Искусство нереальной фотографии

Я почувствовал себя кем-то вроде отброса общества - и не фотограф, и не компьютерный график, все от меня открещивались.

Игорь Крашевский


- Игорь, в прошлом номере мы уже писали про твою выставку, которая открывается в Галерее современного искусства "P.S." Ты - профессиональный художник?

- Нет, я по профессии полиграфист, а в свободное время занимался графикой. Это как болезнь - когда сильно любишь свою работу, то на этой почве начинает что-то зарождаться. Все начиналось довольно давно - дело в том, что в комплект лицензионного Photoshop'а входит набор творений различных художников, которые работают в этой программе. Мне понравился такой подход, когда Photoshop можно использовать не просто в утилитарных целях (чистить фотографии, применять Sharp и Blur, делать коррекцию цвета - и в печать), но и создавать в нем произведения искусства. Я начал кое-что делать, показывать знакомым... Каждый хочет реализовать свой творческий потенциал.

- Директор "P.S." Тамара Терешкович сказала, что впервые увидела твои работы в интернете. Твоя галерея в интернете давно появилась?

- Недавно - в январе этого года. Все произошло спонтанно. Просто посмотрел в интернете на другие галереи, подумал: почему бы не сделать собственную? Мы с другом ее сделали, потом я стал отправлять свои работы на разные фотосайты, смотреть критику, мнение людей, комментарии к моим работам.

Татьяна Терешкович и
Андрей Крашевский
на открытии выставки

- До этого момента тебя никто не знал, можно сказать?

- Нет, я не стремился махать флажком. Когда я открыл сайт, то начал переписываться с людьми, вступил в группу Digital Афанасия Пуда, автора статьи из прошлого номера "КВ". Он буквально ходит по интернету, высматривает новых людей, нашел меня, Гопака и других... Вот в 2002-м году в Питере на фестивале компьютерной графики будет совместная большая выставка группы Digital. Там будут все, кого нашел Афанасий, а также художники из Германии и других стран.

- А на какие фотосайты ты отправлял свои картины?

- Есть такой замечательный сайт "Иероглиф" (hiero.ru), на нем представлены и фотографы, и скульпторы, и компьютерные графики, а самое главное - это очень культурный сайт, там нет такого снобизма, как на "Фотолайне" (photoline.ru), где засилье фотожурналистов. Я понимаю, у них профессиональная творческая болезнь, у них своя классическая школа, свое мнение по всем вопросам. Они невосприимчивы ко всему новому, их каноны творчества непоколебимы и сливаются с канонами мастерства. Художник в их понятии становится ремесленником. Взять, к примеру, известного фотографа Хельмута Ньютона, который специально снимает так, чтобы его тень попадала в кадр. Так вот, любой из них скажет: "Что за лох снимал? Не мог стать так, чтобы тень в кадр не попадала?" А у него стиль такой - противовес консервативному клише.

Вообще есть такая тенденция и в фотографии, и в компьютерной графике, и в живописи она раньше была - провозглашение основным принципом искусства правильное владение техникой. Ну ладно, грамотно поставлен свет, подсвечиваются у девушки нужные места, сделан снимок - и что дальше? Это не трогает душу. Я считаю, что мои работы должны волновать в первую очередь самого меня, потому что они - часть меня.

- Ты работаешь в таком оригинальном стиле...

- На самом деле этот стиль не такой уж оригинальный Взять хотя бы картины, которые делает Eric Boutilier-Brown, их можно посмотреть на сайте www.ebb.ns.ca. Он снимает обнаженных женщин на фоне природы или архитектуры... Интересно - иногда по полчаса ищешь на фотографии среди развалин обнаженную женщину…

- Кстати, обнаженную натуру ты давно снимаешь?

- Нет. Вообще у любого человека вся жизнь - это поиск. Сейчас я создаю концепцию и рассчитываю к следующему году сделать что-то цельное. Я показываю свои работы, обдумываю, слушаю советы. Главное, чтобы это не стало порнографией, чтобы для большинства людей не исказился смысл, чтобы это не переросло в пошлость.

- Сложно это...

- Я считаю, настоящее искусство - не ради денег. Мне кушать есть за что, а этим я занимаюсь для самореализации, для воплощения своего внутреннего мира. Люди смотрят на мои работы и узнают обо мне что-то новое.

- Сколько по времени каждая картина делается? Это вообще картиной называется?

- Каждый называет по-своему. Кто-то может вообще не называть это искусством и не говорить, что это "картина". Я так не считаю.

Снимаю на пленочную камеру, потом сканирую - у меня дома сканер. Вообще я раньше просто увлекался фотографией, много снимал, а потом уже начал создавать из фотографий новые изображения. Фотография - это просто сырой вариант, как в живописи набросок. Художник делает десятки набросков, а потом пишет картину. Так и здесь - я снимаю несколько пленок, там около сорока набросков, которые определенное время лежат мертвым грузом. Только потом они сканируются, обрабатываются и приводятся в законченный вид.

- И сколько времени занимает этот процесс?

- По-разному, самое большое - месяц. Потихоньку делается, дорабатывается: веточку туда, веточку сюда, с фоном поигрался, еще что-то сделал. Не бывает, что за 15 минут все готово. Бывает вдохновение, но чтобы довести картину до ума, доработать окончательно, нужно время.

- До месяца?

- Да, некоторые неделю делаются. Нет же времени, чтобы утром в восемь сесть, а в двенадцать вечера встать. Работаю два-три часа в день. Если сидеть за компьютером массу времени - можно с ума сойти, какой-то бред получится.

- Какими программами пользуешься?

- Illustrator, Photoshop. Я не пользуюсь 3D-моделированием, не пользуюсь графическими программами от Corel'а. Мне Adob'овские программы больше нравятся. В Illustrator'е я создаю чисто графические работы, для чего Illustrator и предназначен. В интернете этих работ нет, но они есть в буклете.

- Что скажешь насчет любимых художественных эффектов в Photoshop'е?

- Какие-то эффекты создаешь во время съемки - глубина, резкость и другие. В Photoshop'е любимых эффектов нет.

- Процесс создания картины? Вот ты снимаешь кадр, открываешь его в Photoshop'е и что дальше?

- Ну не так все просто. Я его сразу в Photoshop'е не открываю. Сначала рассматриваю фотографии и комбинирую, представляю, что из этого можно в дальгнейшем получить, что в дальнейшем будет. Я смотрю, как это выглядит, что я с этим смогу сделать, и что мне в итоге надо. Конечно, не детально, ведь нельзя предугадать все мелочи.

- То есть еще до начала работы с Photoshop'ом ты уже знаешь, что в конце получится?

- Да. Когда я беру фотографии на сканирование, я уже знаю, как они будут использоваться, что с чем будет совмещаться, какова будет композиция, и вообще, для чего все это надо. Сначала собираются все элементы будущей картины, а когда они готовы, можно сканировать, садиться за Photoshop и начинать монтаж конечного изображения. Сразу создаешь нужное количество слоев, они дублируются, комбинируются в соответствии с первоначальной задумкой.

Но чаще всего бывает так, что в процессе создания приходится несколько раз возвращаться на начальную стадию. Осмысливаешь результат, радуешься чему-то неожиданному и удачному, но проходит неделя-две, смотришь - жуткая порнография... Прошла еще неделя - этот файл вообще уничтожается.

- Потому-то долго картины и создаются? А если не ошибаться, можно то же самое за несколько дней делать?

- Это не ошибки. Художник должен подходить к себе критически. Можно, конечно, поправить на голове воображаемую корону и сказать: все, я - творец, единственное прикосновение к клавиатуре производит гениальный эффект. И наплодить за месяц таких произведений тысячу штук, сделать два слоя - великолепно! Но это, опять же, порнография.

Нужно критически подходить к своему творчеству. Даже когда все сделал хорошо, то через год смотришь - и появляется сомнение, видишь - что-то не то. Но это болезнь всех художников - каждому кажется, что он еще не создал свое гениальное произведение.

Беседовал Анатолий АЛИЗАР

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

25 за 2001 год

Рубрика: 

Эксклюзивное интервью
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!