Про существование онлайновых магазинов и торговлю через Интернет сегодня знают, кажется, практически все. Более того, постоянные читатели "Компьютерных Вестей" наверняка имеют также четкое представление о масштабах онлайнового бизнеса за рубежом (прежде всего, в США) - статьи на эту тему мы печатаем регулярно. Стараемся не обходить вниманием и быстро развивающийся российский рынок электронной коммерции, и только родной, белорусский, по большей части остается, что называется, за кадром.
В принципе, это не удивительно. Еще всего лишь год назад про торговлю через Интернет в Беларуси вообще говорили только в сослагательном наклонении. Но теперь в доменной зоне .by работает целый ряд онлайновых торговых точек, причем достаточно успешно. Как же выглядит сегодня белорусский онлайновый бизнес?
Мы попросили рассказать об этом человека, знакомого с торговлей через Интернет не понаслышке. У нас в гостях - Александр Жерносек, совладелец четырех белорусских проектов электронной торговли. Это известные многим пользователям Сети сайты www.CD-ROM.Shop.by, www.Video.Shop.by, www.cd-minsk.com и www.musik-by.com. Кроме этого, Александр - совладелец ряда "офлайновых" точек по продаже компакт-дисков. С них, собственно, и начинался его бизнес до выхода в Сеть.
Проекты Александра не просто состоялись - они активно развиваются. А потому его взгляд на состояние и перспективы онлайновой торговли в Беларуси представляет особенный интерес.
- Как давно открылись твои магазины
в онлайне?
- Первый магазин начал работать месяцев семь назад. Второй открылся уже в системе Shop.By - cd-rom.shop.by, а с ним - и video.shop.by, а еще чуть раньше - musik-by.com. Произошло это месяца три назад. На первом магазине мы фактически отрабатывали систему работы - оператора, службы доставки, всего офиса в целом. Ну а открывая новые магазины в системе Shop.By, мы уже успешно использовали прежние наработки и созданную инфраструктуру обслуживания потребителей.
- Откуда идет больше заказов - через
онлайновые механизмы или путем
телефонных звонков диспетчерам?
- Конечно, большинство заказов идет через онлайн. Через диспетчеров, в основном, решаются всякие проблемы, связанные с различного рода "несостыковками", или более оперативного решения появляющихся во время работы вопросов. Бывает еще, что диспетчеру звонят люди, у которых плохая связь и которым сложно осуществлять в онлайне навигацию по сайту. Они уточняют у диспетчера, есть ли у нас в продаже то, что им нужно, и делают заказ.
- Какова скорость выполнения
заказа?
- Мы стараемся выполнить заказ не более чем за сутки. И это почти всегда удается. Хотя, конечно, бывают и сбои, задержки, но очень редко.
- И сколько курьеров работает?
- В самое напряженное время работают три-четыре курьера, но бывает, что справляются два. Они обслуживают заказы сразу по всем сайтам.
- А сколько вообще человек работает
над твоим проектом онлайновой
торговли?
- Если не считать "административную" часть, то три оператора (еще недавно было два), два диспетчера и курьеры.
- Нескромный вопрос: твои
онлайновые магазины себя окупают?
- Окупать-то они себя окупают…:-) Оборот такой онлайновой торговли растет быстрее, чем доходы от нее, поскольку постоянно требуются все новые и новые вложения, а вся получаемая прибыль уходит на развитие проектов.
- И каковы сегодня направления
развития?
- В первую очередь, это улучшение качества обслуживания клиентов, разумеется; повышение качества самих сайтов, насыщение их полезной клиенту информацией; добавление на сайты дополнительных сервисов. Стараемся также расширять ассортимент товаров - он у нас одинаков в онлайне и в офлайновых точках продажи.
- Как отличаются цены в твоих
интернет-магазинах от цен в твоих
же офлайновых точках?
- На данный момент компьютерный компакт-диск в городских торговых точках стоит примерно три доллара, а в Интернете он стоит два доллара тридцать центов. На самом деле это парадокс. Ведь на сегодняшний день онлайновая торговля (если говорить о серьёзном подходе к этому бизнесу) - более затратное дело, нежели традиционная. Так уж повелось, такая ценовая политика… Кроме того, не последнюю роль здесь играет конкуренция.
- Что касается конкуренции: как
обстоят дела в этом плане на
белорусском онлайновом рынке?
- Конкуренция заметно увеличивается. За счет новых участников, разумеется. На рынок выходят подобные мне продавцы. Это люди, имеющие определенный начальный капитал. Самые мелкие в онлайн не рвутся, оптовики также не торопятся осваивать киберпространство. Естественно, те, кто технически более продвинут, кто ближе к Интернету, те раньше приобщаются и к онлайновой торговле.
- Какие способы оплаты ты
предлагаешь своим покупателям?
- Самый распространённый - это оплата наличными через курьера; для иногородних - почтой, наложенным платёжом (кстати, довольно удобный для покупателей способ), для организаций - безналичный платёж, в этом случае у нас налажена вся система документооборота вне зависимости от местонахождения плательщика (в Минске или нет).
- Получается, система расчета
покупателя с курьером - почти
единственно возможная система
оплаты. По мировым стандартам,
такой способ явно несовершенен. Как
ты думаешь, получат ли в обозримом
будущем в Беларуси развитие иные,
электронные, системы оплаты
онлайновых покупок?
- Конечно. Правда, я рассматриваю это больше как перспективу, ориентированную на покупателей из других стран. Сейчас на том же "Открытом контакте" прорабатывается и тестируется система оплаты покупок по кредитным карточкам. Она немного не похожа на европейскую, но все-таки это должна быть работающая система. И лично я для себя рассматриваю ее как ориентированную на покупателей из-за рубежа. Не думаю, что кто-то будет расплачиваться карточками здесь. Может, я буду использовать и Web Money - в Беларуси уже есть сайты, которые их принимают, но внутри нашей страны, думаю, современные технологии взаиморасчетов начнут применяться не скоро.
Ну а спрос со стороны зарубежных покупателей на товары в белорусских веб-магазинах весьма значителен. Естественно, благодаря весьма невысоким ценам на компакт-диски и видеокассеты. Основной рынок в этом случае, разумеется, страны СНГ. С доставкой по почте проблем не возникает, и до сих пор все упиралось в систему оплаты покупок.
- Ты не планируешь расширять
ассортимент - предлагать, помимо
компакт-дисков и видеокассет, еще
что-то?
- Да, уже назрела ситуация, и это закономерно, когда пора добавлять в ассортимент товаров проигрыватели МР3-дисков, чистые матрицы для записи, - и мы это уже делаем. Вообще же мы предполагаем скорое и значительное увеличение товарного раздела за счет сопутствующих товаров - боксов для дисков, стоек, колонок, мышек, ковриков, мультимедиа-комплектующих и т.д., - словом, всего, что может потребоваться компьютерщику и что можно купить наряду с компакт-диском.
- В какое время суток, в основном,
поступают заказы?
- В принципе, заказы поступают все время - и днем, и ночью. Все зависит от того, с работы или из дома выходит в Интернет покупатель. А вот утром, естественно, - "мертвое" время.
- В чем для белорусского покупателя
состоит преимущество покупки в
онлайновом магазине, по сравнению,
например, с тем же рынком в
Ждановичах?
- Я считаю, что сейчас уже наступил момент, когда в Беларуси начинается очень активная онлайновая продажа самых различных товаров. Стремительно растет ассортимент товаров - от еды до техники, причем с доставкой на дом в достаточно сжатые сроки. И цены при этом ниже городских (за редким исключением, конечно).
- С какими наибольшими проблемами
сталкиваешься ты и другие
белорусские онлайновые торговцы?
- Проблема, собственно, одна: у людей мало денег. Соответственно, мало денег и у нас. Потому все развивается не такими темпами, как хотелось бы. В результате нет возможности вложить в этот бизнес дополнительные средства. Но оборот все-таки растет, и я отношусь к перспективам онлайновой торговли в Беларуси достаточно оптимистично.
Беседовал Виктор ДЕМИДОВ
Комментарии
Ню-ню... В начале статьи опять про онлайновую коммерцию сказки нам рассказывают, и не вспоминают про то сколько к началу 2001 года из за "отката" завалилось на бок онлайновых магазинов...
И еще маленькая заметочка... Диски-то и видеокассеты наверняка пиратские
Хотя уже не жду - купил в обычном лотке.
Спрашивается - на.. зачем нужен магазин, с кучей персонала, который все равно заказы не отрабатывает?
Или это просто Гриневич со своим OZ.by меня так разбаловал, что я жду исполнения заказов онлайновым магазином? :-))
Короче говоря - все четыре указанных магазина я занес в свой персональный blacklist. И больше туда не пойду.
угу, после того как однажды на рынке у всех сдшников изъяли товар, сеть стала просто лобимым местом продажи сд.
просто мне кушать хоца
Каюсь !!!