Постоянные читатели "КВ", возможно, помнят статью "Кое-что о джойстиках" (№5, 2001 год), посвящённую проблеме подключения джойстика от Dendy к игровому порту персонального компьютера. На статью пришло немало отзывов. И, как справедливо отметили многие читатели, основной недостаток данного способа подключения джойстика заключается в ограничении максимально возможного количества используемых кнопок в геймпаде (не более четырёх плюс "крестик"). Поэтому не лишним будет поговорить о возможности подключения к ПК джойстиков и от других приставок. Нижеизложенный способ допускает использование всех кнопок и манипуляторов, присутствующих на геймпаде, и даже Force Feedback (обратной связи) в соответствующих джойстиках (например, от Sony). И это с учётом того, что переделка геймпада потребует минимальных усилий с вашей стороны.
DirectPad Pro и джойстики
Благодаря уму и трудолюбию хороших людей появился на свет и стал доступен общественности пакет DirectPad Pro. Создан он был ещё в 1999 году и по каким-то причинам пропал с официального сайта своих "родителей". Поэтому, чтобы скачать DirectPad Pro, сходите по ссылке magicbox88.narod.ru/Files/dpadpr50.zip либо воспользуйтесь поисковиком. Пакет включает в себя ряд картинок со схемами по переделке и подключению джойстиков, help в виде текстового файла и драйвера. Сами геймпады подключаются к параллельному порту ПК. DirectPad Pro работает с такими джойстиками, как NES (Dendy), SNES (Super Nintendo), Sega Genesis (Sega Megadrive), Sony Playstation и др.
На мой взгляд, наиболее доступны в нашей стране и в то же время удобны геймпады от таких телевизионных приставок, как Sega Megadrive и Sony Playstation. Сразу скажу, что с первым из названных джойстиков есть некоторые проблемы. Оные некорректно работают с параллельным портом на новых материнских платах (так написано в документации, которая, как я уже говорил, увидела свет ещё в 1999 году). Что понимать под старыми, а что под новыми платами, я абсолютно не разобрался, но в качестве эксперимента попробовал переделать джойстик от видеоприставки Sega Megadrive и подключить его к материнской плате Chaintech на чипсете MVP3. Оказалось, что MVP3 - это ещё не старьё, джойстик не реагировал на нажатие крестика вверх/вниз, не действовало несколько (три или четыре) кнопок. Поэтому выбор такого джойстика можно порекомендовать владельцам 486-х и им подобных. Остальным любителям манипуляторов от Sega Megadrive могу посоветовать установить старую дополнительную плату расширения с параллельным портом. Говорят, помогает, но лично я не пробовал. А вообще, мне импонируют джойстики от Sony Playstation - кнопок хватает, эстетичны, удобны, стоят относительно недорого, легко найти. Поэтому на примере этого геймпада мы и рассмотрим процесс доработки джойстика для его подключения к ПК.
Доработка джойстика
Основной проблемой при подключении джойстика к параллельному порту является отсутствие в последнем выхода питания +5В. В принципе, необходимое напряжение можно взять с игрового порта или непосредственно с блока питания компьютера. В этом случае доработка джойстика сведётся к минимуму, но появятся дополнительные неудобства в соединениях проводов с разъёмами. Потому нашёлся альтернативный вариант - вывести напряжение питания со штырьков данных порта LPT. Для геймпадов с малым потреблением тока достаточно использовать выпрямленное напряжение с двух-трёх штырьков. Для джойстиков с относительно большим током потребления используется выпрямленное напряжение сразу с нескольких штырьков данных, например, с 3 по 9. Штырьки соединяются с анодами выпрямительных диодов, а диоды, в свою очередь, катодами соединяются в одну точку, которая подключается к штырьку питания джойстика.
Как видно из схемы, для питания геймпада от приставки Sony Playstation достаточно пяти диодов. Диоды могут быть любыми - только бы обладали односторонней проводимостью и имели как можно меньшие габариты. Последнее требование позволяет легко разместить их внутри кожуха от разъёма параллельного порта. Любителям Force Feedback дополнительно потребуется более мощный источник тока с напряжением +9В. Но это по желанию, или, как написано на схеме, опционально. Сам кабель джойстика при доработке желательно не разрезать - он может пригодиться еще по своему прямому назначению. Поэтому не лишним будет попытаться найти ответную часть разъёма, и уже от неё вывести провода к вилке параллельного порта.
Установка и настройка драйверов
После того, как файл скачан и распакован, нужно произвести установку драйверов DirectPad Pro. Для этого в "Панели управления Windows" выбираем "Игровые устройства" и нажимаем кнопку "Добавить". В появившемся окне снова нажимаем кнопку "Добавить", а затем "Установить с диска". Нажимаем кнопку "Обзор", находим директорию, в которую был распакован архив драйвера, выбираем там файл DirectPad Pro.Inf. После этого, как обычно, нажимаем "ОК" и "Готово". В результате DirectPad Pro Standard And Force FeedBack будет добавлен в список игровых устройств вашего ПК. В этом списке можно будет выбрать DirectPad Pro Controller (для обычного джойстика) или DirectPad Pro Force FeedBack Controller (для джойстика с обратной связью). После выбора необходимого варианта в окне "Игровые устройства" появляется наш контроллер.
Для настройки драйвера под соответствующий джойстик нажимаем кнопку "Свойства" и попадаем в окно конфигурации драйвера. Выбираем название и тип подключенного геймпада, устанавливаем ID для данного джойстика (пишется посередине вверху) и правильный адрес вашего LPT-порта. При необходимости на той же закладке джойстик можно откалибровать. Если расклад кнопок на манипуляторе вас не устраивает, его можно изменить в разделе "Buttons". При неустойчивой работе геймпада можно попробовать изменить значение параметра Scan Delay (закладка "Adwanced") - иногда помогает.
Заключительное ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Хотелось бы привести основные рекомендации по поводу того, как не лишиться своего джойстика или единственного (в большинстве случаев) параллельного порта при выполнении манипуляций по доработке и подключению геймпада.
- После запайки провода или диода не ленитесь изолировать соответствующий штырёк на разъёме параллельного порта.
- ТЩАТЕЛЬНО проверьте полярность запаянных диодов (лучше омметром).
- Если вы собираетесь использовать Force Feedback, убедитесь, что дополнительное питание +9В вы подключили к нужному выводу разъёма джойстика (лучше по несколько раз смотреть на схему перед запайкой каждого провода, чем остаться без джойстика или параллельного порта).
И последнее. Лично я не проверял абсолютно все джойстики, схемы которых приведены в документации пакета DirectPad Pro. Как я уже говорил, с джойстиками от приставок Sega Megadrive есть проблемы. Геймпады от Sony Playstation работают (Force Feedback не проверял). Вряд ли возникнут трудности с джойстиками от Dendy и Super Nintendo. Не забывайте о том, что существует множество аналогов названных джойстиков от сторонних производителей. В большинстве случаев они совместимы электрически, а вот в конструкции разъёма и его разводке могут быть отличия. В общем, думайте, проверяйте и, если заработает, играйте. Удачи!
Сергей ШИРКО,
S_Shirko@tut.by
Комментарии
Подсоединил джойстик к компу.Расплылся в улыбке в ожидании скорого рубилова в фифу на геймпаде :)
Но улыбка сменилась на :( т.к. при колибровке кнопки нажимались сами в хаотическом порядке.
Это действие было похоже на светомузыку.В проге кнопочки очень красиво светились :). Я купил
другие диоды, перепоял геймпад.Светомузыка исчезла.Но при нажатии на кнопки в колибровке
загорались две, а то и три кнопки. Вот Вам вопрос.Кто сталкивался с данной проблемой -
просьба помочь в её решении. Заранее благодарен. З.Ы. Для тех кто не задумываясь ответит на
данный вопрос "У ТЕБЯ РУКИ РОСТУТ НЕ ОТ ТУДА" сразу отвечу - ростут от туда, от куда надо :) З.З.Ы. Маркировка
диодов - отсутствует, по форм - фактору -низкочастотные,маленькие; ось - Win XP.