Не смотря на то, что летний зной как-то миловал нас в этом году, вырваться пусть и не из раскаленного, но все равно какого-то душного города летом я мечтаю постоянно. То ли оставшиеся со времени моей работы в школе привычки дают о себе знать (каждый учитель скажет вам, что лучшее в его профессии - это отпуск летом), то ли природа берет свое, заставляя выползать из бетонной норы поближе к земле (и не потому, что к ней привыкать уже пора, а потому, что отвыкать от нее, родимой, нельзя). Как бы там ни было, а бегу я из города каждую субботу. Бегу в свою родную деревню. Бегу почти в прямом смысле слова - сажусь на свой велосипед и... Думаю, многие меня понимают. Как и поймут то, что от приглашения принять участие в работе 4-й международной летней школы-семинара по искусственному интеллекту для студентов и аспирантов отказаться мне было тяжело. Тем более, что это была не просто школа - это была БРАСЛАВСКАЯ школа. И проводилась она с 29 июня по 6 июля 2000 года на базе отдыха БГУИР на Браславских озерах.
В плане активного отдыха поездка, конечно, обещала не очень много - погода сами знаете какая, но побродить по берегу и отоспаться на свежем воздухе было тоже неплохой перспективой. И только вот само слово "школа" вместе со всем, что оно означает, было где-то на втором плане в моем сознании (если вообще было) вплоть до самого начала ее работы. Когда же эта работа началась, то, как оказалось, и на дневной сон, и на прогулки времени оставалось совсем немного.
Я был уверен, что никто из студентов не думает об учебе в июле. Разве что "хвосты" мешают спокойно спать по ночам, но и это обычно длится недолго. А тут... Удивило меня больше не то, какие темы обсуждались и какие доклады читались, ведь удивляться здесь было особо нечему, поскольку каждый день был расписан задолго до начала работы школы, и темы эти я знал заранее, а то, с каким интересом студенты принимали в этой работе участие.
Темы докладов и семинаров были выбраны таким образом, чтобы студенты могли, с одной стороны, познакомиться с возможными перспективными направлениями своей будущей работы, с другой - поделиться уже имеющимся опытом и идеями. Ведь одно дело, когда ты слушаешь лекцию на какую-то, пусть и интересную и актуальную тему, другое - когда тебе предоставляется возможность пообщаться с людьми, над этой проблемой работающими и являющимися для студентов потенциальными работодателями. Ни для кого не секрет, что во всем мире и в нашей республике, в частности, очень остро стоит проблема кадров в области информационных технологий. От того, как вузы смогут переориентировать свои учебные планы на конкретные прикладные области, с одной стороны, и обеспечить студентам возможность находить эти области самостоятельно - с другой, зависит и качество образования, и востребованность выпускников. И не случайно во время работы школы неоднократно вставал вопрос о целесообразности открытия на кафедре той или иной специальности. Именно в таком режиме работы студентам действительно была предоставлена возможность познакомиться с новыми интересными и перспективными направлениями. Мне трудно утверждать, что такая форма работы эффективнее той, что применяется на кафедре во время учебного года, но одно я знаю наверняка - спектр возможных проблем настолько широк, что по некоторым темам для нашей республики достаточно всего нескольких специалистов, и готовить их специально никто не станет. А такого рода форма общения может позволить заинтересовать студентов темой еще в самом начале учебы и гарантировать продолжение работы над ней после окончания вуза.
Кроме того, послушав доклады и приняв участие в обсуждении пусть даже частных проблем по некоторым темам, студентам предоставилась уникальная возможность заглянуть в глубь проблемы именно с той стороны, с которой на нее смотрит человек, обладающий не только теоретическими знаниями, но и непосредственно знакомый со всеми ее тонкостями на практике.
Я не смог присутствовать в Браславе до конца работы школы, но с огромным интересом принял участие в работе семинаров по темам "Интеллектуальные геоинформационные системы" и "Интеллектуальные компьютерные технологии дистанционного обучения". Докладчиками на каждом из семинаров (их имена и темы выступлений приведены на врезке) были ведущие специалисты в этих областях, и это вместе с отличной организацией мероприятий и огромным интересом к темам позволило проводить занятия на самом высоком методическом уровне.
В заключении хочу выразить благодарность зав. кафедрой интеллектуальных информационных технологий Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, доктору технических наук Голенкову Владимиру Васильевичу за предоставленную мне возможность принять участие в работе школы, а также за огромный труд, вложенный в ее организацию.
Сергей ПОЗНЯК
Программа школы-семинара
Лекция. А.П.Еремеев. - "Концепции и технологии построения интеллектуальных систем поддержки принятия решений"
Лекция. В.Л.Стефанюк. - "О проблеме представления задач в искусственном интеллекте"
Лекция. Т.А.Таран. - "Методы исследования когнитивного пространства личности"
Варшавский П.А. (МЭИ) - "Применение и важность рассуждения (вывода) на основе аналогий в системах искусственного интеллекта"
Лопатникова В.Б. (МЭИ) - "Вероятностные абдуктивные рассуждения в сложноструктурированных проблемных областях"
Шестаков Д.А. (МЭИ) - "Анализ структурных сложностей схем программ"
Оськин П.В. (МЭИ) - "Метод аналитических таблиц для многосортной логики"
Афонин П.В. (МГТУ) - "Система рационального раскроя материи с применением генетических алгоритмов"
Семинар "Интеллектуальные
геоинформационные системы"
Карпук А. А. (НИИСА) - "Интеллектуальные ГИС"
Акулич С.И. (IBA) - "Компоненты интеллектуальной ГИС: концепция геоинформационной БД"
Божко А.А. (Indel) - "Внедрение геоинформационных систем в РБ"
Жук Д.В. (НИИСА) - "Трёхмерное изображение 3D-местности"
Гаврилов А.В. (НИИСА) - "Исследование высотных моделей для ГИС"
Пыко Т.В. (ГосКомЗем) - "Географическая информационная система - система новых знаний"
Семинар "Интеллектуальные
компьютерные технологии
дистанционного обучения"
Максимов С.И. (РИВШ) - "Проблемы дистанционного обучения"
Лубневский О.А. (IBA) - "Технологии Learning Space как инструмент для построения системы дистанционного изучения"
Гулякина Н.А., Лубневский О.А. - "Виртуальная кафедра"
Новиков В.И. (НУЦ "Алгоритм") - "Дистанционное обучение в системе переподготовки кадров"
Оськин А.Ф. (ПГУ) - "Автоматизация учебной деятельности"
Степин Ю.Г. (ГрГУ) - "Моделирование предметной области обучающий системы с помощью графовых грамматик"
Грабауров В.А. (БГЭУ) - "Дистанционные методы в бизнес-образовании"
Семинар "Интеллектуальные
компьютерные технологии защиты
информации"
Попов И. Ю. (ГЦБИ) - "Проблемы защиты информации"
Леонов А.П. Журнал "УЗИ" - "Информационная безопасность"
Фролов Г.В. (МАРФИ) - "Разработка средств НСД"
Бобов М.И. (НИИСА) - "Создание интеллектуальных информационных технологий аудита безопасности"
Иванченко Ю. И. (БМРЦ) - "Защита информации в банковских системах"
Житков Ю.Г., Запрутский Г.К. (IBA) - "Информационная безопасность в корпоративных системах"
Трубачёв С.В., Процык Д.В. (IBA) - "Управление информационными ресурсами корпоративных систем"
Семинар "Интеллектуальные
компьютерные технологии
реинжиниринга бизнес-процессов"
Грабауров В.А. (БГЭУ) - "Проблемы развития реинжиниринга бизнес-процессов"
Егоров С.В. (МЭИ) - "Построение инструментального средства для поддержки начальных этапов реинжиниринга на основе использования многокритериальной экспертной оценки"
Филинов В. - "Реинжиниринг бизнес-процессов организаций РБ"
Ибрагимов А.Р. (IBA) - "Электронная торговля"
Быковец С.П., Гончар Т.Г. (IBA) - "Элементы реинжиниринга при внедрении автоматизированных систем управления предприятием"
Кирсанов К. А. (МГТУ) - "Методология и технология потоков работ реинжиниринга предприятия"
Бочаров В.Н. (МГТУ) - "Исследование идей концептуального моделирования для решения задачи управления знаниями"
Арсеньев С. В. (МГТУ) - "Проектирование методики смешанного V-образного проектирования многоагентных сетей и применение ее для проектирования виртуальных предприятий как сетевых сообществ"
Трусов А.С. (МГТУ) - "Разработка интеллектуальных агентов для планирования снабжения нефтебаз топливом"
Горячие темы