Закон развития
Бурное развитие компьютерной индустрии только на самом начальном этапе представляется как прогресс, идущий неуклонно по восходящей линии. В действительности кривая прогресса чередуется как подъемами, так и спадами. Но издержки от спадов поначалу малозаметны, т.к. эффективность компьютерных технологий столь высока, что позволяет, к примеру, полностью (!) похоронить огромное количество программных продуктов вместе с применяющей их техникой в лице 8-разрядных компьютеров. Оно и понятно, ведь конкурировать с печатными машинками даже для только что вылупившихся из скорлупы птенчиков с аббревиатурой ПК - задача не слишком сложная. И все же они еще настолько слабы и примитивны, что не доживают даже до подросткового возраста. Их просто смывает сокрушительный "девятый вал" 16-разрядных компьютеров, которые вторгаются уже во все без исключения области деятельности, становясь чуть ли не обязательным атрибутом не только рабочих мест управленцев, но и сложных технических устройств.
Потенциальный рынок ПК становится поистине бездонной бочкой, которая ежегодно поглощает продукцию в количествах, измеряемых многими десятками и даже сотнями миллионов штук. При таком спросе говорить о качестве этой продукции просто не приходится. Тем не менее, у крупных производителей имеются прекрасные возможности для того, чтобы (очень даже предусмотрительно и разумно) направлять сверхприбыли на дорогостоящие фундаментальные исследования, позволяющие в итоге ежегодно увеличивать параметры производительности основных блоков ПК в геометрической (!) прогрессии. Такая возможность производителями ПК не упускается, однако новая волна 32-разрядных компьютеров - это уже далеко не девятый вал, что вполне естественно, т.к. ресурсы общества не безграничны, однако темпы их пополнения почему-то не увеличиваются, а наоборот, уменьшаются. Процессоры, удваивающие свою производительность каждые два-три года, не дают ожидаемой отдачи.
Казалось бы, этого быть не должно, поскольку такой существенный рост производительности компьютерной техники должен напрямую влиять на доходы от ее применения, тем более, что средняя цена ПК с ростом производительности не то что не растет, а даже падает! Тем не менее, правде (т.е. фактам) нужно смотреть в глаза, и взоры производителей с надеждой устремляются... конечно же, на интернет! Однако и здесь после бурного, но относительно короткого оживления замедление темпов развития все более очевидно. Было бы совершенно неправильным искать объяснение этого феномена в том, что интернет как глобальная система сама по себе требует огромных ресурсов, поскольку эффективность такого рода систем (как, например, транспортных, энергетических и т.п.) неизмеримо выше затрат на их поддержку. Так в чем же тогда дело?
Ответ ясный как день! Он известен всем, но когда вопрос даже не ставится, нет и ответа, а он более чем очевиден - это явное несоответствие темпов и уровней развития программного и аппаратного обеспечения ("КВ" №35). Даже невооруженным глазом просто невозможно не заметить контраст между тем, какие ресурсы задействованы в компьютерной промышленности и какие - на разработку ПО.
К услугам электронщиков не только высокоразвитые науки, но и самые современные исследовательские лаборатории, материалы, элементная база, точная механика, оборудование. Здесь на полную катушку задействованы специалисты высшей квалификации, причем не только физики, математики, химики, но и биологи, медики, не говоря уже о многих других. А что же у разработчиков ПО? Теория Шеннона? Так она больше применима к обработке физических сигналов (т.е., опять-таки, в аппаратной части), поскольку создана, когда компьютеров не было и в помине, а определять количество информации через энтропию не отважился еще ни один программист. А еще что? Информатика? Но и это пока еще не наука, а всего лишь руководство для работы неспециалистов на компьютерах. Специалистам же приходится перелопачивать целое море специальной литературы и технической документации, чтобы хоть как-то ориентироваться в бушующих волнах компьютерного прогресса. Огромная армия программистов трудится в поте лица, чтобы можно было воспользоваться хотя бы мизерной долей возможностей компьютеров.
В этой мутной водичке производители ПО извлекают совсем недурной улов, однако, в отличие от производителей техники, они, похоже, просто не знают, куда девать свои сверхприбыли. Вот и получают разработчики компьютерных технологий вместо информационной науки такое чудище, как MSDN! При всем при том, когда наука испытывает огромный дефицит в ресурсах, они находят иное, "более достойное" применение, например, в благотворительной деятельности или создании хранилищ... для старых фотографий!1
Программировать можно что-то, а что это такое, толком еще никто не знает. Впрочем, почему так происходит, уже начинает проясняться, причем на уровне познания основной сущности феномена информации2 . Когда события, происходящие в действительности, находят свое объяснение не в поступках отдельных личностей, а в действии естественных законов, то это лишь подтверждает истинность знаний об этих законах. В этом смысле было бы совсем нелишне найти объяснение отставания в уровне развития software относительно уровня развития hardware, но для этого необходимо знать, какими законами определяется развитие систем вообще.
Вопрос о том, что является критерием прогресса в развитии систем, кажется, на первый взгляд, слишком конкретным, чтобы можно было дать на него однозначный ответ. Однако такой ответ есть и, как оказывается, очень простой: уровень развития какой-либо системы тем выше, чем меньше избыточность ее компонентов. Отсюда следует, что предельный уровень развития данной системы ограничивается основным законом систем, однако на процесс развития существенное влияние оказывает закон инерции. Появление более развитой системы сопровождается высвобождением ресурсов, которые вначале идут на повышение ее устойчивости (жизнестойкости, прочности), однако это связано с усложнением системы, а значит, и возрастанием ее избыточности. Процесс развития "по инерции" вполне естественно приводит к исчерпанию ресурсов и кризисным явлениям. Сама система не может выбраться из кризиса, и чтобы она совсем уже не отдала концы, требуется вмешательство извне. Лечение, в общем-то, несложно - нужно лишь изъять из системы устаревшие компоненты и заменить их на новые, более совершенные. Но где взять средства на эти "более совершенные" компоненты? Что за дурацкий вопрос - конечно же, из пенсии старушки науки!
Юрий КРАСКОВ,
c_city2000@mail.ru
Все права на публикацию принадлежат автору
1 "КВ" №31
Горячие темы