Научимся ли мы учиться?

Информация и ощущения

Куда несешься ты, Русь? Дай ответ. - В Интернет!

Андрей Вознесенский

Появление и развитие информатики как науки - это история о гадком утенке, который появился на свет вместе с классическим произведением Клода Шеннона "The Mathematical Theory of Communication" (1948-1949 г.г.), в котором освещаются вещи настолько неслыханные и невиданные до той поры, что родительское имя утенка ("Математическая теория связи") сочли для него недостойным (слишком уж крупным выглядел он, по сравнению с "нормальными" утятами) и стали называть его не иначе как "Теория информации". Однако это солидное и респектабельное имя почему-то не прижилось к нему, а так и осталось реликтом того времени. Утенок же все более становился похожим на довольно невзрачные первые "электронно-вычислительные машины", которые появились как результат развития технических средств для формирования, хранения, обработки и воспроизведения сигналов (да-да, именно сигналов, а не информации, о которой только много говорят, но, по сути, очень мало что знают).

По мере того, как вычислительные мощности ЭВМ стремительно возрастали, становилось все более возможным выполнять не только вычисления, но и логико-аналитические операции, позволяющие уже на вполне серьезных основаниях (чего стоит только одна победа компьютера над чемпионом мира по шахматам!) ставить вопрос о создании искусственного интеллекта. А что же с утенком? У-у... меняется прямо на глазах: микропроцессор (мэйнфрейм, супер-, персональный, переносной) компьютер, компьютерные сети, глобальная сеть Internet. Родительское имя почему-то и вспоминать никто не хочет, все стараются подобрать более подходящее. Ну, например, "Information science" ("Наука об информации"), но вот что любопытно: даже в одном издании в разных местах это имя трактуется по-разному:

The study of how information is collected, organized, handled, and communicated. See also information theory. - Microsoft Press® Computer and Internet Dictionary, 4-th Edition © & (P) 2000 Microsoft Corporation. All rights reserved.

Study of data organization: the study of the processes involved in the collection, categorization, and distribution of data, particularly with reference to computer data. - Encarta® World English Dictionary © & (P) 1999,2000 Microsoft Corporation. All rights reserved. Developed for Microsoft by Bloomsbury Publishing Plc.

Учение о том, как собирать, организовывать, соединять и обращаться с информацией. См. тж. теория информации. - Микрософт-Пресс. Словарь "Компьютер и Интернет". Корпорация Микрософт, 2000.

Учение об организации данных: учение о процессах, связанных со сбором, классификацией и размещением данных, особенно по отношению к компьютерным данным. - Энкарта. Всеобщий английский словарь. Корпорация Микрософт, 1999, 2000

Отсюда же мы узнаем, как в дело вступают русские:

informatics

U.K. INFORMATION SCIENCE [Mid-20th century. Formed from INFORMATION, on the model of Russian informatika.]

информатика

Объединенное Королевство. НАУКА ОБ ИНФОРМАЦИИ [Середина 20 столетия. Образуется от ИНФОРМАЦИЯ подобно русскому информатика]

Действительно, зачем употреблять два слова там, где можно обойтись одним? Но неувязки с названием - это еще мелочь, настоящий конфуз происходит с гордостью информационной науки - понятием "бит". Как оказалось в действительности, это всего лишь один разряд двоичного числа, т.е. битами можно измерять размерность чисел или емкость любого разнообразия ("КВ" №41), но не количество информации (!!!), поскольку этой самой информацией не может быть любое разнообразие вообще, а только такое, которое (посредством разума) отделяется от своего обладателя (объекта) и (посредством сигнала) переносится на другой объект (носитель) таким образом, чтобы это (отраженное) разнообразие могло восприниматься (трактоваться по частям и в целом) другими объектами (после того, как оно снова будет воспроизведено в виде сигнала) заранее определенным способом ("КВ" №43).

Таким образом, источник сигнала - это устройство (или субъект - обладатель разума), воспроизводящее имеющуюся в нем информацию. Например, экран монитора, телевизора, текстовые и графические изображения на бумаге - это источники визуальных (световых) сигналов, также как и голоса людей, электромагнитные звуковые колонки - это источники звуковых сигналов (а не визуальной или звуковой информации, как об этом сейчас пишут в школьных учебниках информатики). Очевидно, что если в этих источниках сигналов информация отсутствует, то сигнал как таковой тоже отсутствует и превращается в обычное излучение, которое с точки зрения процессов передачи информации трактуется как "шум".

С другой стороны, приемник сигнала - это устройство (или субъект), отделяющее разнообразие сигнала от его физической составляющей и трактующее (идентифицирующее) это разнообразие как информацию с помощью имеющейся (сохраняемой, доступной для приемника) более простой информации или ее элементов (алфавиты, кодовые таблицы, условные интерпретации сигналов и т.п.). Следовательно, как в источнике, так и в приемнике сигналов информация в том или ином виде присутствует в обязательном порядке, иначе они не могли бы функционировать как таковые.

Очевидно также, что информация - это не сами объекты, а только определенная часть их разнообразия, т.е. нематериальная (невещественная, не содержащая элементов, характеризуемых массой и энергией) составляющая этих объектов. Однако в условиях отсутствия точного определения понятия "информация" происходит постоянная путаница, приводящая к смешиванию информации об объектах с самими этими объектами. Вот характерный пример из школьного учебника информатики:

"Тактильная информация - это информация, которая воспринимается осязанием... Вкусовая информация - это информация в форме молекул различных веществ, которая воспринимается вкусовыми рецепторами во рту человека...

Информация о запахах - информация в форме молекул различных веществ, которая воспринимается особыми рецепторами в носу человека..."

Можно подумать, что если кто-нибудь, абсолютно ничего не зная, скажем, об арбузе, попробует его на вкус и сразу же после этого воскликнет: "Это же арбуз!". Но не проще ли было бы все-таки смотреть фактам в лицо и не морочить голову детям, а дать им достаточно простое и вполне доступное для них объяснение. Наши органы чувств не способны воспринимать вообще никакую информацию, они способны лишь вырабатывать сигналы для головного мозга в результате их взаимодействия с объектами внешнего мира. В свою очередь, головной мозг может извлечь из этих сигналов информацию только в том случае, если она будет состоять из более простой информации, полученной им ранее или сохраняемой неосознанно в виде условных рефлексов. Для этого детям и нужно учиться!

Юрий КРАСКОВ,
c_city2000@mail.ru

Все права на публикацию принадлежат автору

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

51 за 2000 год

Рубрика: 

Новые технологии
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!