Демографический портрет белорусской интернет-аудитории

Мы уже не раз обращались к теме количества белорусских пользователей интернета (см. "КВ" №48 за 2001 г. и №34 за 2002 г.). Эти данные, основанные на результатах национального социологического опроса, проводимого ежегодно Независимым институтом социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ, www.iiseps.by), неизменно вызывали горячие дискуссии. Тем не менее, накал эмоций постепенно стихает, а статистическая информация все больше входит в нашу жизнь, помогая точнее оценивать динамику развития белорусского интернета и строить соответствующие бизнес-планы.

В сегодняшней публикации приводятся данные из того же национального опроса НИСЭПИ по состоянию на апрель текущего года, показывающие различные демографические характеристики белорусских пользователей интернета.

Но прежде я хочу выразить искреннюю признательность Олегу Тимофеевичу Манаеву, директору НИСЭПИ, и другим его сотрудникам, за то, что они специально, по моей просьбе, подготовили эти данные. Напомню, что сам по себе проводимый ими национальный опрос не посвящен непосредственно только интернету, а охватывает различные сферы общественной жизни в нашей стране. И раз уж об этом зашла речь, то добавлю, что это профессиональный социологический опрос, в ходе которого опрашивается порядка 1500 человек в различных регионах Беларуси.


Пол, возраст, образование

В таблицах 1-3 приведены данные по основным демографическим характеристикам - полу, возрасту и образованию.

Таблица 1: Пользование интернетом в зависимости от пола (%)
Категории пользователей Мужчины Женщины
Пользователи интернета 55.8 44.8
Регулярные пользователи 59.6 40.4
Не пользователи 44.4 55.6


Таблица 2: Пользование интернетом в зависимости от возраста (%)
Категории пользователей 18-19 20-24 25-29 30-39 40-49 50-59 60+
Пользователи интернета 10.6 32.7 15.9 21.7 15.5 2.7 0.9
Регулярные пользователи 12.9 30.1 15.1 21.5 18.3 2.2 0
Не пользователи 3.1 8.1 8.3 17.6 19.8 14.9 28


Таблица 3: Пользование интернетом в зависимости от образования (%)
Категории пользователей Начальное Неполное среднее Среднее общее Среднее специальное Высшее
Пользователи интернета 0 2.6 29.3 28.3 39.8
Регулярные пользователи 0 2.1 25.8 23.7 48.4
Не пользователи 8.3 17.1 38.8 23.6 12.1

При этом следует иметь в виду, что просто "пользователями интернета" именуются все категории пользователей, которые могут пользоваться интернетом ежедневно, несколько раз в неделю, в месяц и в год. В свою очередь, внутри них выделена группа "регулярных пользователей", куда отнесены первые две категории наиболее активных пользователей, которые посещают всемирную паутину "ежедневно" или "несколько раз в неделю". Наконец, иногда удобно иметь для сравнения и данные о тех респондентах, кто, наоборот, не пользуется интернетом.

И последнее вводное замечание. Поскольку каждый из нас может извлечь из нижеприведенных данных что-то свое, то я не буду сопровождать их какими-то развернутыми пояснениями и ограничусь лишь некоторыми наиболее интересными, на мой взгляд, комментариями.

Как следует из этих данных, соотношение мужчин и женщин среди белорусских пользователей интернета составляет примерно 60% и 40%, соответственно, что с точки зрения распространенности интернета в массах является очень даже неплохим показателем.

По возрасту среди наших пользователей, как и во всем мире, доминирует молодежь. Так, возрастная группа 20-24 года составляет почти треть всех пользователей. Но при этом достаточно противоречива группа "зрелой молодежи" 30-39 лет, которые, с одной стороны, находятся на втором месте после предыдущей по количеству пользователей - 21,7%, и где одновременно довольно много и "не пользователей" интернета - 17,6%.

По уровню образования, в свою очередь, среди белорусских пользователей интернета, как и предполагалось, доминируют люди с высшим образованием. Причем, для регулярных пользователей этот показатель доходит почти до 50%.


Социальное положение

Под этой рубрикой я объединил данные по двум близким по смыслу показателям - социальному статусу опрошенных и их доходам.

В эти данных интересно посмотреть, кроме всего прочего, на саму систему, если можно так сказать, классической стратификации параметров, например, социального статуса.

Таблица 4: Пользование интернетом в зависимости от социального статуса (%)
Категории пользователей Гос. сектор Негос. сектор Пенсионер Учащийся Домохозяйка Безработный
Пользователи интернета 39.2 30.8 0.4 26.4 0.4 2.6
Регулярные пользователи 34 40.4 0 24.4 0 1.1
Не пользователи 48.9 9.5 32.1 3.8 1.9 3.8

А данные говорят о том, что, оказывается, среди путешественников по Сети заметно много сотрудников государственных учреждений - почти 40%, которые составляют самую многочисленную группу среди всех пользователей. И только среди "регулярных пользователей" на первое место выходят респонденты из негосударственного сектора примерно с такими же цифрами - 40,4%. Плюс небольшой сюрприз - среди белорусских пользователей интернета безработных оказывается больше, чем домохозяек и пенсионеров. Хотя, казалось бы, у последних должно быть больше свободного времени, чем у тех, кто потерял работу. Или, может, они теперь занимаются поиском работы именно в интернете?

Еще один сюрприз преподносят нам данные по доходам. Как-то незаметно в общественном сознании засела мысль, что интернет - это удел богатых. Но, как показывают данные в таблице 5, на самом деле среди пользователей, во всяком случае, белорусских, больше людей со средним достатком - от 76 до 170 тыс. рублей в месяц на одного члена семьи, которые составили более 60%.

Таблица 5: Пользование интернетом в зависимости от доходов (в месяц на члена семьи, %)
Категории пользователей До 40 тыс 40-75 тыс 76-115 тыс 116-170 тыс 170 тыс +
Пользователи интернета 5.8 19.3 31.8 30.9 12.1
Регулярные пользователи 4.4 11.1 32.2 36.7 15.6
Не пользователи 11.2 44.1 31.1 11.2 2.5


Региональные характеристики

Еще одна традиционная демографическая статистика - региональная переменная. В данном случае она представлена с точек зрения географической (таблица 6) и социально-экономической (таблица 7).

Таблица 6: Пользование интернетом в зависимости от региона проживания (%)
Категории пользователей Минск Минская обл. Брест и обл. Гродно и обл. Витебск и обл. Могилев и обл. Гомель и обл.
Пользователи интернета 22.9 11.4 15 4 17.6 15 14.1
Регулярные пользователи 28.7 7.4 16 3.2 20.3 10.6 12.8
Не пользователи 16.3 15.7 14.4 12.6 11.7 11.9 17.4


Таблица 7: Пользование интернетом в зависимости от места жительства (%)
Категории пользователей Столица Обл. центр Большой город Малый город Село
Пользователи интернета 22.9 37.9 16.1 12.9 9.8
Регулярные пользователи 28.7 45.6 8.7 8.7 7.6
Не пользователи 16.3 14.3 15.1 19.4 34.9

Как видим, большинство белорусских пользователей живут в Минске и Минской области - более трети от общего числа респондентов. Представителей других регионов примерно равное количество - от 14% до 17%. Меньше всех среди пользователей интернета оказалось, и почему-то очень даже существенно, жителей Гродненского региона - всего лишь 4%.

Наконец, по величине населенных пунктов (таблица 7) также можно увидеть интересные цифры. Оказывается, что среди белорусских пользователей интернета больше не жителей столицы, как можно было бы думать, а проживающих в областных центрах - 37,9% против 22,9%. А среди "регулярных пользователей" доля жителей областных центров доходит чуть ли не до половины - 45,6%.


Заключение

В чем ценность приведенной здесь информации? Прежде всего в том, что впервые дана такая развернутая характеристика основных демографических характеристик белорусских пользователей интернета. Не менее важен и уровень достоверности данных, полученных, как уже говорилось выше, в ходе профессионального социологического опроса.

В свою очередь, сфера использования подобной информации может быть очень разнообразной - от планирования бизнеса, в том числе и инвестиций, где чаще всего такие данные и используются, до простого осознания широкой общественностью, что интернет у нас - это уже не экзотика для подростков, рассматривающих порносайты, а реальная информационная, социальная и бизнес-среда, охватившая широкие слои населения.

Сергей ДМИТРИЕВ,
[email protected]

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

39 за 2002 год

Рубрика: 

Internet
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя vova
to chto 40%polzovateley gossluzhaschie kak raz poniatno oni vo vsem mire v rabochee vremia na haliavu polzuiutsia + komp ne nado pokupat+ golova ne bolit za virusi na eto tam sisadmin est i t.d.i t.p nedavno v usa opiat bil skandal s odnim iz merov kotoriy na rabote po pornosaitam gulial