Частотная вертикаль
Перед тем, как создать звуковую схему, следует выставить все инструменты по тесситурам и частотным спектрам, то есть назначить каждому свою частотную нишу. На самом деле, ни один инструмент не имеет сплошного спектра, так как амплитуды определенных точек всегда разнятся по значениям. Благодаря этому мы имеем хорошее частотное наполнение при прослушивании ансамбля в том случае, когда каждый инструмент находится в своей частотной нише (см. рис.).
В нем собраны спектрограммы основных инструментов. В качестве бас-гитары служил пятиструнный бас YAMAHA (Александр Соловьев, проект "Impedance"), высокий sinth - файл, полученный из программного эмулятора TS-404, "живые" ударные - ударная установка "TAMA", электропианино - Kurzweil (тембр: electric piano), живая скрипка (Карен Карапетян, проект "НосПоВетру"), электрогитара-полуакустика (Роман Орлов), голос (Дмитрий Лукъянчик, "Impedance"). Я это все перечислил для того, чтобы вы поняли, что за каждой спектрограммой стоит музыкант, и к реальной ситуации данные спектрограммы максимально приближены, если это не есть реальная ситуация:) Песню я создал виртуально, но гипотетически таковую можно предположить.
Итак, смотрим рисунок. Посмотрите сначала на три последние спектрограммы. Из них видно, что электрогитара, скрипка и голос практически не мешают друг другу по амплитудам частот. Самый узкий частотный диапазон имеет скрипка, после него идет гитара, так как выше 450 Гц задействованы только несколько спектральных полос и самым широким является голос. К этим трем рисункам можно добавить спектрограмму электропианино, которая, опять же, имеет другие частотные максимумы и также разрежена на средних и верхах как электрогитара и скрипка. После одного КГц доминирующим по амплитудам и ширине полос остается голос. То есть, если представить себе реальную ситуацию, когда бы эти инструменты зазвучали "вживую", безо всякой обработки и эквализации, то мы бы получили хорошую прозрачную картину, где они все будут звучать раздельно и прозрачно, не мешая друг другу.
Смотрим на спектрограмму ударных. Главным образом она может заглушать электропианино и электрогитару в диапазоне до 250 Гц. Для этого надо исходить из реальной ситуации и прослушивать раздельность в этом спектре. В диапазоне выше 1,5 КГц мы имеем пересечение с голосом. Причем следует отметить, что частотный диапазон у ударной установки становится самым широким из пяти рассмотренных, и в данном случае ее "железо" достигает частоты 17 КГц! Причем диапазон 5-7 КГц, где находятся свистящие у голоса, очень густо населен и в спектрограмме ударных. При таком раскладе можно понять, что война за дикцию - это не только дело качественной записи, но и грамотной эквализации на этих частотах. Почему я взял для примера "живые" ударные? Потому что электронные варианты более отфильтрованы и могут не отразить всего того спектра, который присущ для данного класса инструментов.
Высокий sinth - отфильтрованный звук с узким спектром, и в данной картине может или мешать, или не мешать голосу и ударным. Дело в том, что несущей частотой у него является нота, а не спектр частот, который бы говорил о характеризующем инструмент звуке. Поэтому, скорее всего, данный инструмент может ссориться только с голосом.
И последнее - это бас. Как видно из спектрограмм, самым важным параметром при сведении является сведение баса с ударными в полосе до 450 Гц. Главное в данном случае - достичь раздельного звучания "точки" большого барабана и "точки" баса. После чего, судя по моему опыту, спектры, заложенные в инструментах, "построются" сами и не будут мешать. Не следует забывать, что данный редактируемый диапазон частот важен и для гитары. Подходим к тому, что я приведу некоторый список к руководству действий по эквализации, который печатался примерно год назад:
Эквализация вокала:
1. Добавление на участке 200-300 Гц дает более полное и гармоничное звучание партии вокала. 2. Если вокал не основной (бэк), и хочется добиться его присутствия при тихом прослушивании, то следует увеличивать диапазон 400 Гц. 3. Чтобы подчеркнуть вокал, а также качество его записи, следует редактировать диапазон 3000 Гц. Уменьшение на данном диапазоне позволяет сделать мягче бэк-вокальные партии. 4. 5000-7000 Гц - разборчивость, высокие частоты, за счет чего несколько увеличивается динамика, а также удаляются лишние свистящие. 5. 10-15 КГц добавляет прозрачность вокальной партии, делает ее более легкой и "живой".
Эквализация бас-партии:
1. 30-70 Гц - регулировка позволяет убирать гул, управлять раздельностью звучания отдельных нот, сыгранных на бас-инструменте. 2. 100 Гц - говорит о жесткости звука басовой партии. 3. Добиться присутствия при тихом прослушивании - 400 Гц. 4. 700-900 Гц - редактируется чистота звучания, а также мощь басовой линии. 5. 1200-1500 Гц - атака бас-инструмента. 6. 3000 Гц - если инструмент "живой", то на данной частоте можно отредактировать звуки, сопутствующие игре (стук пальцев и т.п.). 7. 5-7 КГц - если бас электронный, то в данном дипазоне регулируется его жесткость.
Эквализация электро-гитары:
1. 100 Гц - читаемость мелодии и более полный тембр инструмента. 2. 150-300 Гц - делает гитару более тяжелой. 3. 700-2000 Гц - лучше уменьшать, за счет чего гитара приобретет "фирменный" звук. 4. 3000 Гц - подчеркивается атака. 5. 5 КГц - ритм лучше немного уменьшить, при увеличении подчеркивается яркость. 6. 7 КГц - резкость. 7. 10-15 КГц - прозрачность.
Эквализация акустических инструментов (пианино, гитара, духовые):
1. 100 Гц - украшение тембра, он становится более мягким, для акустической гитары лучше убрать, чтобы было меньше гула. 2. 150-300 Гц - позволяет убрать гул в звуке. 3. 3-5 КГц - атака. 4. 7 КГц - резкость. 5. 10 КГц - прозрачность. 6. 15 КГц - легкость.
Эквализация ударных:
1. 30-60 Гц - более качественный тембр для низких составляющих. 2. 100-200 Гц - улучшение тембра для малого барабана. 3. 30 - 200 Гц - вырезается для более качественного звука тарелок. 4. 400 Гц - при уменьшении дает большую естественность низким ударным и больший объем - тарелкам. 5. 7 КГц - атака у низких ударных. 6. 10 КГц - жесткость звучания тарелок. 7. 12-15 КГц - прозрачность звучания тарелок.
Эквализация синтетических звуков:
1. 200 Гц - уменьшается во избежание мутности. 2. 15 КГц - более естественное звучание.
Напомню лишний раз, что как баланс, так и эквализацию лучше "вести" от вокала. Тогда не будет проблем ни с громкостью, ни с частотами на местной радиостанции:)
Кристофер М. ИХИХО,
[email protected],
music-hall.com.ua
Горячие темы