Не секрет, что многие компьютерные технологии в свое время поднялись и обрели массовость на волне развлекательных приложений и, в первую очередь, игр. Так было со звуковыми платами, потом ситуация повторилась с 3D-ускорителями, а в последнее время то же самое происходит с обратной связью - то бишь force feedback'ом. Сначала на рынке появились джойстики, рули и прочая игровая периферия, а затем обратная связь начала перекидываться на более серьезные вещи - на мышей, например. И правильно - с джойстиком можно только играть, а мышь с обратной связью уже открывает более серьезные возможности: например, добавление к интерфейсу человек-компьютер тактильной составляющей. Но все же игровые устройста были первыми, поэтому о них и поговорим. Точнее, поговорим о вполне конкретном устройстве - руле с обратной связью Logitech WingMan Formula Force GP. Девайс этот, как легко догадаться, предназначен для компьютерно-автомобильных фанатиков, ибо позволяет максимально приблизить ощущения виртуального водителя к реальности. Действительно, правдоподобность игры намного повышается, когда рулить машиной приходится при помощи самого настоящего руля, а не кнопок со стрелками. А если этот руль еще сопротивляется, трясется и вообще пытается сымитировать весь автомобиль целиком...
Выглядит все достаточно просто. Основной блок с рулем крепится на столе специальными зажимами. Из него выходят три кабеля: один втыкается в порт USB компьютера, второй - в блок с педалями, расположенный на полу, третий - в отдельный блок питания. Теперь остается поставить драйверы (у меня весь процесс от распаковки до запуска Need for Speed занял 10 минут) - и можно ехать. Устройства с обратной связью поддерживаются практически всеми играми, выпущенными в последние полтора года (проверено на разных Need for Speed'ах, Carmageddon и F1 World Grand Prix), так что проблем быть не должно. Сам руль пластиковый, с резиновыми вставками для удобного захвата, около 25 сантиметров диаметром. На руле расположено 6 программируемых кнопок: четыре спереди (можно повесить фары, сигнал, дворники и, скажем, ручной тормоз) и две сзади (предполагается, что ими будут переключать передачи). Кроме руля, имеются педали (подпружиненные и довольно удобные) - две штуки, газ и тормоз (тормоз обычно выполняет и функции заднего хода). Вообще же, назначение кнопок и всего прочего можно перепрограммировать как в играх, так и в специальной программке, которая устанавливается вместе с драйверами. В принципе, тот же руль можно использовать в качестве джойстика: сам руль - повороты влево/вправо, педали - движение вперед/назад, а на кнопки повесить шесть любимых пушек. Кстати, в этой же программке можно создавать профили управления для игрушек или добавлять скачанные с сайта Logitech, что довольно удобно.
Но самое интересное во всем этом - обратная связь. Осуществляется она электромоторчиком и системой передач, запрятанной в основание руля. К сожалению, более подробно разобраться в принципе работы не удалось, потому что разбирать девайс не хватило смелости, а Logitech злобно не желает делиться интимными подробностями работы своих устройств. На практике же это выглядит так: устанавливаем в игре интенсивность воздействий (то есть отдачу при столкновениях, работе двигателя, реакцию на фактуру дороги и поведение машины) - и поехали. Все чувствуется. Машина заводится - руль характерно дрожит, быстро едем по шоссе - дрожит мелкой дрожью. Съехали на травку - начинаем прыгать по кочкам. Столкновения с бордюрами и товарищами-водителями тоже обретают материальность. Плюс можно настроить сопротивление при поворотах, и любая гонка становится на порядок реалистичнее. В общем, "автолюбители-без-машины" - эта штука определенно для вас... А я жду мышь с обратной связью - интересно, в какое ралли превратится работа с Windows с ее участием.
Константин
АФАНАСЬЕВ,
AKG_Monster@usa.net
Руль Logitech WingMan Formula Force GP предоставлен для тестирования фирмой CD-Life
Горячие темы