STORM 1.1 - только большими буквами:)

Совершенствование процесса создания музыки дошло до нового уровня - уровня моделирования собственной студии. Объективно программы Gigisampler и ACID стали переходными для становления на новую ступень и качества, и мышления современного музыканта. Теперь вопрос о РС как о полнофункциональной профессиональной и располагающей к креативности студии - вопрос небольшого отрезка времени.

На недавно прошедшей выставке Musicmesse 2000 фирма Arturia представила на обозрение специалистов и любителей музыкальных технологий достаточно новый и интересный продукт - программу Storm. Эту программу можно отметить по многим причинам. Первая: впервые появилась качественная программа от не очень известного производителя, написанная под Pentium II и выше. Во-вторых, эта программа вбирает в себя все самое лучшее, пришедшее к нам от независимых разработчиков-новаторов и ди-джеев-экспериментаторов.

То есть, сегодня можно уверенно сказать, что уже написана ультрасовременная программа, способная превратить РС в настоящую виртуальную студию звукозаписи.

С чем мы имеем дело?


Библиотеки инструментов и эффектов

Начнем с подхода. Программа представляет собой очень мощный структурный блок, включающий базу инструментов, имеющих реальные прототипы, базу эффектов, секвенсор, сэмплер и блок работы с аудиоинформацией.

То есть, например, была такая бас-машина, выпущенная в 1981 году - TB303. После этого появились ее программные эмуляторы. Наиболее удачный - H30plus. Для Storm он выполнен в виде отдельного подключаемого к программе блока-модуля. И таких модулей может быть неимоверное множество - как и изобретенных или сэмулированных устройств. В программе уже присутствуют:

  • Arsenic bass line;
  • Tsunami drum machine;
  • Meteor drum machine;
  • Puma drum machine (экзотические ударные);
  • Equinoxe chord synthesizer;
  • H3Oplus sample sequencer;
  • Mix & scratch turntables.

Эта библиотека модулей может пополняться, и при удачном раскладе для разработчиков (а я думаю, он будет очень удачным) может сложиться ситуация, когда модули станут такой же страстью и предметом коллекционирования для музыкантов, как и DirectX plug-in'ы.

Сам же звук напоминает звук "железных" прототипов. И качественно напоминает.

Итак, у вас есть две внутренние библиотеки: инструментов (расположена в рабочем окне слева) и эффектов (расположена справа).

Библиотека эффектов:

  • Chorus;
  • Distortion;
  • Dual delays (стерео делэй);
  • Flanger;
  • LPFilter;
  • Ring Modulator;
  • Seq Filter.

Посередине рабочего окна расположен мультитрековый блок, включающий в себя как секвенсор, так и digital audio магнитофон. Основные операции делаются с помощью функции drug'n'drop (переносом курсором мыши). Например, вы выбрали инструмент. Переносите его на окно мультитрека (разработчики называют его "virtual rack"). Инструмент устанавливается в первую же свободную ячейку. Появляется изображение клавиатуры с надписью (названием инструмента) или же интерфейсный блок ритм-машины.

После этого таким же образом можно загрузить в virtual rack эффекты.

И все, на данном этапе вы смоделировали свою студию. Теперь дело за созданием композиции.


Процесс создания композиции

Сам процесс очень увлекателен, так как работает в режиме реального времени.

Для перехода к режиму композиции требуется нажать на кнопку Composition в окне virtual rack.

Все инструменты могут работать в режиме pattern. То есть, вы можете загружать отдельные музыкальные фразы и расставлять их по сетке времени. Больше всего работа на данном этапе напомнила мне схему действий в Re-Birth. Эффекты накладываются по системе FX и могут включать в себя до трех модулей-эффектов (например, делэй, эхо и флэнджер).

Программа позволяет записывать аудиотреки. При этом использует форматы wav, aiff и собственнный - stm. Записав некоторое количество треков и используя фразы, сыгранные на инструментах, пользователь может расставить их по сетке времени в специальном окне, напоминающем мультитрековые блоки в дэнсмэйкерах.

Программа поддерживает импорт сэмплов из "внешней" среды. В данном случае поддерживаемыми форматами являются: Wave, aiff и MP3. Программа осуществляет стретч (растягивание звукового фрагмента соответственно сетке темпа), причем позволяет пользователю редактировать данную операцию самостоятельно.

Сохранение происходит во внутренний формат файлов с расширением *.stm. Для быстрого просмотра содержимого жесткого диска есть специальный explorer внутри программы.

Во многом программа повторяет структуру и функциональные возможности MbooM, но при этом отличается лучшим интерфейсом и качеством звука.


Заключение

Демо-версию программы можно скачать по адресу www.arturia.com. При скачивании лучше использовать программы типа ReGet (JetCar и Go!Dzilla по необъяснимым причинам могут не докачать нужный для установки файл). Минимальные требования к процессору - Pentium II 300 MHz. На меньших параметрах программа просто не запускается. В демо-версии отключена функция сохранения и есть ограничение по времени работы - 15 минут.

Что же касается дальнейшего развития данной сферы продуктов, то я вижу очень серьезную конкуренцию: MbooM, Tuareg, Storm, Re-Birth, ACID. Это пятерка лидеров. К ним еще можно, правда, добавить продукты фирмы d-lusion (мы уже рассматривали великолепную Rubber Duck H30+). Все эти программы идут от аналогового звука. То есть, очевидно, современные разработчики ставят крест на MIDI-технологиях, на том, как они решены в РС-звуке.

Отдельно от "туссовки" стоит ACID, в других программах все идеи пересекаются. И успех той или иной программы во многом зависит от финансового благосостояния разработчиков и хорошо продуманных интерфейсных решений. Например, в MbooM можно запутаться даже видавшему виды специалисту. Причем на ровном месте:).

Наконец-то, в городе музыкальных технологий на РС появилось население, зашумели улицы, начали дымить фабрики, а по ночам гореть окна офисов.

Кристофер М. ИХИХО,
[email protected],
music-hall.com.ua

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

24 за 2000 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!