Прошедший в Минске с 29 ноября по 1 декабря III Интернет-форум By`2001 стал достаточно интересным, хотя и неоднозначным событием. Начнем с того, что в числе его организаторов в этот раз было довольно много известных организаций - Бизнес-школа Института приватизации и менеджмента, журнал "Интернет&Бизнес", международный проект "Глобальная инициатива по политике интернет" (GIPI), компании IBA, Intel, Приорбанк, пивзавод "Аливария", фирма "Белкантон", агентство интернет-маркетинга "E-service", а также порядка 20 бумажных и сетевых СМИ - "Аргументы и факты в Белоруссии", "Человек и Интернет", "Компьютерные Вести" и др.
В работе форума приняли участие более 150 представителей различных организаций. Условно их можно разделить на три группы - интернет-специалисты, представители бизнес-общественности и представители СМИ.
Среди участников были все известные офшорные компании - IBA, Sam Solutions, EPAM, "Крона инцепт" и IT Transition Belchard Group. Еще одним заметным моментом был командный стиль работы. Например, очень сильной командой выступили сотрудники Национального центра правовой информации (НЦПИ) - Радиванович Н. Н., Сатолина М. М., Лосев С. С., Титов А.П. и Полещук В. Л. Из их выступлений можно было понять, что они сейчас активно работают над созданием правового портала. Кроме того, речь идет и о новой отрасли права - информационном праве как системе социальных норм и отношений, возникающих в информационной сфере.
Также запомнилась группа докладов от "ТутБай" - Зиссера Ю. А. и Волошина К. Л. Причем Юрий Зиссер за время работы форума успел прочитать аж целых 3 доклада - по электронной коммерции, рекламе и бизнес-планированию интернет-проектов. Достаточно активно включились в процесс трое молодых парней из GIPI. Их активность находится, естественно, в русле правовых и организационно-политических вопросов, но что удивительно, они как-то сразу прижились в среде белорусской интернет-общественности. И, наоборот, команда IBA традиционно выступила с незапоминающимися и какими-то отстраненными от белорусских реалий докладами. Еще одна традиция как-то нечаянно прижилась у команды "Белорусской деловой газеты". Это выступления в жанре интернет-детективов. В прошлый раз они рассказывали об истории с хакерскими атаками, сейчас - о ситуации во время выборов 9 сентября.
Более динамичная интрига складывается во взаимоотношениях команд- разработчиков сайтов. В этом году явно обозначилась конкуренция между "графиками" (Graphic Systems) и "пикселами" (Pixelhead). И если первая конкурентная война, по словам Сергея Осипова, состоялась нынешним летом между баннерными сетями, то вторая открыто проявила себя именно в конце ноября. Обе студии заявили и провели мастер-классы, а также щедро одарили всех участников форума своей рекламной продукцией - буклетами, календариками, ручками и т. д. Что интересно, стороны одновременно готовы и к сотрудничеству друг с другом, особенно в вопросах ценовой политики.
Из отдельных докладов следует, в первую очередь, отметить выступление Сергея Коптика, директора карт-центра Приорбанка. Он рассказал о ходе работы над карточкой "Виза Интернет" и обозначил период планируемого ввода ее в действие - декабрь 2001 г. Здесь же, на форуме, Приорбанк провел и промоушн-акцию, раздав 100 сертификатов карточки бесплатно.
Самое насыщенное и продолжительное обсуждение вызвало пятиминутное выступление Александра Жерносека, владельца сети электронных магазинов. А самым оптимистичным можно назвать доклад Дмитрия Пасечного (ИП "Рекун Пластик"), основной тезис которого - "Сайт может и должен приносить прибыль". Еще один тезис запал в память из выступления Елены Носовой - "Контент - это все, что находится на сайте". Хороший структурный анализ отраслевого интернет-каталога представил Кирилл Курганович (E-service), а Лена Уданович (DivaBy) удостоилась комплиментов за самый интерактивный доклад на тему партнерских программ между сайтами.
За Димой Шейко (белорусский "СофтЛайн") в последнее время замечена тенденция изучать рынок тех программных интернет-продуктов, которые он сам в это время разрабатывает. В этот раз речь шла о системах управления сайтом, где, представляя свою систему "MySITE", автор позиционировал ее среди таких, как WebPublishing (Webcom), MyPRESS (SoftLine), E-service WebPublisher (E-Service), Site.Head (PixelHead) и "проДА!вай" ("Артель").
Весьма интересным было и сопоставление средств обычной и интернет-рекламы в докладе Дмитрия Качановского (Kosht.com), где автор, например, ассоциирует рекламу на транспорте с баннерной рекламой в баннерообменных сетях.
Но самой яркой и живой рекламой было выступление Сергея Осипова на тему "История Байнета в картинках", одну из которых мы здесь приводим. Она иллюстрирует эпизод 2 - "Провайдероархат".
Еще одной особенностью форума было большое количество докладов юридической тематики. Из запавших в память - выступление Натальи Довнар (БГУ) о регистрации сетевых СМИ, Сергея Дивина (EPAM) на тему экспортно-ориентированного программирования и Виктора Мещенкова (eBuro, Москва) по вопросам юридических схем регистрации интернет-компаний и оптимизации их налогобложения.
Интересно также, что "Национальная экономическая газета" в своем очередном номере от 30.11.01 разместила несколько материалов, специально приуроченных к открытию форума. Особенно удачным получился материал Александра Груздова и Светланы Росенко ("Александраудит"), в котором они конкретно, вплоть до бухгалтерских проводок, описали такие расходы, как приобретение модема, оплата услуг провайдера, расходы на пользование e-mail, а также на создание и поддержку сайтов.
Говорят, когда все хорошо, что-то должно быть плохо. Что же не получилось на форуме? Его практически проигнорировали провайдеры, отсутствовали и представители ShopBy. Ряд выступающих почему-то занялись ликбезом, наивно, видимо, рассчитывая прямо во время форума найти клиентов из числа представителей традиционного бизнеса. Традиционно не получились круглые столы.
Тем не менее, идея интернета живет и побеждает. И уже представители могилевской студии "Alter-Web" обсуждают в кулуарах форума идею проведения конференции "Региональный Байнет", а параллельно идет дискуссия о том, как это мы проглядели, что белорусских пользователей интернета уже больше миллиона (см. "КВ" от 29.11.01).
Сергей ДМИТРИЕВ,
[email protected]
Комментарии
И что такого было там неоднозначного?