ИТ-дайджест для топ-менеджера: ноябрь 2002 г.
Предыдущий месяц был характерен тем, что наибольшая плотность ИТ-мероприятий и событий пришлась где-то на середину месяца (см. "ИТ-дайджест за октябрь" в "КВ" №42). А вот в ноябре можно отметить две наивысшие точки напряжения, которые проявились в начале и в конце месяца.
Параллельные миры ПТС`2002: за
стеклом
Начало месяца ознаменовалось бурным стартом выставки ПТС вкупе с Неделей информационных технологий. Чего там только не было - и целая серия конкурсов ("Лучший компьютер года", "Лучший мобильный телефон", "Дизайнерские дуэли"), и чемпионат по компьютерному спорту, и салон медиа-искусства, и Центр цифровой вселенной. Плюс конференции по электронной торговле, дистанционному образованию, электронному документообороту, информационной безопасности и т.д.
Но вот что странно. Оглядываясь назад, как-то не ощущаешь того накала, который, казалось бы, должен был присутствовать, исходя даже из простого перечисления прошедших мероприятий. Ан нет, такое впечатление, что все это происходило в каком-то другом измерении, в параллельном мире, за каким-то стеклом, нейтрализующим возможные эмоции.
Может, поэтому и пресса, по итогам всех этих мероприятий, получилась весьма сдержанная, а то и критическая. Взять, к примеру, хотя бы заголовок одной из статей - "PTS'2002: Осечка или промах?"
Интернет-форум: фабрика звезд
Те, кто смотрят телевизор, наверное, знают обе эти передачи - "За стеклом" и "Фабрика звезд". Именно они почему-то приходят на ум, когда сравниваешь между собой ИТ-мероприятия начала и окончания месяца.
Так, в отличие от предыдущего, Интернет-форум, при всей своей "демократичности", отсутствии большого количества высокопоставленных чиновников и т.д., тем не менее, как-то запал в душу тем, что многие из поднятых там тем действительно актуальны, обсуждаются до сих пор и будут обсуждаться и дальше (подробности о работе Интернет-форума см. в "КВ" №47).
Взять хотя бы такой момент, что на форуме как самостоятельная секция впервые кристаллизовалось такое направление, как образование, культура и интернет. Не менее знаменательной была и состоявшаяся в рамках форума консолидация участников рынка масс-медиа, о чем свидетельствовало большое количество участников секции "Взаимодействие ИТ-компаний и СМИ" - порядка 50 журналистов и PR-менеджеров компаний.
Юридические достижения
Отдельно хотелось бы отметить тему правовых вопросов, которая в последнее время заметно прогрессирует. Свежий пример, прозвучавший на форуме - 19 октября группа юристов из НЦПИ выиграла судебное дело, связанное с публикациями в интернете. Это же учреждение, кстати, весьма достойно, провело в двадцатых числах ноября и свою конференцию "Современные компьютерные технологии в системах правовой информации".
Теневую сторону Байнета осветил на форуме Игорь Пармон, начальник отделения МВД по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий. В его докладе содержится много интересных фактов и цифр: оказывается, вещевой кардинг в Беларуси имел место уже в середине 90-х годов в виде безудержного потрошения заокеанских электронных магазинов на десятки тысяч долларов с помощью тогдашних генераторов кредитных карт; в среднем, в последние два года у нас фиксируется порядка 500 преступлений в этой области, уже пресечена деятельность 19 преступных группировок, раскрываемость подобных преступлений на сегодняшний день составляет 100%.
Доменные имена
Еще одной темой, оказавшейся вновь в центре внимания в последнее время, стала регистрация доменных имен в зоне *by. И дело даже не в том, что на форуме соответствующие "Правила регистрации" были названы "внутренним документом ГЦБИ", не имеющим полноценной юридической силы.
В этой связи обращает на себя внимание другое, а именно - невиданная до сих пор активность руководства компании "Открытый контакт", которое буквально за неделю с небольшим опубликовало интервью на эту тему, а затем, что называется, не переводя дух, провело и он-лайн-форум по тем же вопросам. Можно, конечно, погрузиться в разбор "вечных вопросов" типа "есть или нет у нас стоп-лист", "почему нет списка зарегистрированных имен", "есть ли реальные возможности для появления других регистраторов" и т.д., но, повторяю, в большей мере обращает на себя внимание все-таки не содержание ответов, а именно такая бурная активность. Невольно задаешься вопросом: к чему бы это?
Статистика знает все
Еще одной животрепещущей темой оказалась статистика Байнета. В последнее время появляется все больше информации на эту тему. Оказывается, кроме НИСЭПИ, исследования белорусской аудитории интернета проводит и Институт социологии, о чем было сообщено в рамках форума на секции СМИ. Кроме того, регулярные опросы уже третий год проводит портал Tut.By, плюс "Акавита" в ноябре представила свой новый сервис по глобальной статистике белорусских сайтов, да еще и Всемирный банк тоже изучает нас с помощью фонда информатизации НАН РБ.
В итоге, рожденное на форуме новое общественное объединение под рабочим названием "Интернет-общество" в своих ближайших планах решило провести специальный семинар на эту тему с участием вышеназванных и других организаций и заинтересованных лиц.
Кого считаем?
Попутно хотелось бы отметить и то, что акцент в статистических дискуссиях постепенно смещается от вопроса об общем количестве пользователей в сторону анализа социально-демографических характеристик белорусской интернет-аудитории (см. на эту тему "КВ" №39 за 2002).
Вполне возможно, что этому способствовали и некоторые юмористические метаморфозы вышеупомянутых дискуссий. Например, один из моих хороших знакомых в полемическом запале однажды воскликнул: "Как же может быть полтора миллиона белорусских пользователей интернета, если к нам в месяц приходят, от силы, 1-2 заказчика на разработку сайтов!" Юмористичность ситуации в том, что не делается различий между потенциальными клиентами и просто пользователями.
Но есть и более "тяжелые" случаи, когда некоторые скептики с упорством, достойным лучшего применения, пытаются переиначить очевидные вещи, не замечая при этом, что поезд уже ушел. Точно так же, в свое время, они не могли понять, как можно из Беларуси сделать недоступным сайт, расположенный на сервере в США, так и сейчас они в упор не замечают и снова никак не могут понять, что многие посетители интернета не хотят быть покупателями каких-то там товаров и услуг.
Электронное и женское
В числе других "звездных" тем следует упомянуть программу "Электронная Беларусь", о существовании которой мы узнали в ходе одного из выступлений на Форуме и о которой мы надеемся написать более подробно в ближайшее время.
Наконец, неутомимая Елена Уданович произвела большой PR-шум в хорошем смысле этого слова своим семинаром "Женский интернет: за и против", состоявшимся накануне форума. Вполне возможно, что именно это обстоятельство позволило ее проекту Diva.By стать одним из призеров в PR-номинации "ИТ-компания, интернет-проект" на секции форума, посвященной вопросам взаимодействия ИТ-компаний и СМИ.
Software
Рынок программного обеспечения в ноябре, впрочем, как обычно, был достаточно спокоен и консервативен. Тем не менее, за прошедший месяц в этом сегменте произошло довольно много событий.
Так, УП "Завод Тразистор" выпустило новую программу по персонифицированному учету, "Галактика" автоматизировала своего 1000-го белорусского клиента, а Golden Software обновила "Анжелику - печать платежных документов".
Насыщен был прошедший период и софтверными семинарами. Та же "Галактика" провела их аж целых три - для своих партнеров и дилеров, и для клиентов - по управлению производством и по персонифицированному учету. Два мероприятия провела фирма "ЛюксСофт", в том числе большую конференцию пользователей FoxPro. В свою очередь, для компании SoftLine проведение по два семинара в месяц стало уже обычным делом. На этот раз они были посвящены антивирусной защите и русской версии MS Project 2002. Наконец, "Форэнет" организовала в ноябре свою первую школу "Cache для разработчиков".
Из "разных" событий на этом фронте можно отметить: аттестацию партнеров "1С", участие в которой в этом году приняло рекордное количество человек - 65 из 30 фирм; обещание "ЭкспертЦентра" обеспечить своей правовой системой все минские центры социальной помощи населению, а всех остальных - базами по законодательству стран СНГ; получение "Системными технологиями" логотипа "Совместимо! Система программ "1С: Предприятие" для своей программы "Электронные платежи MailBank"; а также выход в Москве очень ценной для разработчиков книги "Модель зрелости процессов разработки программного обеспечения" (Capability Maturity Model for Software. CMM).
"Железо"
В "железном" секторе тоже без особых треволнений. По два раза засветились в ноябре "Белсофт" и Belana. Первый начал продавать компьютеры в розницу и пообещал 7% скидки покупателям учебного компьютерного оборудования, а Belana, в свою очередь, подтвердила статус партнера Intel и совместно с Microsoft провела семинар по ИТ-инфраструктуре современной компании.
Еще один семинар "Intel и Canyon в Вашем компьютере" провела компания ASBIS, заодно выпустив симпатичную рождественскую рекламу с девочкой Настей, папой и Дедом Морозом с новым компьютером. А проект "Компьютер людям" придумал другой подарок - он будет проводить бесплатные e-mail-консультации по покупке домашних компьютеров.
Мобильная связь
Мобильная связь на то и мобильная, чтобы не давать успокоиться своим пользователям. Так и на рынке сотовой связи в ноябре было очень неспокойно. И если летом Velcom выиграла в "информационной войне" по поводу межсетевого трафика, за что и получила приз в номинации "PR-акция" на секции СМИ в рамках все того же Интернет-форума, то теперь все более очевидно, что МТС уходит в отрыв. Во всяком случае, на ее акцию о снижении стоимости внутрисетевого звонка до 30 рублей Velcom так ничего существенного взамен и не предложила. Может быть, именно с этим и была связана смена генерального директора, которым стал Юрий Акимов, работавший до этого начальником Управления внешних связей Министерства связи.
В целом же, похоже, борьба здесь разворачивается не шуточная. Так, Velcom ввела 45-тысячный сбор за "Терминацию контракта при расторжении в течение 90 дней со дня подключения по инициативе абонента", что явно усложнит абонентам вопрос перехода к другому оператору. В свою очередь, МТС, закаленная в жестоких битвах на российском рынке, уже готова в ближайшее время выступить с резкой критикой действий конкурента, припомнив и приснопамятное "тестирование аппарата", и недоработки биллинговой системы, и рекламную кампанию о "возвращении подарков весной", и др.
Интересно, изменит ли что-то здесь переориентация еще одной компании - СП "Белсел" - на новый стандарт сотовой связи cdma2000 (IMT-MC-450), о начале технических испытаний которого было недавно объявлено? Мнения специалистов в последнем случае, как это часто бывает, разделились. Одни полны скепсиса по поводу перспектив нового стандарта для рынка, в целом, и для бывшего лидера сотовой связи, в частности, другие, наоборот, считают, что через несколько лет все остальные конкуренты останутся далеко позади.
Провайдеры
Тот же "Белсел" в ноябре вдруг объявил о том, что он теперь будет оказывать и провайдерские услуги по доступу в интернет. Хотя слово "вдруг" в последнее время по отношению к данной компании не очень-то и режет слух. Ведь теперь ее генеральным директором является недавний выпускник БГЭУ 25-летний Артем Оранж. А от энергии молодых руководителей в наше время можно ожидать чего угодно.
Приятно и то, что есть у нас компании, готовые рискнуть, доверив бразды правления новому поколению менеджеров, как это сделала недавно и "Милавица".
Веб-дизайн
В этом секторе в ноябре появилась новая студия - Qdes.Net, а компания Red Graphic Systems, ветеран движения, отметила 10-летний юбилей, выпустив по этому случаю три своих сайта (белорусский, русский и английский) и пять сайтов для клиентов.
Еще одно событие здесь - многострадальный "Золотой Волк" с номинациями по веб-дизайну после череды переносов остановился, вроде, на датах 19-21 декабря. Однако на этом его злоключения не закончились. Так, в редакцию "КВ" поступило письмо от Ассоциации рекламных организаций, в котором говорится о том, что в информации, распространяемой о ходе подготовки данного фестиваля, есть ряд, скажем так, устаревших или не соответствующих действительности сведений. Например, о том, что некоторые члены жюри даже и не догадывались о том, что они в нем состоят.
Разное
В заключение ноябрьского обзора перечислим из категории "совсем разного" следующие интересные мелочи: помнится, жарким летом на улицах Минска появился троллейбус с рекламой программ "1С", а сейчас на том же общественном транспорте красуется реклама информационной системы "Галактика"; Надежда Зеленкова из Red Graphic Systems теперь именуется не "копирайтер", а "брэнд-менеджер"; а научно-исследовательский проектно-технологический институт информатизации в непроизводственной сфере (НИПТИ) начал регистрацию информационных ресурсов Беларуси, к числу которых относятся и сайты, о чем более подробно можно прочесть в статье Алексея Адашкина в 48-м номере "КВ".
Сергей ДМИТРИЕВ,
[email protected]
Горячие темы