Научно-исследовательский проектно-технологический институт информатизации в непроизводственной сфере (УП "НИПТИ информатизации") начал регистрацию информационных ресурсов Беларуси. Сведения о зарегистрированных ресурсах включаются в Государственный регистр информационных ресурсов Беларуси и будут опубликованы в ежегодном издании "Информационные ресурсы Беларуси". Подобная акция проводится в Беларуси впервые, демонстрируя все возрастающее внимание руководства страны к электронным документам и отечественным ресурсам интернета. По этому поводу наш корреспондент встретился с заведующим лабораторией НИПТИ информатизации Василием Николаевичем Агафоновым.
Василий Николаевич, представьте
для начала ваш НИПТИ. Расскажите, в
общем, о его деятельности.
Наш институт занимается разработкой прикладного программного обеспечения информационных систем различного назначения в организациях непроизводственной сферы, включающей органы государственного управления, учреждения и организации здравоохранения, образования, социальной защиты населения, культуры, спорта и туризма, силовых ведомств. Разработанные нами информационные системы функционируют в Администрации Президента, Комитете по науке и технологиям, Комитете по ценным бумагам, пакеты прикладных программ системы бухгалтерского учета для бюджетной сферы используют более 200 организаций и учреждений непроизводственной сферы Республики Беларусь и Российской Федерации. Завершается внедрение автоматизированной системы управления индивидуальным (персонифицированным) учетом в системе социального страхования. Разработанный проект создания межгосударственного банка данных научно-технологических достижений принят в качестве основы для информационного обмена государств-членов СНГ. Ну и наш самый последний проект - это создание Государственного регистра информационных ресурсов Беларуси. Выполняем мы это в соответствии с постановлением Совета Министров "О государственной регистрации информационных ресурсов". Именно поэтому сейчас ведется регистрация всех информационных ресурсов, которые могут быть полезными для разнообразных структур и предприятий.
Что подразумевается под информационным ресурсом?
Государственной регистрации подлежат информационные ресурсы как общего пользования, так и специализированные, любой тематической направленности, назначения и структуры, представленные в форме баз данных, баз знаний, банков данных, а также в иной форме, дающей возможность их обработки с помощью электронно-вычислительной техники. Специальным постановлением Совета Министров определен перечень информационных ресурсов, имеющих государственное значение и подлежащих обязательной регистрации, куда вошло более 100 наименований. Это, например, и реестр зарегистрированных гербов городов, и список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, и сеть республиканских автомобильных дорог, и государственный водный кадастр, и многие другие. В России, к слову, уже более 5 лет существует и постоянно обновляется перечень информационных ресурсов, насчитывающий более 6000 баз данных, сайтов и электронных изданий.
Не является ли такая регистрация попыткой государства установить контроль над белорусской частью интернета?
Ни в коем случае. Основной задачей регистрации является сбор, обработка, систематизация и накопление информации об имеющихся в республике информационных ресурсах, а также представление государственным органам, юридическим и физическим лицам сведений о наличии в республике интересующих их информационных ресурсов. Это может способствовать исключению создания идентичных по своему содержанию информационных ресурсов. Государственный регистр информационных ресурсов содержит ссылки на информационные ресурсы, позволяющие быстро найти необходимую информацию, чем реализуется право граждан и юридических лиц республики на свободный доступ к информационным ресурсам. Существенно повысится оперативность и качество их информационного обслуживания. В этом году планируется издание первого ежегодного каталога "Информационные ресурсы Беларуси".
Опишите, пожалуйста, саму процедуру регистрации.
Процесс регистрации достаточно простой. Владелец информационного ресурса должен подать заявку специальной формы, в которой указываются, с одной стороны, параметры самого владельца - характеристики предприятия, с другой - характеристики ресурса: его содержание, назначение, объем, программно-техническая среда разработки и функционирования, режим обновления и распространения. После рассмотрения и принятия решения о регистрации информационного ресурса мы включаем его в Регистр, а владельцу высылаем регистрационное свидетельство.
Какую пользу принесет такая регистрация владельцам самих информационных ресурсов?
В рамках ЮНЕСКО в настоящее время рассматривается проект создания "Хартии о сохранении цифрового наследия", которая объявляет нынешнее тысячелетие - тысячелетием цифровой информации. Всем правительствам рекомендуется принять меры по сохранению электронной формы по накоплению информации, обеспечить перевод на электронные носители экономической, управленческой, социальной, научно-технической, культурной информации. Наша работа по регистрации в этом плане является начальным шагом по систематизации существующих информационных ресурсов. В будущем класс информационных ресурсов будет существенно расширен и включит, кроме традиционных баз данных и текстов, такие, например, элементы, имеющие цифровую форму хранения, как звукозапись, фильм, изображение и др. В этом смысле наша регистрация позволит владельцам ресурсов сохранить упоминание об их цифровых шедеврах на века. Практическая же польза регистрации - это возможность информирования потенциальных пользователей о содержащейся на сайте информации. Кроме того, немаловажным является и вопрос сохранения авторских прав и прав на собственность.
Алексей АДАШКИН,
not_you@tut.by
Горячие темы