Информация как ресурс
Представления о том, что такое информация, складывались вначале как обобщение различных явлений (факты, сведения, сообщения, знания и т.п.), относящихся к области познания (письменность) и контактов между людьми (разговорная речь). Однако с появлением компьютеров акцент явно смещается в сторону элементов информации - данных и их характеристик (объем, тип, содержание, доступность, целостность, адрес размещения, ссылки и др.), а также многочисленных системных образований из данных в виде кодовых таблиц, шрифтов, директорий, файлов, текстовых (издательских) систем, электронных таблиц, баз данных, точечной и векторной графики, гипертекстов, звуковых эффектов и фонограмм в числовом представлении.
Казалось бы, весь опыт свидетельствует о том, что понятие "информация" никак не может быть только лишь обобщением или, наоборот, только исходным (элементарным) понятием, причем еще Ноберт Винер одним из первых обратил внимание на то, что информация - это явление общего характера, проявляющееся как одно из фундаментальных свойств всех без исключения (!) объектов окружающего мира. Тем не менее, на пути поисков ответа на вопрос "Что это такое?"возникли столь серьезные трудности (затрагивающие не только основы науки, но и даже общее мировоззрение), что просто поневоле (т.е. за неимением ничего лучшего) пришлось ограничиться упрощенно-условным (рассчитанным больше на образное, интуитивное понимание) понятием "информация" как содержания (значения, смысла, наполнения) данных, несмотря на очевидный замкнутый круг, поскольку данные с давних пор и однозначно трактуются как составная часть информации ("КВ" №49).
Однако этот замкнутый круг чудесным образом размыкается, превращаясь в спираль, если ключевое понятие "информация" определить как частичное разнообразие некоторого объекта, отделенное от него и перенесенное на другой объект (носитель) заранее определенным способом ("КВ" №43). Тогда содержание информации (в форме данных) сбрасывает с себя мистическую флогистонную оболочку и становится именно тем, чем оно является на самом деле, а именно - комбинацией элементов (!), содержание каждого из которых известно заранее. Эта комбинация создается таким образом, чтобы передавать разнообразие более сложных объектов, чем те, которые уже отражены (!) в элементах информации (данных, словах, символах и т.п.). Очевидно, что тот же принцип имеет место, когда речь идет об условных сигналах. Однако, когда такое определение понятия "информация" только сформулировано, оно поначалу может вызвать изрядное недоумение, которое возникает из-за того, что решение проблемы представляется как убегающая в бесконечность спираль. Однако в действительности в бесконечность убегает лишь разнообразие реального объекта, а условное содержание элементов разнообразия (алфавитов, лексических единиц и т.п.) образует сравнительно короткий ряд, неизменно заканчивающийся на минимальном разнообразии в 1 бит. Например, предложение, составленное из слов, имеет иное содержание, чем каждое из входящих в него слов в отдельности (значение которых известно заранее, т.е. до того, как было составлено предложение). В свою очередь, слова состоят из букв (или их типовых сочетаний), значение которых (звуковое произношение для разговорной речи) также известно заранее. И, наконец, общее количество символов, применяемых для письменных сообщений, определяет емкость разнообразия каждого символа в отдельности. Если, скажем, общее число символов равно 256, то емкость одного символа равна 8 бит, или 1 байт.
Очень похоже на то, что ведущие производители компьютерных технологий, и, в частности, фирма Microsoft, интуитивно придерживаются в своей практической деятельности именно такого определения понятия "информация" (а не того, что публикуется для несведущих), поскольку уже давно перестало быть "секретом фирмы" то, что своему небывалому доселе успеху она обязана прежде всего установлению контроля над определяющими главную суть информации стандартами и соглашениями (способы представления, доступа/передачи и обработки информации, в т.ч. кодировки, шрифты, форматы данных, драйверы, протоколы обмена и т.д.). Однако вполне понятно также и то, что точная формулировка этого определения остается пока неизвестной даже для Microsoft, иначе она уже давно перестала бы открыто демонстрировать свои стремления установить единоличное господство в Internet, а тихо и мирно выпустила бы своего "агента" в виде универсального программируемого источника информации ("КВ" №23), который обеспечил бы ей куда более отрезвляющее влияние на ее противников, усердно стремящихся распилить компанию на части, не замечая при этом сука, на котором сами же и сидят.
К весьма любопытным последствиям приводит также попытка определить причину, по которой частичное разнообразие объекта переносится на носитель информации (опять-таки, согласно ее определению). Очевидно, что спонтанно, без участия разума, такие процессы происходить не могут, но в то же время разум проявляет себя как способность его обладателя (субъекта) к познанию окружающего мира. Следовательно, информация появляется в первую очередь как результат познания (поначалу самого простого, элементарного), но в дальнейшем уже имеющаяся информация становится необходимой для приобретения более глубоких знаний и, таким образом, этот результат познания превращается в ресурс для осуществления субъектом любой деятельности вообще. Когда речь идет о материальных ресурсах, то любая деятельность возможна только в рамках общественного разделения труда ("КВ" №33), но если рассматривать информацию как особый тип разнообразия, т.е. нематериальный ресурс, то процесс производства информации становится абсолютно идентичным вообще любому процессу товарного производства. Теперь уже только слепой не заметит, какой серьезный оборот может принять практическое применение новых знаний об информации как одном из стратегических ресурсов - ведь это вовсе даже не случайно, что именно информация оказалась в том узловом пункте ("КВ" №35), который еще со времен Адама Смита получил мистическое название "прибавочная стоимость"!
Юрий КРАСКОВ,
[email protected]
Все права на публикацию принадлежат автору