Почему я все время возвращаюсь к теме "бюджетных компьютеров"? Потому что сейчас конкуренция в этой нише остра как никогда. Всего лишь полгода назад максимально дешевый компьютер собирался на одной-единственной платформе - Celeron + i810. И без вариантов (если, конечно, не принимать во внимание устаревшие и ненадежные комбинации вроде VIA Apollo Pro + S3 Trio или Savage). Чипсет Intel + процессор Intel - надежная, современная и недорогая связка, идеально подходящая для офисных и недорогих домашних компьютеров. Встроенная видеокарта i752 хоть и не блещет производительностью в играх, но вполне справляется с большинством прикладных задач.
Сегодня положение компании Intel в этом сегменте рынка пошатнулось. Конкуренция со стороны других производителей чипсетов, в первую очередь VIA и SIS, а также со стороны AMD и ее процессора Duron резко обострилась. Интегрированных чипсетов становится все больше и больше, а по своим возможностям они зачастую превосходят i810, хотя стоят столько же или немного меньше.
Итак, знакомьтесь: VIA Apollo ProMedia - самое дешевое интегрированное решение для процессора Celeron. Чипсет PM601 (код VT8601) - это комбинация хорошо зарекомендовавшего себя системного контроллера VT82C694X (Apollo Pro133A) и графического чипа Trident Blade3D. Правильнее будет сказать: интегрированное графическое ядро ProMedia основано на чипе Blade3D, поскольку Trident сейчас судится с VIA по поводу этого и других нарушений своих прав на разработки в области графики. Но не будем выяснять ненужные подробности о правах и патентах.
Характеристики встроенного ядра ProMedia таковы:
- архитектура SMA (Shared Memory Architecture), т.е. для своих нужд графическое ядро использует системную память (2-8 Мб);
- внутренний интерфейс AGP 2x, внешний AGP-слот отсутствует;
- 64-битное 2D/3D-ядро;
- встроенный 24-битный RAMDAC с частотой 230 МГц;
- поддержка разрешений вплоть до 1600х1200;
- 3D-ядро rCADE3D поддерживает 16- и 32-битный рендеринг со всеми необходимыми эффектами - би- и трилинейной фильтрацией, мип-маппингом и перспективной коррекцией, альфа-прозрачностью, освещением по Гуро и т.д.
- аппаратная поддержка функций, необходимых для просмотра видео MPEG-2, в том числе компенсации движения, масштабирования и других.
В общем, получается функциональный аналог встроенного в i810 графического ядра. Не слишком впечатляющие по сегодняшним меркам 3D-возможности, но для офисной машины, где вряд ли будут крутиться какие-либо современные "навороченные" игры, вполне достаточно.
Другие характеристики: "северный мост" VT8601 выпускается по техпроцессу 0.25 мкм, имеет 510-контактный корпус BGA. В паре с ним может работать любой "южный мост" VIA, в том числе и поддерживающий UltraATA/100 VT82C686B.
Но почему же тогда этот чипсет, объявленный еще в конце 1999 года, до сих пор не получил должного распространения? Дело, видимо, в затянувшемся доведении чипа и программного обеспечения к нему до нужной кондиции. Написать надежные и "быстрые" драйверы для 3D-акселератора не так-то просто - требуется затратить много времени и денег. Да и выход годных чипов должен быть на уровне, что в случае встроенной графики особенно проблематично.
Как бы то ни было, мы уже имеем серийные материнские платы, несущие на борту чипсет VIA Apollo ProMedia PM601. И даже его новую модификацию - PM601A, называемую также PLE133. Цифра "133" в названии означает не только поддержку памяти PC133. Чипсет способен работать с процессорами, использующими частоту шины GTL+ 133 МГц, т.е. с Pentium-III и Cyrix/С3. Речь пойдет о материнской плате, выпущенной известной тайваньской компанией Epox.
Epox EP-3VWM2 - компактная материнская плата форм-фактора microATX; набор слотов - 2 DIMM + 3 PCI + 1 AMR + 1 ISA, и это, пожалуй, идеальный вариант для "бюджетного" компьютера. Дизайн платы, в целом, "правильный": разъемы питания и интерфейсных шлейфов расположены на самом краю, конденсаторов вокруг процессора немного, и они кулеру не мешают. На главном чипе размещен стандартного размера радиатор. В целом, ничего необычного.
Звуковые возможности обеспечиваются кодеком VIA VT1611A и "южным мостом", т.е. звук программный. Для игр это, может быть, и не лучший вариант, но в остальных случаях вполне приемлемый. Аппаратный мониторинг - средствами "южного моста" 686B. Каких-либо других чипов на плате нет.
Пару слов о возможностях разгона. Традиционно Epox позволяет изменять частоту процессора средствами BIOS Setup. 3VWM2 - не исключение, однако у нее, как и у других плат подобного класса, набор частот весьма и весьма невелик. Также с помощью перемычек можно принудительно выставить частоту 66, 100 или 133 МГц. Функция изменения множителя процессора тоже присутствует. Хотя до сих пор эта возможность была, скорее, атавизмом, чем полезной опцией, но с появлением процессоров VIA Cyrix-III и C3 актуальность ее снова возросла.
BIOS - стандартный Award Modular 6.00PG, никаких интересных или необычных опций я не обнаружил.
Теперь об испытаниях, для которых я специально взял процессор Pentium-III-600EB (частота шины - 133 МГц). Очевидно, что использование памяти PC133 на максимальной частоте позволяет встроенной графике максимально реализовать свой потенциал, поэтому с помощью Pentium-III плата просто обязана показать наилучшие результаты. Результаты тестов - в таблице. К сожалению, мне не представилась возможность протестировать материнскую плату на чипсете i810 в аналогичной конфигурации, а это было бы интересно.
Производительность плат с чипсетами Pro133A и PM601A | Pro133A + GeForce2MX | PM601A + встр. графика | Разница |
Синтетические тесты процессора и памяти | |||
WinBench99 CPUMark | 56.2 | 53.2 | 6% |
WinBench99 FPUMark | 3190 | 3200 | 0% |
Sandra2001 Dhrystone ALU | 1616 | 1625 | -1% |
Sandra2001 Whetstone FPU | 805 | 809 | 0% |
Sandra2001 Int ALU/RAM | 308 | 233 | 32% |
Sandra2001 Float FPU/RAM | 375 | 264 | 42% |
Игровые тесты (640x480x16bit) | |||
3DMark2000 | 5518 | 1718 | 221% |
Expendable | 53 | 36.5 | 45% |
Quake3 Arena | 105.8 | 17.8 | 494% |
Unreal Tournament | 36 | сбой | |
Процессор - Pentium-III-600EB, 128 Mb RAM PC133 |
По результатам игровых бенчмарков хорошо заметно, что DirectX-игры сохраняют минимальную играбельность в низких разрешениях, в то время как при использовании OpenGL скорость резко снижается. Встроенная графика чипсета i810 показывает, как минимум, вдвое лучший результат для OpenGL-игр даже на Celeron-600.
При этом многие игры через некоторое время начинали давать сбои. Я склонен связывать это с недостаточной стабильностью чипсета на частоте 133 МГц.
Снижение эффективности работы подсистемы памяти (неизбежный побочный эффект для SMA-систем) по тесту Sandra составляет 30-40%. Впрочем, я допускаю, что в этом может быть виноват и BIOS этой платы. В любом случае нужно помнить, что плата с интегрированной графикой обычно менее производительна, чем ее аналог с отдельной видеокартой. Не так уж и бесплатна эта встроенная видеокарта.
Как вы думаете, может ProMedia конкурировать с i810? Я думаю, что нет. Производительность встроенной графики хуже, качество 3D-рендеринга хуже, память работает хуже… А что же тогда лучше? Цена?
Макс КУРМАЗ,
hardware@kv.by,
сайт "КВ/Hardware" (www.kv.by/hardware)
Материнская плата Epox EP-3VWM2 предоставлена фирмой "Конструктив"
Горячие темы