одной зарядки хватает на 28 км пробега, а крейсерская скорость составляет 15 км/час. При этом цена Q раза в 4 меньше, чем у Segway, и составляет порядка $1000. Тоже, конечно, дороговато. Но уже намного ближе к народу.
Константин АФАНАСЬЕВ
Yahoo обзаводится собственной
лабораторией
Известный игрок на рынке информационных технологий, компания Yahoo, создала свою собственную исследовательскую лабораторию Yahoo Research Labs. В нее было преобразовано исследовательское подразделение Overture Services, основанное в 2002 году и купленное Yahoo в прошлом. В задачи лаборатории входит выработка рекомендаций в области высоких технологий. Сотрудники будут также привлекаться в различные проекты, которые позволят ускорить запуск в производство новых продуктов. Кроме того, преследуются и долговременные научные цели.
Новый Yahoo Research Web-сайт не ориентирован на конечных потребителей, а скорее, на других исследователей в области технологий. По словам Гэри Флейка, руководителя лаборатории и ведущего сотрудника, о новых перспективных разработках будет объявлено уже в течение ближайших двенадцати месяцев.
Команда Флейка завоевала авторитет тем, что в последние годы предложила решения по коррекции орфографии для помощи пользователям в поиске информации, а также средств поиска точных фраз и контекстного анализа. В настоящее время ученые заняты проблемами создания кластерного графического представления информации и понятийного словаря.
Yahoo Research Labs открыта к сотрудничеству с учеными, инженерами, научными журналами, а также со специалистами из Google и MSN.
Сергей САНЬКО
Дело "Напстера" живет
Американцев не удалось запугать многочисленными судебными исками. После сотен показательных процессов над музыкальными пиратами количество нелегально копируемой музыки снова начало расти.
Уже через месяц после того, как звукозаписывающие компании подали первые 380 исков против интернетчиков, резко увеличилось количество американцев, копирующих музыку через пиринговые сети. В октябре 2003 г. впервые после шести месяцев спада был зарегистрирован рост на 6%, а в ноябре - еще на 7%. Эти данные получены аналитической компанией NPD Group (www.npd.com), которая провела двухмесячное исследование на общей представительной выборке из 10 тыс. домашних пользователей интернета.
В ноябре 2003 г. музыку из интернета нелегально скачивали 12 млн. американцев, что на 1 млн. больше, чем в сентябре. Это первые признаки роста после шести месяцев стабильного снижения количества "пиратов". Число американских "преступников" неизменно снижалось, начиная с мая 2003 г., когда их количество было рекордным и составляло 20 млн.
Тем временем Джонатан Лами, представитель RIAA, который координирует антипиратскую кампанию, сказал, что усилия ассоциации приложены в правильном направлении, независимо от того, какие цифры показывает исследование NPD Group. Он добавил, что в ближайшее время будут инициированы новые судебные процессы против американских интернетчиков.
Смешной бизнес
Продажи мелодий для мобильных телефонов - этих крохотных звуковых фрагментов - выросли в прошлом году на 40% и достигли $3,5 млрд.
Мелодии для мобильников становятся важной статьей доходов для звукозаписывающих компаний. В это трудно поверить, но в 2003 году мелодии принесли лейблам более 10% их совокупного дохода, который составляет $32,2 млрд. Если дело пойдет и дальше таким же образом, то продажа мелодий для мобильников станет более выгодным бизнесом, чем продажа компакт-дисков. Поразительный феномен современной техногенной цивилизации! Служебные сигналы становятся популярнее музыки. Музыка превращается в дешевое сырье, предназначение которой - раскрутить мелодию, чтобы ее купили для мобильника.
Замена стандартного сигнала звонка телефона на несколько аккордов из культовой песни или любимого телешоу впервые практиковалась технически продвинутыми тинэйджерами в конце 90-х. Сейчас мода распространилась на всех владельцев мобильных терминалов. И это пусть неожиданная, но действительно хорошая новость для звукозаписывающей индустрии, которая вот уже несколько лет громко стонет из-за интернет-пиратства и снижения продаж компакт-дисков. Музыкальные корпорации из-за этих проблем превратились в главных врагов и противников технического прогресса. Теперь нужно задуматься и пересмотреть свои позиции. Техническая революция реально приносит им деньги.
Доходы от продажи мелодий делятся между музыкальными лейблами, музыкантами и мобильными операторами. По информации из последнего аналитического отчета консалтинговой компании The Arc Group, средняя стоимость мелодии составляет 60 центов. "Это становится очень прибыльным бизнесом и очень перспективным", - говорит Ричард Джести, аналитик The Arc Group.
Цены сильно разнятся в разных странах мира. Самые дешевые мелодии у южнокорейского оператора SK Telecom Co - 20 центов. Самые дорогие - у европейского Vodafone, который обдирает своих абонентов на полтора фунта стерлингов ($2,76).
Эксперты из The Arc Group прогнозируют, что к 2008 г. продажи мелодий вырастут до $5,2 млрд. Но по мере распространения продвинутых телефонных аппаратов пользователи начнут скачивать не скромные MIDI-сигнальчики, а большие и качественные музыкальные файлы. Как и в случае с обычной музыкой, возникнет проблема пиратства, нелегального копирования мелодий.
Почта на Google
Агентство Reuters со ссылкой на осведомленные источники сообщило сенсационную информацию: Google исследует способы внедрения контекстной рекламы в почтовые сообщения и собирается открыть собственную почтовую службу.
Пока еще частная компания Google, которая собирается осуществить IPO в 2004 году, испытывает усиливающееся давление на рынке интернет-поиска со стороны компаний, владеющих популярными службами электронной почты, в том числе MSN (корпорация Microsoft) и Yahoo. Скорое IPO и конкуренция почтовых служб - эти два фактора являются причиной того, что Google планирует открыть собственный почтовый сервис, потенциально очень прибыльный за счет внедрения контекстной рекламы.
Сейчас специалисты Google изучают возможность внедрения контекстной рекламы в личные почтовые сообщения. Самым перспективным считается вариант с веб-интерфейсом. В тот момент, когда пользователь открывает сообщение, текст сообщения анализируется на предмет ключевых слов, и в страницу внедряется рекламная ссылка.
На самом деле, как сообщают представители Google, контекстная реклама AdSense уже сейчас внедряется во многие электронные письма. Правда, письма не личного характера, а новостные почтовые рассылки.
"Я уверен, что Google все больше думает об удержании пользователей, - говорит известный эксперт Дэнни О'Салливан, редактор сайта SearchEngineWatch.com, отслеживающего индустрию. - Я не удивлюсь, если они сделают что-нибудь извращенное с электронной почтой".
В далеком 2001 году Google зарегистрировала доменное имя googlemail.com. В конце прошлого года Google купила своего конкурента Sprinks, у которого и позаимствовала технологию добавления рекламы на веб-страницу в момент ее открытия.
Самые-самые вирусы
Подводя итоги ушедшего года, антивирусная компания Panda Software определила наиболее заметные и примечательные вирусы.
Самым разрушительным вирусом признан червь Bugbear.B. Это наиболее часто обнаруживаемый компьютерный вирус в 2003 году. Кроме того, Bugbear.B умеет завершать процессы ряда антивирусных программ и межсетевых экранов, оставляя компьютер беззащитным.
Самым эффективным вирусом стал SQLSlammer. В течение нескольких часов этот вредоносный код атаковал огромное число SQL-серверов, парализовав работу миллионов пользователей.
Самый стойкий вирус - Klez.I. Несмотря на первое появление в апреле далекого 2002 года, он все еще встречается в ежемесячных хит-парадах наиболее часто обнаруживаемых компьютерных вирусов. Благодаря применяемым методам "социального инжиниринга" и уязвимости IE, этот крепкий орешек до сих пор остается на плаву.
Самым оригинальным вирусом признан червь Gibe.C. Отправителем письма, содержащего данный вирус, якобы была компания Microsoft. Утверждалось, что в письме лежит разработанная ею заплатка для обновления ОС.
Самый надоедливый вирус - Blaster, многократно перезагружающий зараженный компьютер. Уровень распространения вируса говорит о том, что многие вылеченные компьютеры были повторно им заражены.
Самым коварным вирусом в 2003 году стал Nachi.A. Он выдавал себя за "доброго парня" и закрывал дыру, которую использовал Blaster. Но вскоре стало известно, что Nachi.A использовал уязвимость WebDAV, благодаря которой на зараженном компьютере может быть запущен любой код.
Самые быстрые вирусы. 2003 год явил нам два наиболее быстро распространяющихся вируса за всю историю существования вредоносных кодов: это SQLSlammer и Sobig.F. Последний, представляющий собой червя массовой рассылки, был запущен на нескольких компьютерах и уже через пару часов путешествовал по всему земному шару в миллионах электронных писем.
Джойстик с физической нагрузкой
Заядлые геймеры частенько страдают от дистрофии, то есть от недостаточной мышечной массы. Неудивительно, ведь во время игры на компьютере задействованы, пожалуй, только пальцы и иногда язык, а они составляют совсем небольшую часть мускулатуры в человеческом теле. Это реальная проблема, которую попыталась исправить американская фирма-производитель фитнесс-оборудования, выпустившая тренажер Kilowatt (www.powergridfitness.com/kilowatt.html) стоимостью $695. Его можно использовать с Playstation 2, Xbox, а также с обычным ПК.
Основной деталью системы Kilowatt является прут из легированной стали высотой полтора метра. Датчики измеряют малейшие изгибы прута, который выполняет роль джойстика. Например, чтобы затормозить в гоночном симуляторе, нужно изо всей силы потянуть джойстик на себя, приложив усилие не меньше чем гребец в распашной восьмерке. После нескольких недель таких развлечений тело геймера, наконец, перестанет болеть, а мышцы начнут рвать рубашку.
Советские фотографии Венеры стали
цветными
В период с 1975 по 1981 гг. советские зонды 10 раз спускались на поверхность второй планеты Солнечной системы. Четыре из них сумели отправить с Венеры фотографии. На снимках видна страшная поверхность планеты, где температура составляет 4900С, а атмосферное давление в 90 раз превышает земное. К сожалению, качество этих фотографий оставляло желать лучшего.
Американский исследователь Дон Митчелл раздобыл оригиналы фотографий с советских зондов и обработал их в графическом редакторе. Первым делом исследователь тщательно устранил все имеющиеся дефекты, затем провел качественную интерполяцию и увеличил размер снимков. Весь процесс подробно описан на странице www.mentallandscape.com/V_DigitalImages.htm.
По окончании вышеупомянутых операций Митчелл проанализировал спектральный состав отраженного солнечного света, пропущенного через фиолетовый и ультрафиолетовый фильтры (эти данные передали аппараты Cassini и Venera 11), и перевел эту информацию в пространство sRGB, то есть вычислил настоящий цвет поверхности Венеры. Так советские фотографии из черно-белых превратились в цветные.
Результаты работы Дон Митчелл выложил на своем сайте.
Геймер - это профессия
Более 1000 геймеров со всего мира собрались в Лас-Вегасе, чтобы определить сильнейшего в нескольких компьютерных играх, а также разыграть огромный призовой фонд в $600 тыс. В программу турнира Cyber X Gaming входили Counter-Strike, Warcraft III и Return to Castle Wolfenstein. В многопользовательских играх команды играли кланами по 4-6 человек.
Как становится понятно из размера призового фонда, компьютерных игроков уже можно назвать профессионалами. В капиталистических странах даже средние геймеры успешно зарабатывают себе на жизнь, а лучшие игроки могут "поднимать" до $100 тыс. в год. У каждой команды, принимавшей участие в турнире Cyber X Gaming, есть спонсор, покупающий "своим ребятам" компьютерное оборудование и финансирующий поездки на турниры по всему миру. Многие спонсоры платят зарплаты своим командам как профессиональным спортсменам.
Если тенденция сохранится, то скоро из Беларуси и России на Запад хлынет поток геймеров. Они поедут на заработки по приглашениям солидных компаний, обеспеченные нормальными рабочими визами.
62 патента на бритву
Gilette выпустила самую технологичную бритву в истории человечества. Модернизированная версия бритвенной системы Mach3Turbo защищена 62 патентами. Отдельными патентами защищены лезвия Anti-Friction, микрогребни для разглаживания кожи, особый дизайн ручки, а также смазывающая полоска Indicator, которая меняет цвет, сигнализируя о необходимости сменить кассету.
Анатолий АЛИЗАР
Горячие темы