Закон сохранения равновесия
То, что системы способны наиболее просто и естественно решать самые трудные проблемы, вполне понятно. Взять хотя бы вопрос, который мы задали читателю в предыдущей статье (см. "КВ" №30). Когда компоненты системы для звукового ряда установлены, то возрастание частотных интервалов между звуками ряда в равномерной геометрической прогрессии, независимо от точки отсчета, становится очевидным. Но как быть в случае, когда измерять частоту звуков нечем? В те времена такой вопрос для музыкантов не существовал, поскольку для них основным критерием была гармония звуков, и поэтому инструменты настраивались так, чтобы в звукосочетаниях, получивших названия "кварты" и "квинты", эта гармония обеспечивалась. А слух-то у музыкантов ох какой чуткий, и они, естественно, полагали, что такие интервалы должны звучать в унисон, т.е. предельно гармонично.
Да вот не знали они, что именно поэтому музыку можно было создавать только в двух тональностях - до-мажор и ля-минор, поскольку при других точках отсчета гармония звуков нарушалась. И вот, о, неслыханная дерзость! Не кто иной, как немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах предложил сбивать(!!!) настройку унисонов в квартах и квинтах так, чтобы появлялись 1-1,5 колебания в секунду на фоне созвучия! Только очень тонкий слух настройщиков инструментов может уловить такие колебания, но тогда полностью равноправными и гармоничными становятся не 2, а все 24 тональности!!!
Такой способ настройки инструментов, благодаря И.С. Баху, получил название "темперация". Однако он не ограничился на достигнутом, а создал на этой основе воистину неподражаемый музыкальный шедевр под названием "Хорошо темперированный клавир", состоящий из прелюдий и фуг во всех возможных тональностях. Мастерство, с которым одна простая мелодия превращается в чудесные переплеты от 2-х до 5-ти голосов, остается непревзойденным и поныне!
Общество вполне в духе своих традиций оценило творчество И.С. Баха, благополучно... забыв о нем на целое столетие! Но не забыли о нем музыканты, которые могли создавать полноценную музыку. Людвиг Ван Бетховен обнаружил у своего племянника переписанный от руки "Хорошо темперированный клавир", который назвал впоследствии "Моя Библия". А ровно через столетие после первого исполнения "Страстей по Матфею" юный Феликс Мендельсон-Бартольди этим произведением вновь открыл в 1829 году для музыкального мира Великого Баха. Также ровно через столетие после кончины Великого Мастера, в 1850 году, почти одновременно в Лондоне и Лейпциге появились Баховские общества, многолетняя и кропотливая работа которых увенчалась, наконец, изданием его полного наследия из 46 томов в 1900 году.
Очевидно, что знание законов систем могло бы избавить общество от многих его проблем, поскольку оно само является системой. Ведь эти законы необычайно просты и выглядят даже тривиальными (см. "КВ" №№25-29). В этом смысле следующий закон, который мы рассмотрим, не составляет исключения. Как это ни удивительно, но этот простой и очевидный закон полностью объясняет то, что на первый взгляд кажется самым трудным и малопонятным, а именно - как функционируют системы. Свойство системы выполнять определенные функции можно выразить как закон сохранения равновесия, который означает, что система может функционировать только таким образом, что ее полюсы приходят в состояние равновесия, или, другими словами, значения общих параметров полюсов системы должны стать равными в результате выполнения системой своих функций в соответствии с ее назначением.
В качестве примера рассмотрим систему, значение которой столь велико, что от нее в буквальном смысле зависит благополучие как каждого человека в отдельности, так и общества в целом. Создателем этой системы в ее конечном виде является еще один немецкий интеллектуальный гигант Карл Маркс - автор "Капитала", который, похоже, намного опередил свое время. Главная суть этого толстенного труда сводится к следующей системе:
Эта система явилась воплощением трудов самых великих экономистов-классиков, поэтому ее соответствие основному закону систем не случайно и вполне логично. В основе системы лежит закон стоимости, означающий, что в общественном производстве цены товаров регулируются их стоимостями. Отсюда возникают полюсы системы. Компонентами системы являются: f - основной (fixes) капитал, z - оборотный (zirkulierendes) капитал, p - прибыль (Profit), c - постоянный (constantes) капитал, v - переменный (variables) капитал, m - прибавочная стоимость (Mehrwert).
То, что закон стоимости должен выполняться обязательно, не вызывает сомнений, иначе неравноценный обмен товаров приведет к истощению ресурсов производителей, продающих товары ниже стоимости. А если продавать товары выше стоимости, то выигрыш при продаже оборачивается проигрышем при покупке товаров, следовательно, получить прибыль таким способом невозможно. Но ведь фактически-то она существует! Что же является ее источником? Ответ на этот вопрос сформулировал Адам Смит, который и ввел понятие "прибавочная стоимость", объяснив ее следующим образом:
"Стоимость, которую рабочие добавляют к материи, делится на две части, одна из которых идет на заработную плату, а другая - в прибыль, которую получает предприниматель..."
Такое объяснение самого загадочного свойства капитала - приносить прибыль, выглядит как единственно возможное логическое следствие, вытекающее из следующих предпосылок:
- С точки зрения науки, невозможно в принципе, чтобы источником денег были сами деньги.
- Источником любого богатства является труд.
- Обмен товаров регулируется законом стоимости.
Следовательно, по Марксу, сам капитал, как собственность предпринимателя, не может быть источником прибыли, а является лишь средством присвоения результатов чужого труда путем создания рабочих мест и организации производства.
Однако, эта "железная" логика уже привела в тупик всю экономическую науку. А вот если применить к тому, что уже известно, законы систем и особенно закон сохранения равновесия, то вывод, который можно сделать, поистине ошарашивающий: две из трех названных предпосылок неверны!!!
Юрий КРАСКОВ,
c_city2000@mail.ru
Все права на публикацию принадлежат автору
Горячие темы