Что такое информационный процесс?
В школьных учебниках1 можно найти такое определение информатики:
"Информатика - наука о законах и методах организации информационных процессов с помощью компьютеров."
Однако "помощь компьютеров" оказывается на деле не такой уж определяющей и даже наоборот - производной от более существенного и главного:
"Прежде всего, информатика - это наука о методах обработки информации. Она базируется на использовании вычислительной техники, дает знания о законах, методах и способах организации информационных процессов в природе и обществе. Информатика лежит в основе компьютерных технологий хранения, передачи и обработки информации во всех видах деятельности человека."
Это звучит уже более вразумительно, но, пожалуй, слишком размыто. На уровне сегодняшних знаний становится более чем очевидным, что информатика - это не узкоспециальная область знаний, а одна из фундаментальных(!) наук. Но если это так, то, видимо, можно уже считать, что исторический этап формирования этой науки (урожденной как кибернетики и получившей зрелость вместе с развитием компьютерной техники) уже закончен, и ее определение можно сформулировать в классическом виде по аналогии с другими фундаментальными науками:
информатика - это наука о наиболее общих законах, определяющих сущность и основные свойства информации, ее источников и способов представления.
Такое совсем несложное и вполне исчерпывающее определение одной из (самых что ни на есть!) фундаментальных наук было до сих пор попросту невозможно, поскольку сами начала этой науки (информация, ее источники и способы представления) не были определены так, чтобы из большой совокупности фактов можно было создать достаточно компактную систему знаний.
Но теперь-то ситуация меняется, т.к. уже каждому школьнику известно, что любая (!) информация в виде нематериальных (виртуальных) объектов может быть обработана на компьютере2 , а поскольку она неизменно принимает форму бинарных записей (ноликов и единичек), то становится ясно, что информация - это особый тип разнообразия в виде комбинации элементов, содержание которых известно заранее ("КВ" №№ 43, 44). С другой стороны, структурные элементы информации (позволяющие как изменять ее содержание, так и ориентироваться в достаточно больших ее объемах) организуются в систему и образуют объекты под названием "источники информации" ("КВ" №24).
Вместе с тем, путаница в понятиях ("КВ" №49-51), возникающая как следствие первичности практики по отношению к науке на начальном этапе ее развития, устраняется вместе с классическим определением информатики. Но если эта путаница остается, то последствия возникают более чем серьезные. Вот пример "последовательного" развития главной темы, исходя из первоначального определения:
"Процессы, цель которых - передать, сохранить или обработать информацию, называют информационными процессами."
Поскольку понятие "информационный процесс" попало в определение целой науки (да еще и фундаментальной!), то, понятное дело, приходится хоть как-то разъяснять, что это такое. Вот так за "благими намерениями" захлопывается ловушка необычайной силы и коварства!
Очевидно, что основой любого информационного процесса должно стать информационное взаимодействие различных объектов. Повседневный опыт позволяет констатировать, что в действительности имеют место процессы, когда передача сигнала (информации) от одного объекта (источника) к другому объекту (приемнику) вызывает в последнем изменения, обусловленные содержащейся в сигнале информацией (сообщением), воспринимаемой (и создаваемой) в соответствии с заранее известными соглашениями (протоколами обмена, кодировками и т.п.). Тогда появляется вопрос, сводится ли это самое "информационное взаимодействие" к другим известным фундаментальным взаимодействиям (сильное, электромагнитное, слабое и гравитационное), или это особый, неизвестный пока науке новый тип фундаментального взаимодействия?
Этот кажущийся естественным вопрос в действительности лишь заслоняет собой путь к простому и достаточно очевидному решению проблемы, ненавязчиво подталкивая исследователей на путь построения громоздких, хотя и возможно логически неопровержимых схем (подобно системе Птолемея во времена становления астрономии как науки), отождествляя при этом свойство материальных объектов сохранять следы их взаимодействия со свойством разума отделять частичное разнообразие объекта и сохранять его в другом объекте заранее определенным (т.е. общедоступным) способом.
Если же руководствоваться очевидными фактами, что процессы обмена информацией между объектами всегда (!) сопровождаются симметричным (т.е. на основе законов сохранения массы и энергии) взаимодействием материальных объектов, а сама информация как особый тип разнообразия нематериальна по своей сути, но в то же время может существовать только (!) на материальном (вещественном) носителе, то сущность любого информационного процесса сводится к обмену сигналами (содержащими информацию уже по определению в отличие от других типов взаимодействия) между объектами, составляющими единую систему.
Приближение к опасной черте, именуемой с незапамятных времен как "основной вопрос философии" (что первично - материальное или идеальное?), совершенно неотвратимо и не зависит от выбранного пути исследования, а также от того, называются ли факты своими именами или камуфлируются под мистическими образами нечистой силы, флогистона, теплорода, эфира, субстанций неизвестного происхождения и т.п. Однако наука уже давно выработала вполне надежное противоядие от этой напасти. Оно заключается лишь в том, чтобы определить, насколько важное значение приобретут новые знания для жизни и деятельности как отдельных людей, так и общества в целом.
Если новые знания начинают обретать неведомые ранее целостность и единство и попутно позволяют избавиться от излишнего, путанного и наносного, то это может стать первым свидетельством реального прогресса. Вместе с тем, когда все более явственно дают о себе знать признаки созревания нового плода науки, то далеко не все смогут увидеть в смиренной благодати убаюкивающего затишья... надвигающийся штормовой ветер грядущих перемен!
Юрий КРАСКОВ,
[email protected]
Все права на публикацию принадлежат автору
- Быкадоров Ю.А.,
Кузнецов А.Т. Информатика. Учеб.
Пособие для 8-9 классов. Мн.: Нар.
Асвета, 2000.
Разумеется, что специализация авторов учебников - лишь разъяснение того, что добыла для них наука, а поскольку такой науки фактически еще нет, то в данном случае авторство явно относится лишь к форме изложения того, что пока есть в наличии, а не к содержанию. - Что же касается обработки материальных объектов, скажем, овощей и фруктов, их вкусов и запахов, и даже гравитационного притяжения их масс друг к другу, то за описаниями, как это делать на компьютерах, извольте обращаться к писателям-фантастам или к фокусникам, которые вполне честно и добросовестно зарабатывают свой хлеб.
Горячие темы