Майский обзор рынка информатизации бизнес-процессов
Конкуренция обостряется
В прошлом номере "КВ" я уже писал о совместной акции "Бэст" и Microsoft. Сегодня к этому добавились еще две новости. Во-первых, действие этой акции распространяется теперь и на территорию Беларуси. Во-вторых, после личного знакомства с "Бэст Офисом" должен заметить, что это серьезная заявка на обострение конкуренции с "1С".
Идея такого продукта давно напрашивалась на реализацию. Как ни крути, большинство пользователей работают с офисным пакетом Microsoft. Причем, многие из них, особенно в небольших, а то и в средних фирмах, ведут здесь и свою бухгалтерию, и другие виды учета. Теперь они получили готовый пакет в привычной среде. "Бэст Офис" использует технологии MS Office и даже внешне очень похож на всем известные приложения. Дизайн у него от Outlook Express, на экран выводятся привычные Excel'овские таблицы, а база реализована в Access.
В общем, продукт интересный, и многим он наверняка понравится, так что лидеру придется потесниться. Полностью выровняться с "1С" по объемам продаж "Бэст" вряд ли удастся. Все-таки за "1С" стоят такие серьезные факторы, как известность и мощная дилерская сеть. Но вот заметно увеличить свою долю рынка "Бэсту" теперь, похоже, вполне по силам.
Косвенным признаком обострения конкуренции служит и активизация в последнее время маркетинговой деятельности компании "Интеллект-Сервис", разработчика программ серии "Бэст". По результатам ряда последних опросов, проводившихся в России, "Бэст" уверенно занял второе место, и специалисты отмечают стабильный рост объемов его продаж. Кроме того, буквально в последние дни мая компания приняла участие в трех крупнейших специализированных мероприятиях для бухгалтеров - Московском международном бухгалтерском форуме, Конгрессе профессиональных бухгалтеров Москвы и Московского региона (22-23 мая) и 6-й специализированной выставке "ИНВА-2000 Управление предприятием, бухгалтерский учет, аудит" (Санкт-Петербург, 25-28 мая). И на всех этих мероприятиях "Бэст Офис" неизменно вызывал повышенный интерес со стороны посетителей.
1С: Олимпиада 2000
Но и лидер не стоит на месте. Так, 13 мая состоялся заключительный тур открытой Олимпиады по программированию среди студентов экономических вузов, ежегодно проводимой под эгидой Финансовой Академии при Правительстве РФ, где фирма "1С" принимает самое активное участие и является генеральным спонсором.
Как сообщается в распространенном пресс-релизе, "интерес фирмы "1С" к сотрудничеству с вузами не случаен, поскольку развитие сети франчайзинговых организаций "1С" требует подготовки все большего количества специалистов в области внедрения и сопровождения современных программных продуктов, предназначенных для автоматизации учета и бизнеса".
Само конкурсное задание выглядело примерно следующим образом: есть некая фирма, которая закупает товар в рулонах, а продает - в метрах. Отсюда требовалось в среде программы "1С: Бухгалтерия" разработать настройку, обеспечивающую формирование счета покупателю, исходя из его заказа (в метрах) и наличия товара на складе (в рулонах). При этом, естественно, необходимо свести к минимуму могущие возникать остатки.
Для нас интересно, что в этом году права выступить в заключительном туре добился и студент Гомельского кооперативного института Павел Шенин. Насколько успешно выступил он и другие участники, будет известно только в День знаний, 1 сентября, когда будут подведены итоги Олимпиады и состоится награждение победителей.
Таким образом, "1С" планомерно расширяет сферы своего влияния и вряд ли намерена уступать пальму первенства на рынке СНГ.
Конкурс "Бизнес-Софт 2001"
Центр исследований экономических систем "Бизнес-Программы-Сервис" (Москва) объявил о времени проведения VIII-го Международного конкурса программного обеспечения в области финансов и бизнеса "Бизнес-Софт". Основной этап конкурса будет проходить с октября 2000 по январь 2001 года. А подготовительный начался уже в марте.
До сентября предполагается провести открытое обсуждение проекта классификатора, методики тестирования, состава и формы работы экспертной комиссии, формы публикации итогов, методики награждения победителей. Традиционно в этой работе примут участие эксперты, аналитики, разработчики, пользователи, представители прессы и все желающие.
Среди этих желающих, как любезно сообщили нам организаторы конкурса, могут быть и белорусские фирмы-разработчики соответствующего программного обеспечения. Свои заявки они могут размещать на сайте www.finsoft.ru. Как сказано в этом же письме, "нам, конечно, будет очень приятно, если белорусские фирмы примут участие в конкурсе и в этом году. По крайней мере, мы на это надеемся. Нам всегда интересно узнавать, что нового происходит у вас в городе и стране. Эксперты с удовольствием приезжали в Минск, знакомились не только с продуктами, но и с фирмами".
Общие тенденции
А теперь несколько слов об общих тенденциях развития ПО для бизнеса на просторах СНГ. Известная российская компания "Ламинфо" провела недавно специальное исследование на эту тему, результаты которого опубликованы, в частности, в рассылке наших информационных партнеров - фирмы "Лексаудит" ("Программное обеспечение для учета, анализа и управления", www.subscribe.ru).
Представленные данные свидетельствуют о том, что почти две трети компаний-разработчиков делового ПО развивают одновременно более 3-х видов направлений разработок, а в ряде случаев и более 6. При этом отмечается, что "основными направлениями развития делового программного обеспечения ... являются бухгалтерские, торговые и корпоративные системы".
Расширяются функциональные возможности программ, причем все чаще эти программы пишутся под Windows. Файловые системы постепенно вытесняются "клиент-серверными" технологиями. В состав программных пакетов включаются возможности взаимодействия со специализированными внешними устройствами - банкоматами, торговым оборудованием, в том числе технология автоматической идентификации штриховых кодов. Появилось много специальных решений для отдельных отраслей и сфер бизнеса.
Кроме того, усиливается конкуренция в регионах, гораздо более серьезно фирмы-разработчики стали относиться к своей маркетинговой деятельности. Одновременно значительно повысились требования и пользователей информационных систем, где решения теперь принимаются чаще не на уровне руководителей отделов, а на уровне руководителя всего предприятия или его первого заместителя. Это означает признание значимости процессов информатизации для успешного осуществления бизнеса.
Интернет-серьезности
Тем временем 23 мая в Киеве, как сообщает агентство AIN (www.ain.com.ua), прошла первая встреча Украинского Интернет Обмена - "The Ukrainian Net Exchange", которая собрала вместе интернет-предпринимателей и инвесторов. (UNEX - это ежемесячный цикл встреч, представляющий собой эквивалент встреч First Tuesday в США и Европе).
Думаю, что белорусским интернет-активистам будет интересно узнать, как это все выглядело. Глядишь, и у нас кто-нибудь этим займется.
В первой встрече приняли участие более 100 предпринимателей и инвесторов. Были представители и из большинства ведущих украинских интернет-компаний и контент-проектов.
Как заявляют организаторы, UNEX стремится стать ежемесячным событием. Организационно это мероприятие основывается на двух принципах - открытость и обмен идеями. Регистрация и участие в UNEX бесплатное.
Любопытен и тот перечень направлений работы, который вызвал интерес у потенциальных инвесторов в ходе встречи. Это электронная торговля, контент-проекты, информационные технологии, порталы, промышленные порталы, web-разработки, финансовые порталы и др.
А у нас все пока идет своим путем, причем несколькими и разными. Предприниматели заняты своим делом, а Интернет-активисты - своим. На Украине, например, Интернет-агентство "UANET" (www.uanet.com.ua) и поисковая система Яndex 1 июня 2000г. открыли поисковую систему по украинским сайтам. А у нас - свой "Поиск", причем не только по белорусским сайтам и почему-то на com.
Агентство "UANET" засветилось на прошлой неделе с помощью AIN и еще одной любопытной деталью. В принадлежащем ему Inter-Shop'е в качестве платежного средства применяются виртуальные деньги, так называемые W(Веб). Причем, 1W=1$. Ими можно оплатить покупку, их, как всегда, можно использовать для рекламы своего сайта, но самое интересное: их можно обменять в обменном пункте на деньги(!).
Сергей ДМИТРИЕВ,
vespol@mail.ru
Горячие темы