Мы уже не раз обращались к теме количества белорусских пользователей интернета (см. "КВ" №48 за 2001 г. и №34 за 2002 г.). Эти данные, основанные на результатах национального социологического опроса, проводимого ежегодно Независимым институтом социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ, www.iiseps.by), неизменно вызывали горячие дискуссии. Тем не менее, накал эмоций постепенно стихает, а статистическая информация все больше входит в нашу жизнь, помогая точнее оценивать динамику развития белорусского интернета и строить соответствующие бизнес-планы.
В сегодняшней публикации приводятся данные из того же национального опроса НИСЭПИ по состоянию на апрель текущего года, показывающие различные демографические характеристики белорусских пользователей интернета.
Но прежде я хочу выразить искреннюю признательность Олегу Тимофеевичу Манаеву, директору НИСЭПИ, и другим его сотрудникам, за то, что они специально, по моей просьбе, подготовили эти данные. Напомню, что сам по себе проводимый ими национальный опрос не посвящен непосредственно только интернету, а охватывает различные сферы общественной жизни в нашей стране. И раз уж об этом зашла речь, то добавлю, что это профессиональный социологический опрос, в ходе которого опрашивается порядка 1500 человек в различных регионах Беларуси.
Пол, возраст, образование
В таблицах 1-3 приведены данные по основным демографическим характеристикам - полу, возрасту и образованию.
Таблица 1: Пользование интернетом в зависимости от пола (%) | ||
Категории пользователей | Мужчины | Женщины |
Пользователи интернета | 55.8 | 44.8 |
Регулярные пользователи | 59.6 | 40.4 |
Не пользователи | 44.4 | 55.6 |
Таблица 2: Пользование интернетом в зависимости от возраста (%) | |||||||
Категории пользователей | 18-19 | 20-24 | 25-29 | 30-39 | 40-49 | 50-59 | 60+ |
Пользователи интернета | 10.6 | 32.7 | 15.9 | 21.7 | 15.5 | 2.7 | 0.9 |
Регулярные пользователи | 12.9 | 30.1 | 15.1 | 21.5 | 18.3 | 2.2 | 0 |
Не пользователи | 3.1 | 8.1 | 8.3 | 17.6 | 19.8 | 14.9 | 28 |
Таблица 3: Пользование интернетом в зависимости от образования (%) | |||||
Категории пользователей | Начальное | Неполное среднее | Среднее общее | Среднее специальное | Высшее |
Пользователи интернета | 0 | 2.6 | 29.3 | 28.3 | 39.8 |
Регулярные пользователи | 0 | 2.1 | 25.8 | 23.7 | 48.4 |
Не пользователи | 8.3 | 17.1 | 38.8 | 23.6 | 12.1 |
При этом следует иметь в виду, что просто "пользователями интернета" именуются все категории пользователей, которые могут пользоваться интернетом ежедневно, несколько раз в неделю, в месяц и в год. В свою очередь, внутри них выделена группа "регулярных пользователей", куда отнесены первые две категории наиболее активных пользователей, которые посещают всемирную паутину "ежедневно" или "несколько раз в неделю". Наконец, иногда удобно иметь для сравнения и данные о тех респондентах, кто, наоборот, не пользуется интернетом.
И последнее вводное замечание. Поскольку каждый из нас может извлечь из нижеприведенных данных что-то свое, то я не буду сопровождать их какими-то развернутыми пояснениями и ограничусь лишь некоторыми наиболее интересными, на мой взгляд, комментариями.
Как следует из этих данных, соотношение мужчин и женщин среди белорусских пользователей интернета составляет примерно 60% и 40%, соответственно, что с точки зрения распространенности интернета в массах является очень даже неплохим показателем.
По возрасту среди наших пользователей, как и во всем мире, доминирует молодежь. Так, возрастная группа 20-24 года составляет почти треть всех пользователей. Но при этом достаточно противоречива группа "зрелой молодежи" 30-39 лет, которые, с одной стороны, находятся на втором месте после предыдущей по количеству пользователей - 21,7%, и где одновременно довольно много и "не пользователей" интернета - 17,6%.
По уровню образования, в свою очередь, среди белорусских пользователей интернета, как и предполагалось, доминируют люди с высшим образованием. Причем, для регулярных пользователей этот показатель доходит почти до 50%.
Социальное положение
Под этой рубрикой я объединил данные по двум близким по смыслу показателям - социальному статусу опрошенных и их доходам.
В эти данных интересно посмотреть, кроме всего прочего, на саму систему, если можно так сказать, классической стратификации параметров, например, социального статуса.
Таблица 4: Пользование интернетом в зависимости от социального статуса (%) | ||||||
Категории пользователей | Гос. сектор | Негос. сектор | Пенсионер | Учащийся | Домохозяйка | Безработный |
Пользователи интернета | 39.2 | 30.8 | 0.4 | 26.4 | 0.4 | 2.6 |
Регулярные пользователи | 34 | 40.4 | 0 | 24.4 | 0 | 1.1 |
Не пользователи | 48.9 | 9.5 | 32.1 | 3.8 | 1.9 | 3.8 |
А данные говорят о том, что, оказывается, среди путешественников по Сети заметно много сотрудников государственных учреждений - почти 40%, которые составляют самую многочисленную группу среди всех пользователей. И только среди "регулярных пользователей" на первое место выходят респонденты из негосударственного сектора примерно с такими же цифрами - 40,4%. Плюс небольшой сюрприз - среди белорусских пользователей интернета безработных оказывается больше, чем домохозяек и пенсионеров. Хотя, казалось бы, у последних должно быть больше свободного времени, чем у тех, кто потерял работу. Или, может, они теперь занимаются поиском работы именно в интернете?
Еще один сюрприз преподносят нам данные по доходам. Как-то незаметно в общественном сознании засела мысль, что интернет - это удел богатых. Но, как показывают данные в таблице 5, на самом деле среди пользователей, во всяком случае, белорусских, больше людей со средним достатком - от 76 до 170 тыс. рублей в месяц на одного члена семьи, которые составили более 60%.
Таблица 5: Пользование интернетом в зависимости от доходов (в месяц на члена семьи, %) | |||||
Категории пользователей | До 40 тыс | 40-75 тыс | 76-115 тыс | 116-170 тыс | 170 тыс + |
Пользователи интернета | 5.8 | 19.3 | 31.8 | 30.9 | 12.1 |
Регулярные пользователи | 4.4 | 11.1 | 32.2 | 36.7 | 15.6 |
Не пользователи | 11.2 | 44.1 | 31.1 | 11.2 | 2.5 |
Региональные характеристики
Еще одна традиционная демографическая статистика - региональная переменная. В данном случае она представлена с точек зрения географической (таблица 6) и социально-экономической (таблица 7).
Таблица 6: Пользование интернетом в зависимости от региона проживания (%) | |||||||
Категории пользователей | Минск | Минская обл. | Брест и обл. | Гродно и обл. | Витебск и обл. | Могилев и обл. | Гомель и обл. |
Пользователи интернета | 22.9 | 11.4 | 15 | 4 | 17.6 | 15 | 14.1 |
Регулярные пользователи | 28.7 | 7.4 | 16 | 3.2 | 20.3 | 10.6 | 12.8 |
Не пользователи | 16.3 | 15.7 | 14.4 | 12.6 | 11.7 | 11.9 | 17.4 |
Таблица 7: Пользование интернетом в зависимости от места жительства (%) | |||||
Категории пользователей | Столица | Обл. центр | Большой город | Малый город | Село |
Пользователи интернета | 22.9 | 37.9 | 16.1 | 12.9 | 9.8 |
Регулярные пользователи | 28.7 | 45.6 | 8.7 | 8.7 | 7.6 |
Не пользователи | 16.3 | 14.3 | 15.1 | 19.4 | 34.9 |
Как видим, большинство белорусских пользователей живут в Минске и Минской области - более трети от общего числа респондентов. Представителей других регионов примерно равное количество - от 14% до 17%. Меньше всех среди пользователей интернета оказалось, и почему-то очень даже существенно, жителей Гродненского региона - всего лишь 4%.
Наконец, по величине населенных пунктов (таблица 7) также можно увидеть интересные цифры. Оказывается, что среди белорусских пользователей интернета больше не жителей столицы, как можно было бы думать, а проживающих в областных центрах - 37,9% против 22,9%. А среди "регулярных пользователей" доля жителей областных центров доходит чуть ли не до половины - 45,6%.
Заключение
В чем ценность приведенной здесь информации? Прежде всего в том, что впервые дана такая развернутая характеристика основных демографических характеристик белорусских пользователей интернета. Не менее важен и уровень достоверности данных, полученных, как уже говорилось выше, в ходе профессионального социологического опроса.
В свою очередь, сфера использования подобной информации может быть очень разнообразной - от планирования бизнеса, в том числе и инвестиций, где чаще всего такие данные и используются, до простого осознания широкой общественностью, что интернет у нас - это уже не экзотика для подростков, рассматривающих порносайты, а реальная информационная, социальная и бизнес-среда, охватившая широкие слои населения.
Сергей ДМИТРИЕВ,
[email protected]
Комментарии