Intro
Как уже было обещано, мы расскажем об одном из самых выгодных на сегодняшний день аппаратных звуковых средств - интерфейсе Steinberg VSL 2020.
Начнем с небольшого обзора тех качеств, которыми сегодня наделены звуковые карты. Для того, чтобы придти к массовому потребителю, у производителя профессиональных средств сейчас стоят две задачи. Первая - это выпустить качественный продукт с максимальным количеством функций, и вторая - сделать его доступным по цене. С недавнего времени была разработана целая система-схема продаж, которая позволяет покупателям получать устройство, что называется, по частям.
Ранее мы сталкивались с решениями, которые имели от 4 до 16 отдельных каналов входа/выхода. Соответственно, и стоимость их приближалась к 2000 у.е. и выше. Если в интерфейс встраивался мощный синтезатор, то стоимость, соответственно, возрастала. Такой вариант устраивал далеко не всех пользователей: во-первых, где найти столько денег, и, во-вторых, иногда студиям со средним бюджетом и не нужно столько каналов, да и того типа синтезаторов, что прошиты в интерфейсе.
Переходным продуктом из одного состояния в другое можно считать звуковую карту Korg OASYS. При достаточно скромных технических параметрах (24/48) она предоставляла возможность расширить количество каналов за счет подключения ADAT-конвертора. Таким образом, вместо двух становилось сразу 10 или 18 каналов. Но с синтезаторами была проблема. Пересчет сигналов выполнялся, в основном, за счет процессора, установленного на плате, который оказался достаточно не мощным, и хоть ПО предполагало одновременную загрузку 12 инструментов, реальное максимально возможное их количество было до четырех. В то время, когда разрабатывался OASYS, центральные процессоры компьютеров не отличались богатыми техническими характеристиками, а вот когда этот интерфейс уже вышел, компьютеры были другими. Вскоре появились программные VSTi-инструменты, использующие CPU компьютера, не худшие по качеству (IK Multimedia Sampletank, Steinberg Halion). Таким образом, программно-аппаратный синтез, реализованный в рамках интерфейса, стал устаревшим.
Появилась мода на аппаратные средства, имеющие в наличии один аналоговый вход, один аналоговый выход, цифровой I/O, синхронизацию, а также аппаратное расширение количества каналов. В дешевых вариантах можно привести, как пример, линейку саунд-карт и дополнительных интерфейсов Hoontech ST Audio. Стоимость "голого" варианта составляла около 200 у.е., полностью упакованного - около 1000 у.е. При этом апгрейд производится за счет покупки дополнительных устройств, таких, как рэковые модули и т.п.
Технические характеристики
Steinberg VSL 2020 стоит среди флагманов недорогих таких решений (примерная цена - $450). Интерфейс имеет в наличии 2 оптических ADAT-входа/выхода с поддержкой стандарта S/MUX для расширения на 32 ADAT канала, вход/выход S/PDIF I/O, поддерживающий AES/EBU, небалансный аналоговый вход/выход (RCA-тюльпаны), вход/выход синхронизации WordClock и SuperClock (FS 256), стандартный MIDI вход/выход (разъемы стандарта DIN-5).
Карта поддерживает 24 бита и 32 бита с плавающей точкой (floating point), а также стандартные частоты дискретизации до 96 Кгц.
Первые впечатления
Сама плата небольших размеров, что вызывает некоторое недоверие, но спасает вера в брэнд Steinberg.
К "вермишели" из проводов и разъемов сзади компьютера я уже привык после использования OASYS, хотя помню, как это выводило из себя в первые дни. Минимальные требования - Pentium 233 МГц, RAM 128 Мб, ОС Windows 2000/XP. Драйверы установились достаточно быстро и без особых проблем. Думаю, что поддержка ASIO на должном уровне никого не удивит - все-таки Steinberg. Программный микшер удобен и прост в обращении, но вскоре я о нем забыл.
С Nuendo плата работает просто отлично, как, впрочем, и большинство современных многоканальных плат. Но чего нет у них и есть у VSL 2020 - программного обеспечения V-STACK, которое превращает компьютер в виртуальную рабочую станцию.
V-STACK
V-STACK - это виртуальный VST-микшер. Всего можно работать с 200 каналами, на каждый из которых можно вешать достаточно большое количество эффектов (восемь посылов, пять возвратов). При этом мы говорим в данном случае не о чем-нибудь уникальном, а о простых VST, VST 2.0, DirectX-эффектах-плагинах. В этот же микшер можно подключать до 16 VST-инструментов. Их обработка может происходить так же. В режиме реального времени все происходит достаточно гладко. Мне, кстати, V-STACK внешне очень напомнил программный микшер Cubase и Nuendo.
V-STACK предназначена для взаимодействия с VSL 2020. Продается в виде апгрейда (цена около $60-70).
Сначала, конечно, было много путаницы с таким количеством микшеров - VSL 2020, V-STACK, Nuendo... Последние два обладают схожими свойствами и... конечно, хоть и написаны минимальные требования Pentium 233, Athlon 1500 XP начал спотыкаться, и так далее. Даешь Pentium 100 ГГц и винты со скоростью света!!! Иначе это нельзя сыграть.
Общие впечатления и выводы
V-STACK и VSL 2020 исполняются только в РС-варианте, что должно преисполнить поклонников IBM-совместимых радостью и гордостью. Но вот как-то все очень футуристично!
Не понимаю, зачем существенно нужен V-STACK на компьютерах, где установлен Nuendo. Хотя для коммутации 32-канального аналогового микшера в студии V-STACK не заменим, чтобы не покупать рэковую стойку с аппаратными эффект-процессорами.
В общем, VSL 2020 - это абсолютно открытая архитектура, созданная под любые нужды.
Кристофер-2003,
christopher@tut.by
Горячие темы