Компания 3dfx, родоначальник эры недорогих игровых 3D-ускорителей, буквально изменившая компьютерный мир, больше не существует. Она не выдержала конкуренции, не смогла предложить покупателям продукт, превосходящий аналоги, окончательно сошла с дистанции, сдав позиции на созданном ею же самой рынке. Последние партии видеокарт с маркой "3dfx", свидетельства заката славы процветающей когда-то компании, все еще присутствуют в прайсах минских фирм, но они обречены и неминуемо исчезнут либо будут распроданы за бесценок.
Однако это совсем не значит, что их нельзя рассматривать как претенденток на слот AGP вашего компьютера. Возьмем, например, Voodoo4 4500. Достаточно современная и вместе с тем не очень дорогая видеокарта, хотя в плане производительности поспорить с GeForce2 MX она определенно не может. По крайней мере, такую оценку ей дают большинство обозревателей. Моя задача заключается в том, чтобы проверить, насколько это соответствует действительности, особенно с учетом двух недавних событий. Первое из них - собственно, ликвидация 3dfx и последовавшее снижение цен на ее продукцию. Второе - появление других чипов семейства GeForce2 MX, прежде всего MX-200.
Четвертая "вуду" и VSA-100
Последние видеокарты семейства 3dfx Voodoo, а именно - Voodoo4, Voodoo5 и Voodoo6, базируются на новейшей разработке 3dfx - чипе VSA-100. Это название расшифровывается как "Voodoo Scalable Architecture", т.е. масштабируемая архитектура Voodoo. Именно масштабируемость, что в данном случае означает возможность объединения нескольких чипов на одной видеокарте, составляла изюминку чипа и делала его просто-напросто уникальной разработкой. До 32 чипов VSA-100 могли работать вместе над формированием готового изображения, причем каждый занимался своей линией на экране. Если же требовалось провести полноэкранное сглаживание или какой-либо другой сложный процесс, чипы тоже объединяли свои вычислительные ресурсы. Чип VSA-100 изготавливался (да, уже в прошлом) на заводах TSMC по технологии 0.25 мкм с шестью слоями металлизации. На 0.22 или 0.18 мкм его перевести не успели, поэтому о низком уровне нагрева и высоких частотах говорить не приходится.
Конвейер рендеринга чипа VSA-100 состоит из двух линий с одним блоком текстурирования на каждой, что позволяет ему обрабатывать два пиксела за цикл при наложении одной текстуры или один пиксел за цикл при двух текстурах. Впрочем, мультитекстурирование используется в большинстве современных 3D-игр, поэтому в них VSA-100 не может тягаться с GeForce2 MX, у которого имеется по два блока текстурирования на каждой линии конвейера. Даже теоретически этот чип, будучи поставленным в равные условия с GeForce2 MX, не может составить последнему серьезной конкуренции. А он и поставлен в такие условия на видеокарте Voodoo4: частота самого чипа - 166 МГц, частота памяти (шина 128 бит) - тоже 166 МГц, как и у GeForce2 MX. Другое дело - GeForce2 MX-200. У него такие же частоты, но вдвое более узкая шина памяти, а это очень серьезный ограничитель производительности. Так что, говоря об архитектурном преимуществе GeForce2 MX перед VSA-100, нужно помнить, что младшие MX это преимущество могут просто не использовать.
Как известно, предыдущий чип 3dfx, Voodoo3, по своим возможностям заметно проигрывал аналогам nVidia. VSA-100 в этом плане выглядит значительно лучше: у него есть поддержка 32-битного цвета, 32-битных текстур, 32-битного Z- и W-буфера. Имеется и 8-битный стенсил-буфер, и поддержка сжатых текстур. Правда, нет у него блока аппаратного преобразования и освещения (T&L), а также не реализован режим AGP DiME (обработка текстур в системной памяти). Впрочем, эмуляцию аппаратного T&L успели включить в последние драйверы, однако в таком случае она осуществляется исключительно силами центрального процессора.
Что касается непосредственно видеокарт, то 3dfx планировала выпустить четыре их разновидности: одночиповую Voodoo4 4500, двухчиповые Voodoo5 5000 (32 Мб-версия) и Voodoo5 5500, четырехчиповую Voodoo5 6000. Реально на рынок поставлялись только две из них - дешевая Voodoo4 4500 с 32 Мб памяти и дорогая Voodoo5 5500 с 64 Мб. Первая и станет объектом нашего рассмотрения.
Итак, 3dfx Voodoo4 4500 имеет на борту один чип VSA-100 и 32 Мб памяти SDRAM в четырех чипах. Прежде всего обращает на себя внимание необычная форма печатной платы: она не прямоугольная, как у других видеокарт. Видимо, вариант с ТВ-выходом просто не предусмотрен, поэтому отведенная ему часть платы просто вырезается. Далее, чип накрыт обычным квадратным радиатором с установленным на нем шарикоподшипниковым вентилятором. Соединение - на клею, а не на пасте; впрочем, особых проблем с излишним нагревом (как-никак 0.25 мкм) не наблюдается. Чипы памяти Samsung имеют маркировку "TC-60", что говорит о времени доступа 6 нс и частоте 166 МГц. Также обратите внимание на разъем AGP: у него есть два ключа-прорези, что свидетельствует о поддержке режима AGP 4x и напряжения 1.5 В, хотя раньше проскочила информация о том, что этих прорезей нет, из-за чего Voodoo4/5 не работают вместе с Pentium-4.
О качестве исполнения видеокарты говорит тот факт, что в высоких разрешениях (вплоть до 1600х1200) не наблюдается какого-либо искажения вроде пресловутого "замыливания". 350-мегагерцовый RAMDAC как-никак. Каких-либо отклонений в обычной работе я не заметил. Вопросы совместимости Voodoo4 и других видеокарт на чипах 3dfx с материнскими платами обычно никогда не возникают, чего не скажешь о nVidia. Но пора переходить к самому важному с точки зрения пользователя параметру - производительности в 3D-играх.
Тестирование
Для проведения своего тестирования я использовал систему на базе процессора Duron-650 и материнской платы MSI K7T Pro2-A (VIA KT133). Другие аппаратные компоненты в данном случае несущественны. Операционная система - Windows 98 SE, драйверы видеокарты - x3fx v.4.13.01.0028, которые устанавливались поверх "родных" 3dfx v. 4.12.01.0666.
Поясню, что это за драйверы. Проект "x-3dfx" (www.x3dfx.com) создавался для поддержки пользователей видеокарт 3dfx, однако сегодня работа над драйверами приостановлена на неопределенное время (так, по крайней мере, гласит информация на сайте). Однако ребята успели выпустить несколько бета-версий, совместимых с DirectX8. Ставить их нужно поверх "родных", так как они не имеют в составе каких-либо апплетов для настройки. Кстати, настройки у этой карты достаточно интересные: VIA Chipset Optimization, Refresh Optimization, 3D Filtering Quality, LOD Bias, Anti Aliasing, Z-buffer Optimization, Geometry Assistant (та самая эмуляция T&L), настройка цветовой гаммы для режимов Desktop (GUI), DirectX, OpenGL и Video Overlay и многие другие. При желании можно поэкспериментировать и выжать пару-тройку лишних fps.
Но самая интересная функция драйверов скрыта от настроечного апплета. Это первая попытка реализовать удаление невидимых поверхностей, которые, хотя на экран так и не попадают, проходят полный цикл обработки. Включить (правда, только в режиме OpenGL) эту опцию можно через реестр. Я попробовал работу HSR (а именно так эта опция называется) в игре Quake3 Arena. Да, производительность действительно возрастает, но в высоких разрешениях играть становится невозможно из-за появляющихся артефактов (искажений) и непонятного подергивания. Видимо, разработчики так и не успели довести до ума эту функцию. Кстати, недавно ходили упорные слухи о том, что nVidia тоже планирует ввести HSR в своих драйверах Detonator, но они оказались ложными.
Итак, результаты сравнения Voodoo4 4500 с видеокартами на базе GeForce2 MX и GeForce2 MX-200 представлены в таблице.
VooDoo4 против GeForce2 MX | VooDoo4 4500 | VooDoo4 4500 (HSR=on) | InnoVISION Tornado GeForce2 MX-200 | ELSA Gladiac GeForce2 MX |
Quake3 Arena (OpenGL) | ||||
640x480x16bit | 79.7 | 77 | 78.1 | 106.2 |
1024x768x16bit | 59.6 | 65.3 | 50.4 | 81.5 |
1024x768x32bit | 40 | 49.2 | 27.8 | 56.1 |
1280x1024x16bit | 36.7 | 45.7 | 30.1 | 51.4 |
1280x1024x32bit | 23 | 30 | 14.7 | 32.2 |
Expendable (DirectX) | ||||
640x480x16bit | 63.7 | 59 | 59 | |
1024x768x16bit | 58.4 | 53.8 | 58 | |
1024x768x32bit | 36.8 | 23.6 | 50.5 | |
1280x1024х16bit | 42.2 | 55.3 | ||
1280x1024x32bit | 23 | 31.4 | ||
3DMark2000 (DirectX 7) | ||||
CPU Speed | 190 | 386 | ||
1024х768х16bit | 2930 | 2891 | 4531 | |
1280x1024x16bit | 2076 | 3067 | ||
1280x1024x32bit | 1148 | 1891 | ||
3DMark2001 (DirectX 8) | ||||
640x480x16bit | 1364 | 2769 |
Обратите внимание - без включения HSR Voodoo4 сильно отстает от полноценного MX: в среднем, на 40% в Quake3 и Expendable и на 60% - в 3DMark2000. Причина очевидна - недостаточный fillrate (скорость текстурирования трехмерной сцены) из-за наличия всего двух блоков текстурирования. Кстати, отставание одинаково во всех разрешениях, так как оба чипа одинаково сдерживаются еще и недостаточной пропускной способностью шины памяти. А в 3DMark2000 Voodoo4 отстает больше потому, что не может использовать блок аппаратного T&L - у нее его просто нет.
Когда включается удаление скрытых поверхностей, Voodoo4 исправляется и вплотную приближается к MX в высоких разрешениях, так как память в этом случае работает эффективнее. Однако играть становится невозможным из-за ошибок построения сцены - выпадения полигонов, "посторонних" пикселов и т.п.
Что касается сравнения Voodoo4 с другой видеокартой - на чипе MX-200, то тут расклад явно не в пользу nVidia. При сравнимых ценах Voodoo4 4500 быстрее (особенно в высоких разрешениях) и имеет лучшее качество изображения.
Тест 3DMark2001 я использую впервые. Это один из первых бенчмарков, использующих новые функции DirectX8. Согласно тесту, Voodoo4 более чем в два раза проигрывает GeForce2 MX в игровых имитациях. Если же сравнивать скорость обработки полигонов (есть там и такой тест), то тут без аппаратного T&L шансов вообще нет - производительность Voodoo4 меньше в 5 раз.
Вывод
Увы, Voodoo4 4500 не может тягаться с GeForce2 MX. Двух модулей текстурирования недостаточно, аппаратного T&L нет, AGP DiME на поддерживается, а значит, производительность намного ниже. Впрочем, конкурировать с GeForce2 MX-200 эта видеокарта может. Она лучше во всех отношениях, хотя и немного дороже.
Но уже поздно. Опоздал чип, пропустил вперед GeForce, и не помогли ему никакие уникальные нововведения. Тактика nVidia - тактика наращивания вычислительной мощи за счет высоких частот и увеличения числа линий конвейера - оказалась более выигрышной. Теперь nVidia - лидер, а 3dfx со своими идеями и технологиями смят и растоптан.
Макс КУРМАЗ,
[email protected],
www.kv.by/hardware
Видеокарта 3dfx Voodoo4 4500 предоставлена фирмой "Ронгбук"
Комментарии