CRM - хит сезона!

Обзор рынка ПО для бизнеса

В конце октября в подмосковье прошла дилерская конференция компании "Интеллект-Сервис". Итоги, как всегда на таких мероприятиях, были впечатляющими, а планы - грандиозными.

Мне же показалась интересной хронология развития линейки программных продуктов этой известной российской софтверной фирмы. Так, сама компания была создана в 1990 г. и занималась на первых порах заказными разработками. Через год был выпущен первый тиражный продукт - "Бухгалтер" (FastCalk), а еще через год - "Бэмби". В следующем, 1993-м, появились первые продукты серии "БЭСТ", причем это название расшифровывалось как "Бухгалтерия - Экономика - СТатистика". И снова через год выпускается "БЭСТ-2", а затем, в 1995-м, "БЭСТ-3" для торговых предприятий уже с другой расшифровкой - "Бухгалтерия - Экономика - Склад - Торговля".

На сегодняшний день, кроме упомянутых, есть еще и такие "БЭСТ`ы", как "БЭСТ-4", "БЭСТ-Ф" (финансовый анализ), "БЭСТ-КПМ" (кассовый программный модуль для кассира в розничной торговле), "БЭСТ-Магазин" с дополнением "Удаленный магазин"; "БЭСТ-Маркетинг", "БЭСТ-Про" (оперативный, управленческий и бухгалтерский учет в промышленности), БЭСТ-План", "БЭСТ-Анализ" и, наконец, новинка 2000-го года - система управления малым предприятием "БЭСТ-ОФИС".

А вот другой известный российский разработчик - корпорация "Парус" - решила идти в ногу с модой и выпустила программный продукт "Управление взаимоотношениями с клиентами". Это система класса CRM, название которой так и расшифровывается - Customer Relationship Management. Эти системы сейчас очень популярны в мире, им предрекают большой успех в ближайшем будущем и, естественно, большие (и даже очень большие) деньги.

Меня же в данном случае немного развеселило выражение в журнале PC Week (www.pcweek.ru), где и попалась на глаза эта информация, что "в настоящий момент это фактически единственный пример реализации принципов CRM на российском рынке ИТ". Ведь совсем недавно в том же журнале рассказывалось о другой российской CRM-системе под названием Sales Expert от компании "Про-Инвест-ИТ".

Всего же на российском рынке, насколько мне известно, четыре такие программы. Кроме упомянутых, это "Град" от питерского "Поликом Про" и "Клиент-коммуникатор" питерской же фирмы "Бизнес-Микро". Все они, за исключением, естественно, недавно вышедшего продукта корпорации "Парус", представлены на специальном CD "Маркетинг и управление продажами", который выпустил московский проект "Корпоративные финансы" (www.cfin.ru).

Здесь же представлены демо-версии наиболее известных российских программных продуктов из области маркетинга - Marketing Expert ("Про-Инвест ИТ"), "Бэст-Маркетинг" ("Интеллект-Сервис") и "Касатка" (SBI). Последняя, кстати, уже стала своеобразной притчей во языцех благодаря своей "появляемости" и "исчезаемости" с глаз широкой ИТ-публики.

Шумиха вокруг CRM-систем поднялась еще в 1999 году, когда им пророчили даже более успешное будущее, чем системам класса ERP, и когда лидер в разработке CRM-программ - американская компания Siebel Systems - заняла первое место в списке самых быстрорастущих технологических фирм, ежегодно составляемом консалтинговым агентством Deloitte & Touche. Но что интересно, когда я рассказал об этом своему знакомому, программисту, и показал соответствующие программы на вышеупомянутом диске (спасибо Дмитрию Рябых, руководителю проекта "Корпоративные финансы", за такую возможность), то оказалось, что он, т.е. мой знакомый, писал подобную программу еще в 1998 г. для одной известной торговой фирмы в Минске.

Если уж речь зашла о компакт-дисках, то стоит назвать еще два. Один из них посвящен бизнес-планированию и выпущен уже упоминавшимися "Корпоративными финансами". Здесь также, как и в предыдущем случае, собраны наиболее известные российские программы, посвященные этой сфере бизнеса. Второй диск выпущен недавно у нас в Минске НВЦ "Белэкспо" и называется e.PTS. Как следует из названия, это электронная версия выставки "Перспективные технологии и системы", которая в таком виде обретает свою вторую жизнь. Здесь собраны сведения о фирмах и их продукции, которые были представлены на ПТС-2000. Третья же жизнь ПТС сейчас идет на одноименном сайте - www.e-pts.open.by, где развернута своеобразная постоянно действующая онлайновая версия выставки.

Кстати, о выставках. Российская компания "Л и А" (www.la.ru) недавно сообщила, что, идя навстречу пожеланиям экспонентов, она решила изменить структуру известной выставки "Комтек". Так, "Комтек'2001" (23-27 апреля 2001 г.) будет состоять из двух территориально разделенных частей: Comtek - Personal Computing Expo (для компаний, работающих преимущественно с частными лицами и желающих видеть на своем стенде всех посетителей) и Comtek Business-to-Business (для фирм, ищущих исключительно деловых партнеров). В свою очередь, сектор Comtek Business-to-Business будет состоять из следующих разделов: Software Expo (САПР и ПО, ориентированные на ведение бизнеса); E-Business Expo (все, что относится к электронной коммерции и развитию электронного бизнеса в целом); Business Systems Expo (офисное оборудование); Photo Publishing Expo (фототехника, а также издательские системы и технологии).

Так что наша заочная дискуссия с организаторами ПТС об универсальности или специализированности выставок в данном случае получает аргумент из российского опыта в пользу все-таки специализированности. Думаю, что в рамках декабрьского Интернет-форума наша дискуссия будет иметь довольно содержательное продолжение. Тем более, что "Белэкспо" собирается там устроить презентацию своих электронных версий, плюс планируется провести небольшую, сопутствующую форуму, реальную выставку товаров и услуг фирм, входящих в Ассоциацию компаний информационных технологий.

И опять напрашиваются определенные и довольно оптимистичные аналогии с Россией. Так, например, 13-16 марта 2001 г. в России будет проходить очередной Интернет-форум (www.rif.ru). Причем, тема выбрана очень даже звучная - "Информационная революция в России". Оказывается, в прошлые годы хороших докладов там тоже было маловато, и выступающие занимались в основном саморекламой, поэтому теперь организаторы решили все исправить. Так что не так уж далеко вперед ушли наши соседи. Во всяком случае, проблемы и форумов, и выставок у них и у нас очень даже похожие.

Там же, в России, в ноябре состоялась выставка "Управление 2000". Ее особенностью в этом году стало присутствие большого числа интернет-компаний. Кроме того, как сообщается в прессе, особенно оживленным получился круглый стол на тему "Системы управления предприятием: как заставить их реально работать?". Оказалось, что в вопросе о том, должна ли программа автоматизации подбираться под систему управления, либо, наоборот, система управления предприятием должна перестраиваться с учетом внедряемой информационной системы, разработчики заняли почти противоположные позиции, в то время как сами заказчики были настроены на компромисс, рассматривая оба варианта как вполне возможные. Здесь же было в очередной раз подчеркнуто, что "внедрение комплексной системы управления нельзя рассматривать как сугубо технический проект. Это, в первую очередь, проект управленческий, поэтому крайне важно обеспечить и поддерживать постоянный интерес к нему со стороны высшего руководства".

И в заключение - несколько слов о "Сумасшедшей методологии" разработки ПО. Ее предложили ИТ-менеджеры, измученные борьбой на два фронта - с дирекцией компании и руководителями конкретных проектов. Эти рекомендации довольно необычны, но опытные люди говорят, что в реальной жизни они очень даже полезны. Вот некоторые из таких рекомендаций, вошедших в вариант под названием Critical Chain:

  • приостанавливайте работу над проектами, не имеющими финансирования;
  • не отслеживайте хода проекта на соответствие плану и на начало/завершение его отдельных подзадач - это вызывает у сотрудников излишнюю нервозность;
  • не пытайтесь использовать ресурсы проекта по максимуму, оставляйте как можно больше резервов;
  • оттягивайте начало новых проектов как можно дольше;
  • не распыляйте ресурсы отдела между несколькими проектами - лучше закончить один проект, чем завалить два.

Сергей ДМИТРИЕВ,
БИА "Веспол",
vespol@tut.by

(При подготовке статьи использованы материалы сайтов www.cfin.ru, www.cwes.ru, www.pcweek.ru, а также рассылки "Программное обеспечение для учета, анализа и управления")

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

49 за 2000 год

Рубрика: 

Software
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!