Тятя, тятя, наши сети притащили... |
Для затравки приведу цитату из журнала "Полиграфический Экспресс", который совершенно случайно (хотя, как видите, случайностей не бывает) попался мне в редакции как раз перед написанием статьи:
"Знакомство заказчика с оборудованием предприятия, услугами и расценками можно осуществлять, открыв собственный www-сайт (кстати, в Европе это уже стало стандартом).
Разместите образцы продукции, красочные фотографии оборудования с основными характеристиками, подробный прайс-лист, контактные телефоны, адрес и месторасположение предприятия, и, будьте уверены, любой солидный клиент обратит на вас внимание. Если же еще организовать специальный конкурс для посетителей сайта с предоставлением специальных скидок и розыгрышем призов, то успех гарантирован."
Как видите, основная идея сформулирована буквально в трех предложениях. И даже не надо называть все это громким словом и-бизнес.
Internet постепенно становится привычной вещью, но если задуматься, то как реально можно использовать всемирную сеть с пользой, а не как бездонный источник бородатых и не очень анекдотов, рефератов и новостей? Безусловно, в Интернете можно найти немало полезной информации, правда, найти именно то, что нужно, - сложнее всего. Но речь сейчас пойдет не совсем о поиске. Возьмем конкретную задачу - вы хотите купить компьютер и потому собираете данные что-где-почем. Обычно, то есть без Internet, этот процесс выглядит следующим образом: вы берете газету с рекламой, выбираете из списков то, что хотелось бы купить, и потом обзваниваете соответствующие фирмы на предмет наличия товара, его характеристик и цены. В принципе, ту же самую информацию можно было бы получить с помощью компьютера и Internet: чего уж проще - зайти на сайт фирмы, просмотреть прайс-лист, описания товаров и сделать заказ (причем речь идет именно о сайтах фирм, а не о прайс-серверах вроде "Kosht", "Shopping.by" и им подобных). Есть только одно "но" - сайт фирмы. Именно эту задачу мы и поставили перед собой - найти сайты минских компьютерных фирм и посмотреть, насколько они обеспечивают потенциального покупателя информацией.
Итак, перед вами результаты недельного (с 28 ноября по 4 декабря, чтобы быть точным) серфинга по Байнету в поисках компьютеров и комплектующих. В обзор попали только белорусские фирмы, имеющие свой сайт (предпочтительно в домене by) и торгующие тем, что может понадобиться среднему пользователю (имеется в виду компьютерные комплектующие или, проще говоря, "железо"). Информация об адресах взята, в основном, из "Справочника компьютерных фирм "КВ", "Белорусского Рейтинга" (www.br.by) и "Каталога 09" (09.open.by). Сайты идут в порядке просмотра. Поехали...
GreenLine Computer (www.greenline.by). Сайт этой фирмы нам понравился. Красиво и грамотно сделан (хотя, по большому счету, вопросы дизайна мы обсуждать не будем), достаточно удобен в обращении. Фирма специализируется на продукции фирм Dell, Sony, LG и Acer. На сайте есть описания предлагаемых продуктов, кое-какая техническая информация, раздел техподдержки. Главное - есть свежий прайс-лист (для просмотра в вебе, скачивания и по почтовой подписке). Есть возможность оформления заказа через Internet. В общем, так должен выглядеть сайт любой фирмы.
"CD-Life" (www.cd-life.net). Тоже хорошо оформленный сайт. Основное направление деятельности - продукты Gigabyte, Acorp, ADI и Logitech. Имеются обзоры (правда, в большинстве своем позаимствованные у Ixbt и других источников). Есть свежий прайс-лист (на сайте и для скачивания), полезная информация и техподдержка. В целом хороший, достаточно удобный сайт.
"БелХард" (www.belhard.com). Хороший, красивый и грамотный корпоративный сайт. Направления - HP, Belinea, Gerber. Правда, собственно компьютерной комплектации немного, но цены имеются.
"Конструктив" (www.konstructiv.nsys.by). Основная задача на этом сайте выполнена - свежий прайс-лист наличествует. Еще один полезный момент - большая коллекция ссылок на производителей железа и, соответственно, на драйверы для этого железа.
Теперь идут подряд три сайта, сделанные одной командой (ОКДС) в рамкая проекта белорусских интернет-магазинов. Соответственно, это не совсем сайты фирм, но по тематике и содержанию близки. В принципе, мы ничего против сетевых магазинов не имеем, но у данного конкретного дизайна есть несколько минусов. Во-первых, достаточно неудобная навигация. Во-вторых, невозможность просмотреть сразу все цены. И в-третьих, совершенно невозможно узнать, когда эти цены в последний раз обновлялись.
Итак, первый - веб-магазин NТТ (ntt.shop.by). Направления - Elitegroup и Samsung. Прайса, как такового, здесь нет, но есть цены. В остальном более-менее ничего. Есть короткие описания товаров и, само собой, возможность заказа через веб.
Второй - магазин фирмы "Пакодан" (elsa.shop.by). Здесь есть все, что производится компанией Elsa. Имеются достаточно полные описания товаров. Правда, большой вопрос - насколько цены и наличие товара на складе соответствуют действительности. Речь, скорее, идет о предварительном заказе.
Третий магазин - "Компьютеры и периферия" (cp.shop.by). Довольно приятно оформленный е-магазинчик. Основные направления деятельности - HP, Allied Telesyn, Minuteman, Xerox. Что интересно, на сайте представлены только готовые компьютеры, принтеры, мониторы и бесперебойники - комплектации, как таковой, нет (за исключением корпусов и клавиатур). Кстати, что приятно - приведен курс пересчета на безнал.
Data Stream (www.dast.minsk.by). В принципе, сайт неплохой и полезной информации должно быть много. Но большинство ссылок пока ведет на страницу 404 и цен на оборудование мы тоже не нашли. Будем надеяться, что это временные трудности.
Sky Systems (sky.nsys.by). Для этой фирмы в рейтингах приведены целых три сайта, из которых два уже умерли окончательно (камешек в огород наших рейтингов). Третий сайт работает, но не обновлялся с прошлого года, соответственно, полезной информации там не найти.
"Делпарт" (delpart.newmail.ru) Сайт расположен на бесплатном сервере, что уже само по себе не очень радует. Последний прайс - за июль этого года.
Dainova (www.dainova.minsk.by/pcsmain.htm). Информации по ценам нет. Единственное, что отсюда можно узнать, "в 99 году компьютеры "Дайнова" стали победителем смотра белорусских компьютеров". Кроме того, есть общие сведения о фирме, производстве и обслуживании компьютеров.
Link Technologies (www.linkt.com). Сайт в процессе перестройки (за последние две недели дизайн кардинально поменялся, так что видно - работа идет). Основное направление деятельности - Intel. Сейчас есть прайс на компьютеры и довольно подробные описания готовых моделей. В целом, сайт неплохой, хотя навигация неочевидная.
"БЕВАЛЕКС" (www.bevalex.minsk.by). Тоже в стадии разработки. Когда разработают, должен быть довольно приятным местом для покупок. Пока имеются только описания принтеров OKI (фирменные проспекты с полной информацией).
"БелАВМ" (www.belabm.by). Опять же, разрабатывается.
American Logic (www.aml.minsk.by). Сайт вроде ничего, выглядит прилично, вот только прайс и последняя новость за июль. Есть возможность посмотреть на готовые модели компьютеров и посчитать стоимость компьютера из приведенного набора комплектующих, но с такими устаревшими ценами полезность ее сомнительна. Что полезно - есть ТТХ мониторов Sony, Belinea и Samsung.
"СОТА" (www.sota.com.by). Неплохой сайт. Основные направления - ABIT и оперативная память. Свежий прайс-лист можно скачать или подписаться на рассылку. Есть сопутствующий сайт с информацией по "железу", так и называется- "Железяка" (hard.sota.com. by), последний раз он обновлялся в марте. Кстати, по контрольному выстрелу 4 декабря вечером сайт не открывался.
D-info (d-info.by.com). Минималистский дизайн. На первой странице лежит ссылка на прайс-лист за сентябрь.
InterComputerService (www.bel-ics.com). Красивый сайт, профессионально сделан - хотя из-за графики тяжеловат на подъем. Есть полезная информация (в частности, новости). Есть и прайс-лист для скачивания, судя по всему, свежий, но открыть архив не удается, видимо, на сайте лежит сбойный файл.
NewS Computers (www.nsc.by). Сайт качественный и тем похож на предыдущий. Прайс есть (вроде, относительно свежий, но точная дата не проставлена), но только онлайн по категориям (что не очень удобно) или подписка. Также имеется магазин и поисковая система по товару или драйверу (за что большой плюс - этой фирме). Есть и технические описания товаров.
"Астлайн" (www.act.by). Дизайн довольно неплохой, а последнее обновление прайс-листа вообще самое выдающееся из всех описываемых - 4 (четвертое!!) декабря 2000 г. Продает продукцию OKI, Compaq и многое другое.
"Белсофт" (www.belsoft.by). Хороший, профессионально сделанный сайт. Основное направление - Dell, сетевое оборудование Cisco, 3Com (данных по комплектующим нет - только по серьезным продуктам высокого уровня). Весьма полная информация по предлагаемым продуктам, но, к сожалению, цены на них не указаны.
"Микродом" (www.microdom.by.com). Продает, в основном, ноутбуки Toshiba. Грамотный профессиональный сайт. Прайс-лист можно скачать, к тому же цены указаны и в списке товаров. Последнее обновление - на прошлой неделе. Есть подробная информация о многих товарах, ссылки на производителей и на некоторые русскоязычные сайты, содержащие информацию, интересную для пользователей ноутбуков.
"Видеопечать" (www.vp.minsk.by). Обновление информации: октябрь (комплектующие) - ноябрь (компьютеры, диски). Торгуют компьютерной техникой и компакт-дисками, а также видео-, аудиоаппаратурой и литературой. Информации о товаре - минимум. Кстати, прайс на комплектующие не обновлялся дольше всего.
Saur Systems (saur.da.ru). Сразу при запуске и при возвращении на главную страницу ненавязчиво спрашивает, как нашли сайт. Прайс-лист можно посмотреть на сайте по категориям или подписаться. Обновление прайса - от 16 ноября. В целом впечатление неплохое, хоть и лежит на бесплатном сервере.
Вот такие результаты обзора белорусского компьютерного рынка в Internet. Реально пользоваться для сбора информации о ценах можно где-то десятком сайтов. Еще с нескольких можно извлечь кое-какую полезную информацию о железе и драйверах. Остальные, по большому счету, бесполезны. Несколько ссылок мы не приводили, поскольку сие душераздирающее зрелище не для слабонервных. В целом, в процессе исследования у нас выработался некоторый набор критериев, которым должен отвечать среднестатистический "железно-торговый" сайт. Первое и самое главное - наличие оперативно обновляемого прайс-листа. Желательно в виде html, в архиве для скачивания и по подписке (достаточно хотя бы одного из вышеперечисленных вариантов). Во-вторых, информация о фирме: адрес, телефоны, адреса электронной почты, как добраться. В-третьих, неплохо было бы просмотреть подробную информацию о продуктах прямо на сайте. В-четвертых, возможность быстро найти драйверы и прочая техподдержка. Далее по степени убывания важности идет возможность заказа или покупки через Интернет, историческая информация о фирме, новости и так далее. Будем надеяться, что когда-нибудь так все и случится, а пока… Возможно, эти советы пригодятся кому-то при создании своего сайта.
P.S. Если какие-то сайты не попали в обзор или у вас есть комментарии - присылайте в редакцию, учтем.
Дмитрий ЩУКИН,
Константин АФАНАСЬЕВ
Горячие темы